Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Линева Алина Сергеевна. Доклад



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра журналистики

 

 

Линева Алина Сергеевна

«Понятие «личность» в телевизионном эфире. Фабула, тема, идея, замысел, сюжет, конфликт, диалог, характеры, художественный образ, жанр, точная композиция как основные составляющие эффективности авторской программы»

Доклад

 

               

 

 

Студентки 3 курса группы А

дневного отделения

спец. 42.03.04 «Телевидение»

 

 

Донецк — 2020

Понятие «личность» в телевизионном эфире

Тележурналист формирует свой стиль, образ, согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственным представлениями о том, что такое полноценная в духовном и нравственном отношении личность, о роли этой личности в обществе. Для журналиста в силу таких осложняющих обстоятельств, сопутствующих его профессии, как популярность или даже слава, очень важно не опуститься до "дурного своеобразия", претензии на оригинальность, элементарного желания выделиться в пустяках, ничтожных мелочах, не усмотреть именно в этом проявление творческой    свободы.
Личность, выступающая по телевидению, проявляет свое отношение к той или иной проблеме. Совпадение позиций личности информатора и источника информации не обедняет, а обогащает информацию, так как аудитория знает: мнение, высказанное телеведущим, выражает нечто большее, чем мнение одного человека. Создав принципиально новую форму общения, люди расширили его границы до невиданных масштабов. В структуре, содержании и формах телевизионного общения не могут не отражаться особенности и черты действующего политического устройства того или иного государства. «При этом общение как таковое сохранило в структуре своих процессов последовательные этапы психологической переработки воспринимаемой людьми    информации».
Тележурналист ( равно, как и журналист вообще) находится в точке пересечения двух взаимонаправленных и взаимопреобразующих потоков: массовой информацией и зрительской аудиторией. Он опосредует на экране передаваемые факты, события, явления. Личностные качества тележурналиста накладываются на весь характер вещания. При этом речь идет только об осмыслении информации, но ни в коем случае не о восприятии и отражении ее сути - они должны быть адекватными и объективными. Проблема личности на ТВ - это "проблема влияния на зрителя особой документально- образной системы телевизионного воздействия.

Фабула, тема, идея, замысел, сюжет, конфликт, диалог, характеры, художественный образ, жанр, точная композиция как основные составляющие эффективности авторской программы

Итак, для создания программы «автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная композиция и творческое кредо».

Тема – «это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения». Тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативно, прямо отвечает на соц.заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. Тема обычно рождается из двух ситуаций: либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. «Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию».

Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. «Замысел, – отмечается в литературоведческом словаре, – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов)». Авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы. Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, или проблемной. В качестве примера вспомним популярную телевизионную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова или ток – шоу «Моя семья» Валерия Комиссарова. Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы. Сегодня у журналиста есть право свободно высказывать собственное мнение. Ярким проявлением этих условий стали авторские программы. Они в изобилии присутствуют на центральном телевидении, в меньшей степени – на региональном. Сам термин подразумевает некую элитарность, особое значение автора. «Откуда он берется? Из опыта, из наблюдений, из пристрастий, из актуальной жизни, из подсказки коллег, из указаний редактора, из нелепого случая, из развивающихся представлений автора о мире. Откуда только ни берется замысел!». Если для писателей в ходе формирования замысла важно отобрать из жизненных фактов наиболее типичное и характерное, чтобы в дальнейшем создать художественный образ, то для журналистов важно строгое следование фактам и адекватное отображение действительности. Многие замыслы будущих публикаций накапливаются годами. Исходным материалом, на основе которого может зародиться замысел конкретного произведения может быть: встреча с интересными людьми, чтение литературы, внезапно возникшая мысль, случайно услышанная фраза и многое др. Вот что рассказал о своей творческой работе очеркист «Известий» А. Васинский: «Открою секрет моей любимой уловки. Я позаимствовал ее у Феллини. В одном из интервью он рассказал, что с тех пор, как ощущает себя творческим человеком, держит при себе некий мешок. Но не настоящий, холщовый, а как бы духовный “мешок”. И все возникающие идеи, образы, наблюдения – все эфемерное, призрачное и пока блуждающее в пространстве он складывает туда. Мне это очень понравилось, и я решил завести себе такой же. Приступая к очередному заданию, запускаю руку в мой “мешок” и непременно нахожу там что-нибудь интересное».

Структура замысла. «Замысел произведения, – пишет Е.П. Прохоров, – по структуре своей должен походить на чертеж будущего произведения как целостности в единстве его темы, проблемы. Замысел, в глубоком смысле этого слова, рождается как бы в точке пересечения сознаваемой публицистом социальной потребности, его гражданской устремленности, волнующих его явлений жизни, накопленного социального опыта». И далее: «Собственный опыт журналиста, его знания, эрудиция, информированность и, кроме того, найденные им факты – это и есть источники возникновения замысла».

Проблемная сторона замысла. «Проблемная сторона замысла – это такое знание объекта, при котором есть “пустоты”, допустимы противоречивые утверждения, возможна и даже необходима мысль о незнаемых связях и взаимодействиях, которые по-новому осветят уже полученное знание. И когда в замысле начинают выделяться тематическая и проблемная сторона, причем их столкновение порождает и намек на идейную сторону будущего произведения, тогда и возникает у публициста вопрос о “достаточности” его вооружения».

Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи, которая, по мнению Г.В. Лазутиной, «всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения». Под идеей мы понимаем главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» — достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.

В этом смысле идея выступает как своеобразная программа действия. Чтобы произведение получило идейное звучание, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своих взглядах на ту или иную проблему, в своем видении жизненной ситуации, с которой он столкнулся, наконец, в выражении собственного отношения к описываемым фактам. В этом случае читателю становится понятно, ради какой цели писалось произведение, какие идеи автор пытался донести до общественности, какими мыслями хотел поделиться, в чем пытался убедить аудиторию и т.п. Если журналисту удастся отразить в произведении все эти моменты, то он может рассчитывать на ответную реакцию аудитории.

Функция рабочей идеи состоит в том, что она во многом определяет идеологическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подготовки, но и в процессе написания произведения. В практическом преломлении рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной мысли произведения, которую нужно развить и доказать или подтвердить системой аргументации.                                                        Понятие «жанр» сегодня присутствует во всех видах творчества, которые представляют собой развернутую жанровую систему, в каждой из которых происходит последующее деление. Такая сложная классификация обусловлена различиями в восприятии действительности в каждом жанре и формой её отображения. Так, например, в кинематографе один и тот же сюжет может быть преподнесен по-разному, в зависимости от того какой жанр фильма был определен режиссёром – комедия или трагедия, фильм ужасов или боевик. Развернутое и обобщенное определение понятия «жанр» приводится в книге Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества»: «Жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объектным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности».

В.Л. Цвик приводит типологию телевизионных интервью в зависимости от их целей, где разделяет интервью на протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкету и интервью-портрет. Протокольное интервью помогает разъяснять вопросы внешней и внутренней политики у лиц высокого ранга; информационное – получать определенные сведения, но необязательно официального характера; проблемное – найти пути решения той или иной проблемы; интервью-анкета собирает мнения нескольких людей; а портретное интервью раскрывает личность собеседника. На нем мы заострим внимание т.к. программа, которую мы будем анализировать во второй главе, создана на основе портретного интервью.

С появлением интервью на телевидении, жанр приобрел существенное качество – зрелищность. Теперь источником информации о герое интервью стала речь (интонация, эмоциональная окраска), невербальные средства общения (мимика, жесты, поведение), а нередко и окружающая среда (интерьер помещения). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и широкое распространение жанра интервью на телевидении. На это качество телевидения акцентируют внимание как российские, так и зарубежные специалисты.

Благодаря техническим возможностям, телевидение значительно опережает печатные СМИ в скорости передачи информации. Именно погоня за оперативностью сказывается на процессе общения журналиста с интервьюируемым. Если журналист газеты имеет время на обработку и проверку материала, то телевизионный журналист, особенно в условиях прямого эфира, такой возможностью не располагает. Так же прямые эфиры иногда вынуждают журналиста пренебрегать некоторыми нормами общения. Пытаясь не превысить хронометраж интервью или не изменить темп беседы, интервьюеру приходится перебивать своего собеседника. Помимо этого, журналист может столкнуться с боязнью камеры или прямого эфира у собеседника, что может сказаться на готовности гостя общаться и на качестве этого общения. Работа в эфире требует от ведущего максимальной коммуникативной отдачи и психологической «обработки» собеседника: подготовить к разговору, выработать правильную стратегию беседы и максимально раскрыть тему.                                                                                 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики.- М., МГУ,1980

2.  Вакурова Н. В., Московкин Л. И., Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие, -М., 1997.

3.  Ким М. Н. Технология подготовки журналистского произведения. СПб., 2000.

4. Цвик В.Л., «Телевизионная журналистика: история, теория, практика.,2004 г. 7. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном: Учебное пособие. - М: МНЭПУ, 2000.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.