Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аспекты языка. Речемыслительная деятельность



Тема 4

Аспекты языка

Речемыслительная деятельность

Речемыслительная деятельность — это процессы мыш­ления и речи, выступающие как принадлежность сознания че­ловека. Термин указывает на ментальное единство механизмов мышления и речи, но не предполагает, что речь выступает в качестве обязательной основы мыслительных процессов в соз­нании человека.

Разные стороны использования языка людьми изучают­ся разными науками и отделами наук. Физиологи изучают органы речи. Психологи и психолингвисты исследуют про­цессы порождения и восприятия речи. Нейролингвисты изу­чают речевые зоны мозга. Врачи и логопеды устраняют де­фекты речи. Развитие национального языка определяют писатели, ученые, общественные деятели. Таким образом, речемыслительная деятельность — явление многостороннее и многоаспектное. Разные лингвистические школы обращались то к одной, то к другой стороне языка, при этом обозначая предмет своего изучения разными терминами — речевая деятельность, языковая деятельность, речь, процессы говорения и понима­ния, говорение и мн. др. Иногда эти термины оказываются
синонимичными, иногда в них вкладывается различное со­держание.

                                                                                          '

Так, основатель психологизма Г. Штейнталь различал:

• речь (говорение) — проявление языка в данный момент;

• способность говорить — наличие физиологической способности артикулировать и психического содержания внутреннего мира, которое предшествует языку и выражается им;

• языковой материал — созданные речевой способностью в процессе говорения элементы, которые употребляются в речи и повторяются для выражения одного и того же содержания;

• язык — совокупность языкового материала одного на­рода.

В трудах младограмматиков основное место занимает изучение речи как проявления индивидуальной психологии.

Ф. де Соссюр разграничил практически те же аспекты речемыслительной деятельности, что и Г. Штейнталь: ЯЗЫК (langue), речь (parole) и речевую деятельность (langage), но под ЯЗЫКОМ он понимал систему знаков, хранящуюся в мозге человека; под речью — индивидуальное говорение; под речевой деятельностью — использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих общение. Он считал главным делом лингвистов изучение ЯЗЫКА, т. е. той языковой информации, которая заключена в мозгу каждого человека, входящего в данный языковой кол­лектив.

Юрий Анатольевич Левицкий обратил внимание на то, что вопреки многочисленным комментаторам концепции Соссюра, утверждающим, будто Соссюр «отрывает язык от речи», в действительности он выводит как язык, так и речь из речемыслительной деятельности, показывая этим их единство (Ле­вицкий 1999, С.29). После появления книги Соссюра вопрос о разграничении ЯЗЫКА и речи как противопоставленных ас­пектов языковой деятельности человека стал одним из самых актуальных в языковедении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.