Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Средства общения.



 

Тема 2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:

коммуникатор - сообщение (текст) - канал передачи информации - аудитория (слушатель, приемник) - обратная связь.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

Таблица №1.Массовая коммуникация Межличностная коммуникация    
Опосредованность общения техническими средствами Непосредованный контакт в общении    
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов    
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения    
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения    
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта    
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения    
Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей    
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность    
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент - отдельный конкретный человек    
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность    
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения    
       

Средства общения.

Основными средствами коммуникации являются: вербальные и невербальные.

При вербальном общении используется устная и письменная речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и раскодирование информации: К – кодирует, Р – раскодирует.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), т.к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с раскодированием.

Письменная речь – словесное общение при помощи письменных текстов. Она протекает в более медленном темпе, чем устная, позволяет многократно обращаться к написанному.

Устная речь – словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Невербальное общение – это коммуникация между людьми без использования слов. Инструментом общения становится тело человека. Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное поведение», характеристики голоса, запахи. При помощи языка тела люди передают от 60 до 70 % всей информации в процессе общения.

В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т.д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т.п.).

Значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар - «нет»; европеец и американец сообщая о постигшем их горе или несчастье, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому, что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев и американцев, а японца с детства учат смотреть собеседнику не в глаза, а область шеи и т.д.

Как же люди приобретают навыки невербальной коммуникации? С помощью подражания и наблюдения за поведением других. Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным.

Существуют определенные понятия «знак» и «сигнал». Знак – это элемент поведения, внешности, движений человека, несущий в себе информацию, воспринимаемую другими людьми независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателя.

Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например: случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как

сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия; намеренно передаваемый сигнал может быть, и не понят получателем и воспринят просто как знак и т.д.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.