Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок: Понятие степени с целым отрицательным показателем



Урок: Понятие степени с целым отрицательным показателем

1. Вспомним материал 7 класса:

Определение: Степень числаaс натуральным показателемn - это выражение вида an, значение которого равно произведению n множителей, каждый из которых равен a, то есть, .
В частности, степенью числа a с показателем 1 называется само число a, то есть, a1=a.

 

Вы это хорошо знаете, поэтому такие примеры легко посчитаете устно:

а) 23;               б) (–7)2;                в) (–3)3;                 г) ;

д) 53;               е) ;              ж) (–2)4;                з) ;

и) 63;               к) ;           л) (–3)0;                м) 21.

2.  Объяснение нового материала.

Определение степени с целым отрицательным показателем:

ап = , где а ≠ 0 и n – целое отрицательное число.

Как пользоваться этой записью рассмотрим на примере:

33 = 27,  3–3 = .

 = 16.

То есть, мы должны заменить степень с целым показателем дробью, степень в знаменателе уже положительная:

 

Затем сделать общий вывод:  = 1.

Напоминаем, что а0 = 1, для а ≠ 0, выражение 00 – не имеет смысла; 0n = 0 для натуральных п.

Правило: Выражение 0п для целых отрицательных п не имеет смысла.

П р и м е р ы:            120 = 1;                             (–3,5)0 = 1;

                                    04 = 0;                   01 = 0;

                                    00 – не имеет смысла;

                                    0–3 – не имеет смысла.

 

 Формирование умений и навыков.

№ 966.

Р е ш е н и е

а) 8 = 23; 4 = 22; 2 = 21; 1 = 20;  = 2–1;  = 2–1;  = 2–3.

б)  = 5–3;  = 5–2;  = 5–1; 1 = 50; 5 = 51; 25 = 52;
125 = 53.

№ 968 (а; б; в; е; з; к).

Р е ш е н и е

а) 4–2 = ;

б) (–3)–3 = ;

в) (–1)–9 =  = –1;

е) ;

з) ;

к) 1,125–1 = .

№ 970 (в, г, е).

Р е ш е н и е

в) ;

г) ;

е) .

 

№ 969.

а) –10–4 =  = –0,0001;

в) (–0,8)–2 = ;

д) –(–2)–3 = .

№ 971.

а) 9–5 =  > 0;

б) 2,6–4 =  > 0;

в) (–7,1)–6 =  > 0;

г) (–3,9)–3 =  < 0.

 

Вывод:

 

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Как определяется степень с целым отрицательным показателем?

– Чему равно любое число (не равное нулю) в нулевой степени?

– Какое значение имеет выражение 0п при целом n < 0?

– Чему равно ап · а–п?

– Можно ли получить отрицательный результат при возведении положительного числа в отрицательную степень?

Домашнее задание:№ 968 (г, д, и), № 969 (б, г, е), № 970 (а, б, д)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.