|
|||
Тема урока: Повторение. Разделы науки о языке.Тема урока: Повторение. Разделы науки о языке. Вы знаете, что лингвистика (наука о языке) состоит из разделов. Давайте на примере вспомним эти разделы. Перед вами два предложения: 1. Мальчишки разбили оконное стекло мячом. 2. Стакан опрокинулся, и молоко стекло на пол. В этих предложениях встретились одинаково звучащие и пишущиеся слова: СТЕКЛО и СТЕКЛО. Рассмотрим эти слова с точки зрения разделов лингвистики. 1. С точки зренияФОНЕТИКИ, произносятся ОДИНАКОВО. 2. С точки зрения ЛЕКСИКИ, эти слова имеют разное смысловое (лексическое) значение и являются ОМОНИМИЧНЫМИ ФОРМЫМИ РАЗНЫХ СЛОВ (то есть слова двух разных частей речи случайно совпали по написанию и звучанию в одной форме). 3. С точки зрения МОРФОЛОГИИ, это слова разных частей речи: Мальчишки разбили оконное стекло мячом. (Стекло (что?) – сущ., начальная форма – СТЕКЛО, нариц, неодуш, среднего рода, 2 склонения, стоит в В.падеже, в ед. числе. Стакан опрокинулся, и молоко стекло на пол. СТЕКЛО (что сделало?) – глагол, начальная форма СТЕЧЬ, совершенного вида, невозвратный, 1 спряжения, стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде. 4. С точки зрения СИНТАКСИСА, данные слова являются разными членами предложения: стекло (сущ) дополнение, стекло (глагол) – сказуемое. 5. С точки зрения МОРФЕМИКИ, слова состоят из разных морфем (частей слова): Стекло (сущ) состоит из корня СТЕКЛ (основа равна корню) и окончания О. Стекло (глагол состоит из приставки С, корня ТЕК, суффикса прошедшего времени Л и окончания О (основа СТЕК, суффикс Л и окончание в основу не входят). Задание: рассмотрите эти слова с точки зрения ОРФОГРАФИИ (ответы краткие). 1. Какая орфограмма заключена в корне этих слов (название орфограммы)? 2. Подберите и запишите к ним проверочные слова (к каждому слову по одному проверочному).
|
|||
|