|
||||||||||||||||||||
Часть четвёртая 3
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй
У дачного сада другое предназначение. Конечно, в дачном саду могут быть и яблони, и вишни, и смородина, а также огород, но прежде всего трава, цветы и просто деревья — среда для отдыха. В идеале участок — это сбалансированное использование его во многих целях. Но посмотрим более внимательно на устройство сада, применив при этом знания основ ландшафтно-парковой архитектуры и садового дизайна.
В дачных садах могут органично воплощаться элементы уже знакомых вам садово-парковых школ: французской с её чёткой организацией аллей и клумб, подобно паркам Петербурга или Версаля, английской со свободной планировкой и максимальным сохранением природного ландшафта. Беседки и скамейки могут решаться в стиле русской усадьбы. А в дизайне водоёма и журчащих по камням струй ощущаются традиции ландшафтного искусства Востока.
яшшяшшяшш Часть четвёртая Создание сада, как любой вид дизайнерской деятельности, начинается с плана. План может быть в виде проектной зарисовки, эскиза будущего сада или его схематического чертежа (вид сверху). Обычно план выполняется предельно просто, но с соблюдением масштаба и с привязкой к определённой местности (это может быть реальный или фантазийный дизайн территории вокруг вашей дачи). В сделанных вашими сверстниками проектах видно, как могут быть использованы разные приёмы садового дизайна в соединении с природными условиями конкретного участка, создающими его индивидуальный стиль.
В проектах закладывается членение сада на отдельные зоны (детская площадка, розарий, солярий и т. д.). Они разделяются не только оградами, но и при помощи перепадов рельефа, вьющихся кустарников или аллей. Проект, выполненный в макете с помощью природных материалов, даёт возможность с наибольшей полнотой ощутить замысел дизайнера.
Часть четвёртая Цветы — частица сада в доме Человек не хочет расставаться с садом. В городе он разводит цветы в горшках, ставит букеты в вазы, засушивает их. Цветок — может быть, единственное, что сближает всех нас в понимании и ощущении прекрасного. Цветы — источник поэзии и спутник любви. Букет для мамы или любимой ценен не количеством цветов или их дороговизной, а душевным движением. Что подарить — полевую ромашку или веточку с первыми распустившимися листиками, роли не играет. Главное — дарите! Цветок, любая травинка и даже просто мох красивы сами по себе, но в определённых сочетаниях друг с другом они приобретают ещё большее великолепие и поэтичность. Поэтому из глубины веков идёт тяга разных народов к составлению букетов, плетению венков и созданию всяческих украшений из цветов. Сегодня произведения из цветов относят к специфической сфере дизайна, называемой фитодизайн.
ФЙТОДИЗАЙН — это композиции не только из цветов, но и из веток и различных природных материалов: коры, мха, шишек, раковинок, камней и т. д. В фитодизайне применяются общие композиционные принципы, только не с геометрическими фигурами или бездушными объёмами, а с живыми растениями. Здесь больше, чем где-либо в дизайне и архитектуре, композиция соединяется с поэзией и философией. Руководствуясь чувством красоты, гармонии и контраста в подборе цветов, вы добьётесь неповторимости их сочетаний по колориту, форме и фактуре в живом произведении. Сам процесс создания композиции из цветов называется аранжировкой. Искусство аранжировки относится не только к букетам, но и цветам, растущим в саду. И там и тут важно достичь ритмичности и скульптурности форм, чтобы одновременно был выражен цветовой акцент и при этом сохранялась красочная целостность всей композиции. Наиболее глубокие правила аранжировки существуют в японской художественной культуре икебаны (в переводе — «цветы, наделённые жизнью»). В японском искусстве вся природа — и деревья, и камни, и в особенности цветы — объект не только эстетического наслаждения, но прежде всего ре- лигиозно-философского созерцания. Через природу, рождающую мысль о мимолётности красоты, о бренности всего сущего, человек осознаёт себя («Печаль вещей» — вот дословный перевод этого ощущения.) Искусство икебаны — не просто вид фитодизайна, а определённый язык символов, как, например, жесты в японском театре кабуки. Фитокомпозиции (букеты, корзины, венки) бывают самого разного типа и назначения. Они могут украшать служебные и общественные помещения: декорировать стены, висеть в кашпо и стоять в вазах, быть в виде клумбовых композиций, соединяясь с ландшафтно-парковым дизайном.
И в простейших работах учащихся, и в сложных композициях художников-аранжировщиков цветок предстаёт как частица вечной красоты природы, лишь выявленная мастерством дизайнера. Рассмотрим несколько композиционных схем аранжировки: — организация пространственного решения исходя из цветовой гармонии или контраста при сопоставлении различных растительных форм и фактур; — организация двухмерного цветового декора в различной ритмике; — организация конструктивной фитокомпозиции в центровой, симметричной компоновке
и динамическом равновесии
Часть четвёртая 3 |
Колористическое решение большинства фитокомпозиций строится на сближенности ь. или контрастности цветов, а форма букета компонуется по принципам динамического равновесия
в 1. Сделайте чертёжно-схематическую планировку (вид сверху, в масштабах, соответствующих реальности и с пояснительными указаниями) садово-хозяйственной или садово-парковой территории (аллеи, газоны, садово-парковые постройки и др.).
■1 2. Выполните одно из предлагаемых заданий:
а) макет фрагмента сада (спланированного в задании 1), включающий элементы ландшафтного дизайна: деревья, аллеи, кустарники, беседки, ограды, камни, водоёмы, фонтаны и т. п. В макете можно применить природные материалы, имитирующие деревья, траву и др.;
В этих оригинальных работах достигнут композиционный баланс природных элементов: цветков, веточек, мха, самого сосуда |
Пример фитокомпозиции из разнообразных природно-растительных форм и фактур с цветовым акцентом (доминантой) |
Дизайн-проект территории приусадебного участка. |
б) живописный набросок фрагмента сада (спланированного в задании 1);
в) фитокомпозицию. Выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции (соотношение цвета и объёма в пространстве). Продумайте также, кому вы адресуете композицию (маме, подруге и т. д.).
Задания а) и б) могут выполняться в привязке как к конкретной (по фото), так и к воображаемой местности.
Задания 1 и 2а могут быть выполнены на компьютере с использованием архитектурных и ландшафтных дизайнерских программ.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|