Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема два. Основные школы(направления) культурологии



 

4. прогресс в культуре

Прогрессирует ли культура?

Вопрос о прогрессе культуры не однозначен. Многие философы отрицают такой прогресс. Это такие теории:

1) Теория локальных цивилизации. Ее суть: нет единой мировой культуры и цивилизации, существуют отдельные цивилизации, со своим сроком жизни, нет единой мировой культуры и цивилизации. Средний срок жизни – 1200-1500 лет.

2) Теологические концепции культуры. Ее суть: ядром всякой культуры была религия. Сегодняшнее общество атеистично и рационалистично. Отсюда снижение уровня культур .

3) Элитарная теория. Суть: культура результат деятельности выдающихся личностей – элиты. Современное общество – общество массовой культуры, здесь подавляется индивидуальность, отсюда снижение творческого потенциала культуры вообще

4) Теория культурного отставания. Ее суть: с развитием культуры вырастает количество запретов в обществе. Вякая Культура репрессивна и содержит растущее количество запретов(табу), отсюда ограничение индивидуальности, снижение потенциала культуры.

Вывод философы. Прогресс культуры определяется уровнем развития личности. Есть формула прогресса культуры.

Прогресс культуры равно = объем духовных ценностей + масштаб их распространения +  гармоничное развитие различных сфер культуры + глубина усвоения культуры + технические средства распространения культуры + социальное равенство в приобщении в культуре + возможность реализации творческого потенциала.

Задание

 можно ли говорить о развитии культуры после 1985 года в России?

Динамика культуры

Основные концепции динамики культуры:

1) Циклическая, движение по кругу

2) Линейное развитие, от начала к концу

3) Волновое, затихающая амплитуда

4) Многовекторное развитие, в разные стороны, растекающаяся вода

Сегодня особое внимание привлекает теория Пригожина и Хакина «Синергетика» (см учебник Кадырова, записать что такое синергетика).

Тема два. Основные школы(направления) культурологии

Изучение школ позволяет познакомиться с методологией (основными принципами исследования) и опираясь на критерии общественной практики установить истину.

1) Расово антропологическая школа (Гобино, ЛяПуж, Чемберлен и др.). суть: уровень культуры зависит от расы. Расы не равны между собой. Рассовые смешения вредны для культуры. Эти концепции являются базой для расизма и фашизма.(фильм «обыкновенный фашизм» Михаила Рома)

2)  Структурализм и семиотика (симеон - знак) авторы Левистрос, касисрер, Лотман. Суть. Культура это комплекс элементов. Эти элементы подчиняются определенным закономерностям, поэтому возможно моделирование явлений культуры. Эти методы основаны на формализации и математизации, они хорошо работают в изучении религии, систем родства, науки, лингвистики и т.д. однако не все в культуре поддается формализации(например творчество).

3) Философия истории. (Вико, Гердер, Гегель, Маркс, Вольтер, Кондорсе, и д.р.) философы пытаются выяснить закономерности исторического процесса, его динамику, движущие силы, цель, характер.

4) Русская философия. Сложилась к началу 20-го века. Как результат многовекового развития. Особую значимость приобрела русская религиозная философия (Вл. Соловьев, Бердяев, Леонтьев, Флоренский) для русской философии характерно 1)

5)

Норберт Виннер, Тоффлер революционное богатство


Культура Эпохи Просвещения

1) рационализм

2) деизм

3) вера в прогресс

4) вера в естественные права человека (единство, равенство, братство)

Вольтер, Дидро, Ньютон, Гоббс, Локк, Ломоносов, Екатерина II,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.