Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть четвёртая 3



 

Пугало в огороде,

или... Под шёпот фонтанных струй


Дизайн и архитектура моего сада

Кто не знает: «Надо ехать на дачу и ко­пать грядки!» или «Ты, наконец, прополешь клубнику?» — тихое проклятие дачи с её прополкой и поливкой. А может, и ра­дость?

Радость от посаженного деревца или взращённого цветка, когда ты видишь, как появляется росток и расцветает бутон. И тогда становится понятно, почему тыся­чи людей с удовольствием копаются в сво­ём саду. Это врождённая тяга к природе человека, зажатого среди железобетона и машин, лишённого чистого воздуха, шири полей и зеркальной глади озёр.

Поэтому так важен человеку кусочек земли вокруг его дома, то, что на нём происходит и как он выглядит. Дом и зем­ля вокруг него составляют единое жиз­ненное пространство.

В этом пространстве земля может быть местом отдыха, садом, т. е. может играть роль естественной природной среды, а может быть обустроена как функцио­нально-хозяйственная зона. Пример тако­го отношения к земле — фруктовые сады в сельских хозяйствах, для сельских жите­лей это место работы и средство получе­ния наибольшего урожая.

Приусадебный участок может быть единым природным и функциональным целым.

например, когда его площадь занята только садом или огородом, хозяйственно-бытовыми строениями или парковой рекреацией.

А может быть зонированным пространством, совмещающим в себе одновременно разные функции

■■■■■■нвнвшвнша

Часть четвёртая


У дачного сада другое предназначе­ние. Конечно, в дачном саду могут быть и яблони, и вишни, и смородина, а также огород, но прежде всего трава, цветы и просто деревья — среда для отдыха. В идеале участок — это сбалансированное использование его во многих целях. Но посмотрим более внимательно на устрой­ство сада, применив при этом знания ос­нов ландшафтно-парковой архитектуры и садового дизайна.

При организации пространства садового участка могут использоваться композиционные приёмы разных стилей паркового дизайна

В дачных садах могут органично во­площаться элементы уже знакомых вам са­дово-парковых школ: французской с её чёткой организацией аллей и клумб, по­добно паркам Петербурга или Версаля, ан­глийской со свободной планировкой и мак­симальным сохранением природного ланд­шафта. Беседки и скамейки могут решать­ся в стиле русской усадьбы. А в дизайне водоёма и журчащих по камням струй ощу­щаются традиции ландшафтного искусства Востока.



 


 


яшшяшшяшш

Часть четвёртая


Создание сада, как любой вид дизайнерской деятельности, начинается с плана. План может быть в виде проектной зарисовки, эскиза будущего сада или его схематического чертежа (вид сверху). Обычно план выполняется пре­дельно просто, но с соблюдением масштаба и с привязкой к определённой местности (это может быть реальный или фантазийный дизайн территории вокруг вашей дачи). В сделанных вашими сверстниками проектах видно, как могут быть использованы разные приёмы садового дизайна в соединении с природ­ными условиями конкретного участка, со­здающими его индивидуальный стиль.

Различные виды ученических проектов садового участка (или его части): планировка, рисунок, коллаж, макет


В проектах закладывается членение сада на отдельные зоны (детская площад­ка, розарий, солярий и т. д.). Они разде­ляются не только оградами, но и при по­мощи перепадов рельефа, вьющихся кустарников или аллей. Проект, выполнен­ный в макете с помощью природных ма­териалов, даёт возможность с наибольшей полнотой ощутить замысел дизайнера.


вшшшшиш

Дизайн садового участка включает в себя естественно-природные элементы: деревья, кусты, старые корневища и пни, валуны и специально созданные элементы: клумбы, газоны, скульптуры, садовую мебель, шезлонги, кресла-качалки, гамаки, тенты, а также перголы, беседки. Особое очарование садовому пейзажу придают водоёмы с их мостками, кувшинками, с журчанием ручьёв. Их разнообразие бесконечно...

При создании и сада, и клумбы все правила композиции (гармония, ритм, единство части и целого и др.) действуют точно так же, как и при организации про­странства интерьера. Старайтесь не под­минать природу под ваш план, каким бы совершенным он вам ни казался, а идти от реальности, учитывая особенности ме­стности: пригорки, старые корневища и пни, используя их как элементы дизайна вашего садового участка.

Постройки могут контрастировать с природой, а могут вписываться в окружа­ющую среду. Дизайн сада включает в се­бя планировку участка, использование дикорастущих растений и деревьев в со­четании с садовой скульптурой или ис­кусственными водоёмами. В среду лужаек и газонов, тропинок и аллей естественно вписывается садовая мебель — шезлонги, гамаки, скамейки и кресла.

Какими бы разными ни были компо­зиционные решения вашего сада, их цель одна — выявить красоту и неповтори­мость природы.

В разнообразии цветов, перепле­тении дорожек, расположении скамеек и камней рождается образ сад


Часть четвёртая


Цветы — частица сада в доме

Человек не хочет расставаться с са­дом. В городе он разводит цветы в горш­ках, ставит букеты в вазы, засушивает их. Цветок — может быть, единственное, что сближает всех нас в понимании и ощуще­нии прекрасного. Цветы — источник по­эзии и спутник любви. Букет для мамы или любимой ценен не количеством цветов или их дороговизной, а душевным движением. Что подарить — полевую ромашку или ве­точку с первыми распустившимися листи­ками, роли не играет. Главное — дарите!

Цветок, любая травинка и даже про­сто мох красивы сами по себе, но в оп­ределённых сочетаниях друг с другом они приобретают ещё большее великолепие и поэтичность. Поэтому из глубины веков идёт тяга разных народов к составлению букетов, плетению венков и созданию всяческих украшений из цветов. Сегодня произведения из цветов относят к специ­фической сфере дизайна, называемой фитодизайн.

Букеты в вазах, цветы в горшках или даже засушенные цветы и травы присутствуют в нашей жизни как воспоминание о лете или живое дыхание природы

ФЙТОДИЗАЙН — это композиции не только из цветов, но и из веток и различ­ных природных материалов: коры, мха, шишек, раковинок, камней и т. д.



В фитодизайне применяются общие композиционные принципы, толь­ко не с геометрическими фигурами или бездушными объёмами, а с живыми растениями. Здесь больше, чем где-либо в дизайне и архитектуре, компози­ция соединяется с поэзией и философией. Руководствуясь чувством красо­ты, гармонии и контраста в подборе цветов, вы добьётесь неповторимости их сочетаний по колориту, форме и фактуре в живом произведении. Сам про­цесс создания композиции из цветов называется аранжировкой. Искусство аранжировки относится не только к букетам, но и цветам, растущим в саду. И там и тут важно достичь ритмичности и скульптурности форм, чтобы одно­временно был выражен цветовой акцент и при этом сохранялась красочная целостность всей композиции.

Наиболее глубокие правила аранжировки существуют в японской художе­ственной культуре икебаны (в переводе — «цветы, наделённые жизнью»). В японском искусстве вся природа — и деревья, и камни, и в особенности цветы — объект не только эстетического наслаждения, но прежде всего ре- лигиозно-философского созерцания. Через природу, рождающую мысль о мимолётности красоты, о бренности всего сущего, человек осознаёт себя («Печаль вещей» — вот дословный перевод этого ощущения.) Искусство ике­баны — не просто вид фитодизайна, а определённый язык символов, как, например, жесты в японском театре кабуки.

Фитокомпозиции (букеты, корзины, венки) бывают самого разного типа и назначения. Они могут украшать служебные и общественные помещения: де­корировать стены, висеть в кашпо и стоять в вазах, быть в виде клумбовых композиций, соединяясь с ландшафтно-парковым дизайном.

Ритмическое и цветовое единство в европейской аранжировке композиционно достигается непосредственно при создании букета.

А в икебане форма, расположение, цветовая гамма и сам подбор растений подчиняются традиционно сложившимся схемам, в их композиции содержится определённый смысл, например: признание в любви, поздравление, предупреждение и т. д.

И в простейших работах учащихся, и в сложных композициях художни­ков-аранжировщиков цветок предстаёт как частица вечной красоты природы, лишь выявленная мастерством дизайнера.

Рассмотрим несколько композиционных схем аранжировки:

— организация пространственного решения исходя из цветовой гармонии или контраста при сопоставлении различных растительных форм

и фактур;

— организация двухмерного цветового декора в различной ритмике;

— организация конструктивной фитокомпозиции в центровой, симметричной компоновке

пример поэтапного создания фитокомпозиции

и динамическом равновесии


 


 


Часть четвёртая 3



Колористическое решение большинства фитокомпозиций строится на сближенности ь. или контрастности цветов, а форма букета компонуется по принципам динамического равновесия

в 1. Сделайте чертёжно-схематическую пла­нировку (вид сверху, в масштабах, соответству­ющих реальности и с пояснительными указани­ями) садово-хозяйственной или садово-пар­ковой территории (аллеи, газоны, садово-пар­ковые постройки и др.).

■1 2. Выполните одно из предлагаемых за­даний:

а) макет фрагмента сада (спланированно­го в задании 1), включающий элементы ланд­шафтного дизайна: деревья, аллеи, кустарни­ки, беседки, ограды, камни, водоёмы, фонтаны и т. п. В макете можно применить природные материалы, имитирующие деревья, траву и др.;

В этих оригинальных работах достигнут композиционный баланс природных элементов: цветков, веточек, мха, самого сосуда


Пример фитокомпозиции из разнообразных природно-растительных форм и фактур с цветовым акцентом (доминантой)


Дизайн-проект территории приусадебного уча­стка.


б) живописный набросок фрагмента сада (спланированного в задании 1);

в) фитокомпозицию. Выполнение аранжировки растений, цветов и природных мате­риалов исходя из принципов композиции (соотношение цвета и объёма в пространстве). Продумайте также, кому вы адресуете композицию (маме, подруге и т. д.).

Задания а) и б) могут выполняться в привязке как к конкретной (по фото), так и к во­ображаемой местности.

Задания 1 и 2а могут быть выполнены на компьютере с использованием архитектур­ных и ландшафтных дизайнерских программ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.