Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные вопросы по гигиене



 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Председатель учебно-методической комиссии медицинского факультета проф. Голенков А.В.   _____________________________ Декан медицинского факультета Чувашского госуниверситета проф. Диомидова В.Н.   _____________________________
  Пр. №2 от «24» сентября 2018 г.     «24» сентября 2018 г.

Экзаменационные вопросы по гигиене

Специальность «Лечебное дело»

 

1. Гигиена – основная профилактическая дисциплина. Предмет и задачи гигиены. Место и значение гигиены в профессиональной деятельности врача общей практики.Методы исследования, применяемые в гигиене.

2. Основные этапы исторического развития гигиенической науки.

3. Гидросфера как часть биосферы. Физиолого-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления. Основные нормативные документы в области хозяйственно-питьевого водоснабжения.

4. Эпидемиологическое значение воды. Вода как источник инфекционных заболеваний человека.

5. Особенности водных эпидемий, их профилактика. Показатели эпидемиологической безопасности питьевой воды.

6. Гидросфера как часть биосферы. Классификация и сравнительная характеристика источников водоснабжения. Нормирование содержания химических веществ в воде водных объектов хозяйственно питьевого водоснабжения.

7. Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели минерального состава питьевой воды и их гигиеническое значение.

8. Заболевания и патологические состояния, обусловленные особенностями минерального состава воды (избыток сульфатов, хлоридов, нитратов, повышенная жесткость).

9. Эндемические заболевания, связанные с употреблением воды, причины возникновения и пути их первичной профилактики.

10. Основные методы улучшения качества воды. Их краткая характеристика.

11. Методы обеззараживания воды. Их сравнительная характеристика. Достоинства и недостатки.

12. Специальные методы улучшения качества воды. Их краткая характеристика. Достоинства и недостатки.

13. Атмосфера как часть биосферы. Физические факторы атмосферы. Гигиеническое значение. Влияние на здоровье населения.

14. Атмосферное давление и его значение. Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления на организм. Профилактика неблагоприятного воздействия.

15. Комплексное влияние физических свойств воздуха на терморегуляцию организма. Виды терморегуляции. Пути отдачи тепла.

16. Атмосфера как часть биосферы. Природный химический состав атмосферного воздуха. Гигиеническое значение отдельных компонентов.

17. Загрязнения атмосферного воздуха как важная гигиеническая и экологическая проблема. Последствия изменения газового состава атмосферы (токсические туманы, кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект).

18. Атмосфера как фактор окружающей среды. Воздействие атмосферных загрязнений на организм человека (острое действие, хроническое специфическое и неспецифическое действие).

19. Источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Диоксид углерода как интегральный показатель загрязнения воздуха продуктами метаболизма человека, его ПДК. Меры профилактики.

20. Атмосфера как часть биосферы. Оптические факторы атмосферы. Биологическое действие различных составляющих солнечного спектра.

21. Биологическое действие ультрафиолетового излучения. Виды УФ-излучения, воздействие на организм человека. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика. Абиогенное действие УФ-излучения, его профилактика. Понятие о биодозе.

22. Климат и погода. Классификация. Метеочувствительность и метеотропные реакции организма, профилактика.

23. Акклиматизация как социально-биологический процесс. Фазы акклиматизации. Особенности акклиматизации в Северных широтах и Южных широтах.

24. Климат и здоровье. Акклиматизация как социально-биологический процесс. Фазы акклиматизации. Особенности акклиматизации в условиях высокогорного климата.

25. Понятие о микроклимате, параметры его характеризующие. Гигиенические требования к микроклимату жилых и общественных помещений. Мероприятия по улучшению микроклимата помещений.

_____________________________________

26. Питание как важнейшая социально-гигиеническая проблема. Энергетические затраты организма человека и энергетическая ценность пищи. 

27. Физиолого-гигиеническое значение белков в питании, потребность организма в них в различные возрастные периоды, основные пищевые источники. Аминокислотный скор. Роль незаменимых аминокислот в жизнедеятельности организма.

28. Продукты – источники белков и незаменимых аминокислот (мясо, молоко, яйца). Использование их в питании различных возрастных групп населения.

29. Физиолого-гигиеническое значение жиров в питании, потребность организма в них в различные возрастные периоды, основные пищевые источники жиров животного и растительного происхождения.

30. Значение в питании полиненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, их пищевые источники. Биологическая роль стеринов и их пищевые источники.

31. Физиолого-гигиеническое значение углеводов в питании. Простые и сложные углеводы, основные пищевые источники, потребность в них в различные возрастные периоды.

32. Значение пищевых волокон в питании человека, их источники, суточная потребность. Понятие о «защищенных» углеводах.

33. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина A в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

34. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина D в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

35. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина E в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

36. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина K в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

37. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов B1 и B2 в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминозов.

38. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов В6 и РР в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

39. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов В12 и фолиевой кислоты в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

40. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов С и Р в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

41. Значение минеральных веществ в питании. Понятие о макро-, микро- и ультрамикроэлементах.

42. Значение в питании кальция и фосфора. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

43. Значение в питании калия, натрия и магния. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

44. Значение в питании железа, меди и кобальта. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

45. Значение в питании цинка и селена. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.Значение в питании йода и марганца. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

46. Степени и причины витаминной недостаточности. Гипервитаминозы.

47. Критический анализ спорных концепций питания.

48. Концепция рационального и сбалансированного питания В.И. Покровского, ее достоинства и недостатки.

49. Концепция адекватного питания А.А. Уголева. Основные постулаты.Понятие об эндоэкологии. Роль и значение нормальной микрофлоры кишечника в питании человека.

50. Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания. Количественная и качественная составляющие питания.

51. Основные принципы рационального и сбалансированного питания пожилых людей.

52. Основные принципы рационального и сбалансированного питания студентов.         

53. Алиментарно-зависимые заболевания и их профилактика (белково-энергетическая недостаточность, болезни избыточного питания).

54. Классификация пищевых отравлений человека.

55. Пищевые отравления бактериальной природы. Токсикоинфекции: определение, причины, клинические проявления, профилактика.

56. Пищевые отравления бактериальной природы. Пищевые токсикозы: определение, причины, клинические проявления, профилактика.

57. Ботулизм: причины, клинические проявления, профилактика.

58. Пищевые микотоксикозы: определение, классификация, клинические проявления, профилактика.

59. Пищевые отравления немикробной природы. Отравления продуктами животного и растительного происхождения. Клинические проявления. Основные направления профилактики.

60. Пищевые отравления немикробной природы. Отравления примесями химических веществ в продуктах питания. Клинические проявления. Основные направления профилактики.

61. Пищевые добавки.

_________________

62. Гигиена лечебно-профилактических организаций. Системы строительства больниц. Преимущества, недостатки.

63. Гигиенические требования к выбору земельного участка под строительство больницы, его планировке и застройке.

64. Особенности планировки хирургического отделения и операционного блока.

65. Гигиенические требования к размещению и планировке акушерского отделения.

66. Гигиенические требования к размещению и планировке инфекционного отделения.

67. Гигиенические требования к размещению и внутренней планировке поликлиники.

68. Гигиенические требования к микроклимату, отоплению, вентиляции, естественному и искусственному освещению больничных помещений.

69. Гигиена труда медицинских работников. Особенности условий труда врачей хирургического профиля. Основные меры профилактики профессиональных заболеваний.

70. Гигиена труда медицинских работников. Особенности условий труда врачей терапевтического профиля. Основные меры профилактики профессиональных заболеваний.

71. Гигиена труда медицинских работников. Особенности условий труда врачей-рентгенологов и радиологов. Основные меры профилактики профессиональных заболеваний.

72. Внутрибольничные инфекции и их предупреждение.

73. Опасные и вредные факторы производственной среды, особенности их воздействия. Понятие о тяжести и напряженности труда.

74. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.

75. Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Классификация пыли. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.

76. Силикоз: теории патогенеза, клинические проявления и меры профилактики.

77. Гигиеническая оценка вибрации. Влияние на организм общей и местной вибрации. Вибрационная болезнь. Меры профилактики.

78. Производственный шум и его влияние на организм. Меры профилактики.

79. Действие ионизирующей радиации на организм человека. Стохастические и пороговые эффекты. Принципы защиты от закрытых и открытых источников ионизирующих излучений.

80. Воздействие неблагоприятного микроклимата на организм работающих. Мероприятия по улучшению производственного микроклимата.

81. Производственные вредности в сельском хозяйстве. Профилактика заболеваний у сельскохозяйственных рабочих.

82. Факторы, определяющие состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.

83. Показатели физического развития детей и подростков. Методы оценки. Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков.

84. Критерии оценки здоровья детей и подростков по С.М. Громбаху. Группы здоровья.

85. Акселерация роста и развития детей и подростков. Экзогенные и эндогенные причины акселерации.

86. Понятие «физическое развитие» детей и подростков. Критерии оценки. Характеристика первой и второй групп здоровья детей и подростков.

87. Понятие «физическое развитие» детей и подростков. Критерии оценки. Характеристика третьей и четвертой групп здоровья детей и подростков.

88. Понятие «физическое развитие» детей и подростков. Критерии оценки. Характеристика пятой группы здоровья детей и подростков.

89. Адаптация детей к началу обучения в школе. Группы риска.

90. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

91. Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Группы физического воспитания.

92. Закаливание детей и подростков. Показания и противопоказания. Группы закаливания.

 

93. Схема причинно-следственной связи процесса «здоровье-болезнь»

94. Гигиеническая характеристика этапов изучения причинно-следственных связей в развитии неинфекционных заболеваний.

95. Законы биогеохимии.

96. Микроэлементозы. Классификация. Основные направления профилактики. Значение в практической деятельности врача.

 

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры дерматовенерологии с курсом гигиены
(Пр. №1 от 31.08.2018 г.).

 

Зав. кафедрой                                         Н.В. Толмачева

Секретарь                                         О.В.Федосеева

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.