|
||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 года
Месяц |
Неделя |
Формирование здорового образа жизни | ||
№ в году | № в месяце | |||
Сентябрь | Сказка«Репка» (тема: о взаимовыручке; смысл: нужно помогать друг другу - один ничего не сделаешь; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: репка (проблема), цепочка из сказочных образов (люди и звери). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («Вытащи репку») напряжения-расслабления мышц тела. Психическое здоровье: проживание радости от того, что ты нужен другому человеку. Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать чувственный опыт совместного достижения. | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от напряжения-расслабления мышц (гигиена, питание, прогулка, дневной сон). Психическое здоровье: демонстрирование ребенку его значимости (радоваться его появлению; одобрять его действия). Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта по единению людей («Вспомни время, когда у тебя одного не получалось - не получалось, а потом взяло и вместе получилось!») | ||||
Сказка«Как коза избушку построила» (тема: об ответственности, доброте; смысл: нужно отвечать за тех, кого приручаешь; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: коза с козлятами, старушка-говорушка, яблонька, елка, дуб, осинка, шиповник, березка). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («Строим избущку») напряжения-расслабления мышц тела. Психическое здоровье: отработка в игре «Старушка-говорушка» спонтанного говорения для снятия эмоциональных блоков. Духовно-нравственное здоровье: обретение в чувственном опыте идеи безопасности. | ||||
Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («Строим избущку») напряжения-расслабления мышц тела. Психическое здоровье: отработка в игре «Тарабарский язык» спонтанного говорения для снятия эмоциональных блоков. Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта по обретению чувства безопасности («Вспомни время, когда у тебя не было безопасности (не было избушки), а потом оно появилось!») | ||||
Октябрь | Сказка«Колобок» (тема: о бахвальстве и хитрости; смысл: не надо хвастаться; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («По дорожке колобок скок, скок…») напряжения-расслабления мышц тела и координации (разный шаг, подскоки, хождение по кругу передом, задом, боком и т.п.). Психическое здоровье: проживание чувства свободы через активизирующий вопрос: «Если бы ты был колобком, то что бы ты стал делать?» - через словесные ответы детей. Духовно-нравственное здоровье: закрепление в опыте идеи наказания хвастовства. | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от напряжения-расслабления мышц (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) и координации тела (разный шаг, подскоки, хождение по кругу передом, задом, боком и т.п.) через образ Колобка. Психическое здоровье: проживание чувства свободы через активизирующий вопрос «Если бы ты был колобком, то что бы ты стал делать?» - через рисование (лепку). Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта наказания за хвастовство. | ||||
Сказка«Козлятки и волк»(тема: о том, что волчью натуру ни под какой личиной не спрячешь; смысл: нужно уметь верить, но не быть доверчивым; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: коза, козлятушки-детятушки, волк). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («Козлятушки-детятушки») напряжения-расслабления мышц тела (ползание по-пластунски, медленное плавное хождение по кругу, движения подкрадывания и т.п. – движения волка). Психическое здоровье: непосредственное переживание эмоции страха и чувства победы над ним в игре «Козлятушки-детятушки» - активные движения (например, прыжки) и положительные эмоции козлят (радость, веселье, энтузиазм). Духовно-нравственное здоровье: закрепление в чувственном опыте идеи победы над страхом. | ||||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от напряжения-расслабления мышц (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) через образы подкрадывающегося волка (замедленные движения) и радующихся козлят (быстрые движения). Психическое здоровье: повторное переживание эмоции страха и чувства победы над ним через рисунок. Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта победы над страхом («Вспомни время, когда ты боялся-боялся, а потом взял и перестал бояться!») | ||||
Ноябрь | Сказка«Теремок»(тема: о законах общежития, о взаимопонимании, о доброте; смысл: нужно помогать друг другу и учитывать потребности каждого; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («Теремок») напряжения-расслабления мышц тела, а также координации движений (при строительстве теремка: руки вверх, руки в стороны, наклоны, приседания и т.п.). Психическое здоровье: отработка в игре «Теремок» чувства единения с ближним через активизирующий вопрос: «Что ты чувствуешь, когда тебя впустили в теремок?» - через словесные ответы детей. Духовно-нравственное здоровье: обретение в чувственном опыте идеи общежития («Вспомни время, когда ты был один и один, а теперь вместе с друзьями!») | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от напряжения-расслабления мышц (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) через образ построения теремка и активизирующие вопросы: «Как звери умываются в теремке? Как звери кушают в теремке? Как звери гуляют в сказке? Как они спят?») Психическое здоровье: припоминание чувства единения с ближним через активизирующий вопрос: «Что ты чувствуешь, когда тебя впустили в теремок?» - через рисунок. Духовно-нравственное здоровье: обретение в чувственном опыте идеи общежития. | ||||
Сказка«Лиса и гуси»(тема: о том, как слабые сумели противостоять сильному (гуси – лисе) с помощью смекалки; смысл: всегда можно найти выход из любой ситуации; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: лиса, гуси). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Лиса и гуси» напряжения-расслабления мышц горла (можно заменить пением). Психическое здоровье: Развитие творческого воображения в игре «Лиса и гуси» через вопрос: «А как бы ты поступил в такой ситуации?» Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать чувство облегчения от разрешившейся ситуации. | ||||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от напряжения-расслабления мышц горла (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) через образы гогочащих гусей (пение, гогот). Психическое здоровье: повторное переживание эмоции страха (лиса напала на гусей) и чувства победы над ним через рисунок. Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта облегчения от разрешившейся ситуации («Вспомни время, когда ты не знал – не знал, как поступить, а потом взял и придумал!»). | ||||
Декабрь | Сказка«Три медведя»(тема: о нарушении границ чужой жизни; смысл: нельзя брать чужого без спроса; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: девочка, медведи (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре («Три медведя») напряжения-расслабления мышц тела и координации движений. Психическое здоровье: рассказ о том, что было интересного в сказке для меня для развития самопонимания. Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать чувственный опыт ощущения границ (моя тарелка, моя чашка, моя кроватка, мой стульчик) и того факта, что можно поделиться вещами с кем-то через проблемный вопрос: «А что для тебя значит, что это твоя тарелка?..» и т.п. | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми по аналогии с Мишуткой и его родителями – взрослыми медведями (гигиена, питание, прогулка, дневной сон). Психическое здоровье: акцент на индивидуальной игровой деятельности. Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта наличия своих границ для закрепления чувства безопасности и личностной значимости («Вспомни время, когда у тебя не было – не было своего места (уголка), а потом оно взяло и появилось!»). | ||||
Сказка«Мышь и воробей»(тема: о последствиях жадности и споров; смысл: нужно уметь договариваться, прощать и делиться (а также вовремя просить прощения); образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: мышь, воробей, три зернышка, одно зернышко). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Мышь и воробей» напряжения-расслабления мышц тела и координации движений. Психическое здоровье: в игре «Мышь и воробей» последовательно прожить обе роли (мыши и воробья), и ответить на вопрос, какая роль больше понравилась и почему. Духовно-нравственное здоровье: в игре «Мышь и воробей» зафиксировать чувственный опыт прощения (побывать в роли просящего прощение и того, у кого просят прощения). | ||||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон). Психическое здоровье: акцент на индивидуальной игровой деятельности. Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта прощения («Вспомни время, когда тебя кто-то не прощал – не прощал, а потом взял и простил!»; «Вспомни время, когда ты кого-то не прощал - не прощал, а потом взял и простил!») | ||||
Январь | 1-2-3 | Сказка«Петух и собака»(тема: о смекалке; смысл: на чужую хитрость можно ответить своей смекалкой; образы для игр и развития воспроизводящего воображения: петух, собака, лиса.). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Петух и собака» напряжения-расслабления мышц тела (горла) и координации движений. Психическое здоровье: в игре «Петух и собака» прожить три роли (петуха, собаки и лисы), и ответить на вопросы (что чувствовал каждый из героев, какая роль больше понравилась и почему). Духовно-нравственное здоровье: в игре «Петух и собака» зафиксировать чувственный опыт наличия смекалки. | ||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон). Психическое здоровье: обучение выражению своих потребностей с помощью взрослого в форме проблемных вопросов («Чего хотели петух, собака, лиса? А чего хочешь ты прямо сейчас? Это про еду, сон, туалет, гуляние, игру, рисование или что-то еще? Скажи словами, что ты хочешь?) Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта наличия смекалки для повышения уровня самоценности («Вспомни время, когда ты придумывал – придумывал, а не придумывалось, а потом взяло и придумалось!») | ||||
Февраль | Сказка«Пузырь, соломинка и лапоть»(тема: о ненастоящей дружбе (псевдодружбе); смысл: надо поступать по честному; образы для игр и развития воспроизводящего воображения: пузырь, соломинка, лапоть). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Мост» напряжения-расслабления мышц тела и координации движений. Психическое здоровье: в игре «Мост» прожить три роли (Пузыря, Соломинки, Лаптя) и ответить на вопросы (что чувствовал каждый из героев, какая роль больше понравилась и почему). Духовно-нравственное здоровье: в игре «Мост» зафиксировать чувственный опыт справедливости через проблемный вопрос: «А как нужно было поступить правильно?» | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон). Психическое здоровье: обучение выражению своего мнения через форму рисования (лепки): придумай, как героям сказки перебраться на другой берег. Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта справедливости и правильного выбора («Вспомни время, когда ты не хотел – не хотел, поступить по-честному, а потом взял и поступил!») | ||||
Сказка«Кот, петух и лиса»(тема: о спасении сильным (ответственным) слабого (наивного петуха); смысл: в затруднительной ситуации нужно просить помощи, и помощь придет; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: кот, петух, лиса). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Несет меня лиса…» напряжения-расслабления мышц тела и координации движений. Психическое здоровье: в игре «Несет меня лиса…» прожить три роли (кота, петуха, лисы) и ответить на вопросы (что чувствовал каждый из героев, какая роль больше понравилась и почему). Духовно-нравственное здоровье: в игре «Несет меня лиса» зафиксировать чувственный опыт прихода помощи. | ||||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) на фоне игровых ситуаций, связанных с элементами сказки. Психическое здоровье: обучение выражению страха, гнева, вины, печали через рисование («Нарисуй, что почувствовал Кот, когда узнал, что Лиса украла Петуха. Нарисуй, что почувствовал Петух, когда его украли и т.п.). Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта прихода помощи («Вспомни время, когда ты уже не ждал помощи, а она взяла и пришла!» - всегда надо надеяться). | ||||
Март | Сказка«Снегурушка и лиса»(тема: о доверии; смысл: нужно доверять; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: медведь, волк, лисица). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Снегурушка и лиса» (лес) напряжения-расслабления мышц тела и координации движений (лазание). Психическое здоровье: в игре«Снегурушка и лиса» проживание чувства недоверия – доверия через активизирующий вопрос: «А как ты знаешь, что именно ты чувствуешь?» Духовно-нравственное здоровье: в игре«Снегурушка и лиса»зафиксировать опыт обретения ощущения доверия. | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) на фоне игровых ситуаций, связанных с элементами сказки. Психическое здоровье: обучение выражению страха, печали через рисование («Нарисуй, что почувствовала Снегурушка, когда осталась одна в лесу. Нарисуй, что почувствовала Снегурушка, когда ее хотели спасти волк (медведь). Нарисуй. Что почувствовала Снегурушка, когда ее лиса принесла домой»). Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта по обретению ощущения доверия («Вспомни время, когда ты не доверял – не доверял, а потом взял и доверился!» | ||||
Сказка«Петушок и бобовое зернышко»(тема: о взаимозависимости и взаимовыручке смысл: нужно помогать другому до последнего (от этого может зависеть его жизнь); образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: петушок, курочка, бобовое зернышко, хозяйка, хозяин, коровушка, кузнец). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Петушок и бобовое зернышко» напряжения-расслабления мышц тела и координации движений (глотание). Психическое здоровье: в игре«Петушок и бобовое зернышко» проживание чувства ответственности через активизирующий вопрос: «А что бы ты стал делать, если бы оказался на месте курочки?» Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать опыт обретения чувства ответственности. | ||||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) на фоне игровых ситуаций, связанных с элементами сказки. Психическое здоровье: обучение обращению ко взрослому человеку с просьбой через активизирующий вопрос («А если бы ты был не ты, а курочка, которой нужно было обратиться за помощью для петушка, что бы ты сказал (а) воспитателю или родителю?» Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта обретения ответственности за другого («Ты помнишь, как ты помог кому-то. Вспомни это сейчас!»; «Объясни, как ты понимаешь, что это значит, быть ответственным!»). | ||||
Апрель | Сказка«Маша и медведь»(тема: о том, как умом силу пересилить; смысл: не надо сдаваться в сложных ситуациях, а надо придумывать решение; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: Маша, медведь). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Не садись на пенек…» напряжения-расслабления мышц тела (тоны голоса: писк, бас и т.п. модуляции) и координации движений. Психическое здоровье: в игре«Не садись на пенек…» проживание чувства решимости достигнуть желаемого через образ Маши, сидящей в корзинке. Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать опыт обретения чувства решимости действовать. | |||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) на фоне игровых ситуаций, связанных с элементами сказки. Психическое здоровье: работа с проблемным вопросом («А что бы ты стал делать, если бы оказался на месте Маши?» - через рисование (лепку). Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта обретения чувства решимости действовать («Ты помнишь, время, когда ты не мог – не мог решиться на что-то, а потом взял и решился!») – развитие проактивности как личностного качества. | ||||
Сказка«Гуси – лебеди» (тема: о взаимовыручке; смысл: нужно помогать другим, тогда в нужный момент помощь и к тебе придет; образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: Маша, Ванюшка, гуси-лебеди, печка, яблонька, молочная речка с кисельными берегами, ежик). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «Гуси – лебеди» (погоня) напряжения-расслабления мышц тела и координации движений. Психическое здоровье: в игре«Гуси – лебеди» проживание чувства взаимопомощи. Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать опыт обретения чувства взаимовыручки через активизирующие вопросы: «Почему Маше помогали яблонька, печка, речка?»; «Что нужно делать, чтобы тебе помогли?» («Ты помнишь время, когда тебе не помогали – не помогали, а потом взяли и помогли!») | ||||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) на фоне игровых ситуаций, связанных с элементами сказки. Психическое здоровье: отработка обращения о просьбе через проблемные вопросы («Как ты поступишь, если тебе нужно о чем-то попросить воспитателя? Скажи и покажи!»; «Что нужно сказать взрослому человеку, если тебе что-то нужно?»; «Если ты в транспорте…»; «Если ты у доктора…»; «Если ты у бабушки…» и т.п.). Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта взаимовыручки («Вспомни время когда у тебя одного что-то не получалось – не получалось, а вместе взяло и получилось!» - с родителями, воспитателем, ребятами и т.п. | ||||
Май | 1-2-3 | Сказка«У солнышка в гостях»(тема: о возвращении солнца; смысл: надо быть настойчивым (иногда нужно и сильному помогать); образы для игр и развития воспроизводящего и творческого воображения: цыплята, утка, сорока, заяц, еж, облако, месяц, солнце). Задачи: Физическое здоровье: отработка в игре «У солнышка в гостях» напряжения-расслабления мышц тела и координации движений (хождение с завязанными глазами, лазание на стенку – гору и т.п.). Психическое здоровье: в игре«У солнышка в гостях» осуществлять движение в условиях неопределенности (у одного ребенка завязаны глаза, а другой его водит, стараясь, чтобы тот не ударился; меняются местами) для развития чувства базового доверия миру. Духовно-нравственное здоровье: зафиксировать опыт достижения - нахождения того, что искал. | ||
Задачи: Физическое здоровье: закрепление ощущения удовольствия от повторения движений за взрослыми (гигиена, питание, прогулка, дневной сон) на фоне игровых ситуаций, связанных с элементами сказки. Психическое здоровье: отработка чувства базового доверия миру через рисование (лепку): «Вспомни и нарисуй, что ты чувствовал, когда ходил по группе с завязанными глазами». Духовно-нравственное здоровье: припоминание чувственного опыта достижения - нахождения того, что искал («Вспомни время, когда ты не знал – не знал, где искать, а потом взял и нашел!»; «Вспомни время, когда ты не мог - не мог настоять на своем, а потом взял и настоял!») |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|