Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Права потребителей.



Права потребителей.

Потребитель –человек, который заказывает или хочет заказать, приобретает и использует товары, работы, услуги для своих личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Гарантийный срок эксплуатации – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества продукции при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.

Сертификат качества – документ, удостоверяющий качество товара.

Довольно часто каждый из нас выступает в роли потребителя, покупая одежду или обращаясь к стоматологу, чтобы вылечить больной зуб. Даже тогда, когда мы становимся студентами престижного вуза и пользуемся образовательными услугами, закон защищает нас как потребителей.

Потребитель вступает в правоотношения с продавцом, изготовителем или исполнителем: в их роли может выступать организация, а также индивидуальный предприниматель (при этом его правовой статус должен быть подтверждён регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя).

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами. В России сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей. Ведущими нормативными правовыми актами являются федеральные законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Рассмотрим некоторые права потребителей.

Законом предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, работу, услугу надлежащего качества. Это значит, что товар должен соответствовать стандарту, а также тем требованиям, которые предъявляются к конкретной вещи. Если в товаре обнаружены недостатки, то речь идёт о некачественном товаре. В этом случае потребитель имеет право требовать: безвозмездного устранения недостатков; замены товара; уменьшения цены за товар; возврата денег за товар. При этом выбор вариантов поведения определяет не продавец, а потребитель. В случае покупки технически сложного товара, например телевизора, потребитель, обнаружив в нём любой недостаток, вправе потребовать возврата уплаченных за товар денег. А в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара — его замены. Неудачливый покупатель вправе также потребовать возвратить деньги в одном из следующих случаев:

* обнаружен существенный недостаток товара;

* нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;

* неоднократно устраняются различные недостатки товара в период гарантийного срока, в связи с чем потребитель не может использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение года.

Требование о замене товара предъявляется продавцу или изготовителю. По общему правилу, если очевидно, что товар бракованный, он должен быть заменён сразу. При проведении дополнительной проверки качества товара замена производится в 20-дневный срок. Гарантийный срок в таком случае исчисляется со дня передачи нового товара потребителю. Потребитель вправе присутствовать на экспертизе и в случае несогласия с выводами специалистов обжаловать их в суде.

При отсутствии нужного товара в день обращения он должен быть заменён в течение одного месяца. За просрочку выполнения требований потребителя о замене товара с продавца взыскивается неустойка.

В законе предусмотрена также возможность обмена товара надлежащего качества. Если непродовольственный товар не подошёл потребителю по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону либо по иным причинам, он может быть обменен по требованию потребителя в двухнедельный срок. Правда, обмен возможен при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация, предприниматель, импортёр обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Следует сохранять товарный или кассовый чек. Но надо знать, что отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, которые не подлежат обмену, установлен Правительством РФ.

В этот перечень входят: изделия из драгоценных или полудрагоценных камней и металлов; ткани и бельевой трикотаж; бельё для новорождённых и постельное; предметы женского туалета; штучные текстильные товары; парфюмерно-косметические товары и товары бытовой химии; предметы личной гигиены. К таким товарам относятся также бытовая мебель (мебельные гарнитуры и комплекты), автомобили.

Потребитель обладает правом на информацию о товаре.

Обычно полная информация о товаре представлена на его упаковке: на ней указывается, где изготовлен товар, каков срок годности, состав, содержание вредных веществ, противопоказания к применению, потребительские свойства товара, правила пользования, хранения, срок службы. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Часто мы заключаем договоры на выполнение каких-либо работ или предоставление услуг (строительство, ремонт и т.д.). При этом для потребителя важно, чтобы соблюдались сроки, работы были выполнены качественно и цена была приемлема.

При заключении договора на выполнение работ (услуг) составляется смета. Потребителю следует знать, в какие сроки исполнитель обязан устранить недостатки. Если они обнаружены в ходе выполнения работы (услуги), то потребитель вправе назначить соразмерный срок. Недостатки уже выполненной работы должны устраняться в течение 20 дней. В обоих случаях срок фиксируется в договоре или в акте сдачи-приёмки работы.

Государственную систему защиты прав потребителей составляют органы исполнительной власти, судебная власть. Общие надзорные функции в этой сфере выполняют органы прокуратуры.

Защиту прав потребителей осуществляют Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. К виновным применяются меры административного и имущественного воздействия. Наиболее часто удаётся обнаружить такие нарушения, как завышение цен, продажа некачественных товаров, продажа товаров с просроченными сроками реализации, несоблюдение санитарных правил торговли.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.