Р. Декарт, «Начала философии»: «Вся философия подобна как бы дереву, корникоторого метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». (Под метафизикой здесь подразумевается учение о первопричине, основе мира)
|
|
|
|
Специальныезнания основываются на чувственномопыте, поэтому их рассматривали как неполные, поверхностные, односторонние. | Философскиезнания были получены в процессе размышления, поэтому их считали более глубокими и всесторонними. |
Философия, таким образом, дает абсолютную, вечную истину, а специальные знания – относительную истину. Именно поэтому философию и называли «наукой наук», «золотым крестом над храмом познания». Такова одна из наиболее ранних и распространенныхточек зрения на предмет философии. |
Наука постепенно сделала философию ненужной. Только наука может дать теперь положительное, (позитивное) знание. Значит, «наука - сама себе философия». (Мнение представителей специальных наук о философии в XIX веке)
Таким образом, к XIX веку по вопросу о предмете философии сложились две крайние точки зрения: «философия есть наука наук» и «наука – сама себе философия».
Предмет философии в современной философии
Субъективно-антропологические учения Предметом философии считается здесь «целостный человек». (акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в существовании индивидуума) | Онтологические философские учения предметом философии выступает мир в целом. |
Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщегои изучениеего. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Проблема в философии - логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности.
Группы проблем философии | |
Вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними, и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. | Вопросы возникновения философии и формее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|