Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исторический экскурс



Исторический экскурс

Первым антимонопольным законом, в котором впервые используется термин «монополия», принято считать Конституцию о ненах императора Зенона (483 г. до н..). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования».

Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к ХV—ХVII  вв., когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий.

Первые законы о защите конкуренции появились в конце ХIХ в. Родиной конкурентного права считаются Соединенные Штаты Америки, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrus lаw.). Первым в 1890 г. был принят Закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий (более известный как Закон Шермана).

В 1914 г. были приняты Закон о Федеральной торговой комиссии и Заком Клейтона, установившие ограничения на ценовую дискриминацию, заключение «связывающих» контрактов, создание лизинговых компаний, участие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы и в наши дни составляют основу антитрестовской политики США.

В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к возникновению монополий. Например, «Продамет», созданный в 1902 г. объединял 30 металлургических предприятий, а в горной промышленности монополистом был «Продаруд».

Монополизм в России 1980—1990-х тг. имел ряд особенностей. Монополиями зачастую были бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия (например, концерн «Газпром»). Крупные государственные предприятия после их приватизации и преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и в основном заняли доминирующее положение. Например, доля ЛО «Снасскцемент» на рынке цемента Приморского края равна 100%.

В целом конкурентные отношения можно регулировать двумя способами, которые условно именуют американским и европейским.

Американское (антитрестовское) право исходит из презумпции «вредности» монополий, поэтому их деятельность формально запрещена. Компания (группы компаний) может доказать, что монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть запрещена.

Европейское (картельное) право допускает существование монополий, но под жестким законодательным контролем. Если будет доказано, что монополия приносит больше вреда, чем пользы, се деятельность будет запрещена.

В американском праве монополия не признается незаконной сама по себе. Судебная практика выделила законные монополии, которые пришли к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию, и незаконные монополии, которые монополизировали рынок злонамеренно. Показательным является дело Standart Oil Company of New Jersey United States (1911).

 В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования![1]

В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

Российская практика антимонопольного регулирования тяготсет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.

Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием. 22 марта 1991 г. Закона РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 г. стал самым ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе.


[1] См.: Монополизм и антимонопольная политика / отв. Ред. А. В. Барашева. М., 1994.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.