Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программирование циклов с заданным условием окончания работы



 

8 класс

Дата Тема Домашнее задание
05.05.20 Программирование циклов с заданным условием окончание работы. повторить  § 3.5 Используя материал  написать конспект Ответить на вопросы · Примеры циклов с заданным условием окончания работы. · Запись циклов с заданным условием окончания работы.  Посмотреть видео https://youtu.be/PYpBKgwb8Eo Электронное приложение http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

 

Рассмотрим алгоритм кипячения воды в чайнике и составим его блок-схему. Чтобы вскипятить воду в чайнике нужно:

1. Налить в чайник воду.

2. Закрыть крышку.

3. Поставить чайник на плиту.

4. Включить газ.

5. Подождать несколько минут.

6. Проверить закипела ли вода:

· если вода не закипела – вернуться к пункту 5.

· если вода закипела – выключить газ.

Блок-схема алгоритма

Обратим внимание на то, что получившаяся блок-схема не соответствует циклу с предусловием, так как в начале выполняется последовательность команд, содержащихся в цикле, то есть подождать несколько минут и лишь потом проверяется условие цикла.

Полученная блок-схема соответствует циклу с заданным условием окончания работы (с постусловием). Этот цикл организован таким образом, что сначала выполняется тело цикла, затем проверяется его условие. То есть тело цикло будет выполнено в процессе работы программы хотя бы один раз. Если условие цикла не выполняется, то снова возвращаемся в начало алгоритма, то есть снова выполняется тело цикла. Если же условие цикла выполняется, то цикл завершает свою работу и выполняются команды которые следуют после него.

Блок-схема цикла с постусловием

Рассмотрим, как же записывается цикл с постусловием на языке Паскаль. Для цикла с постусловием в языке Паскаль есть оператор, обозначающийся служебным словом repeat. После него со следующей строки, на расстоянии одного пробела следует тело цикла, которое представляет собой последовательность операторов. После тела цикла на одном уровне со словом repeat следует служебное слово until. После него следует условие цикла, которое представляет собой логическое высказывание. После условия следует точка с запятой. На русский язык эту конструкцию можно перевести как «Выполнять тело цикла, пока не условие». Обратим внимание, что служебные слова repeat и until сами играют роль логических скобок, то есть выделять тело цикла служебными словами begin и end не требуется.

repeat

<оператор 1>;

<оператор 2>;

until <условие>;

Описание цикла с постусловием в программе

Задача: Написать программу для расчёта суммы чисел, введённых пользователем. При этом пользователь вводит произвольное количество чисел, а для выхода из программы вводит ноль.

Составим блок-схему алгоритма решения этой задачи. Обозначим s – сумму чисел. В начале она должна быть равна 0. Присвоим ей это значение. Далее пользователь введёт с клавиатуры значение слагаемого, обозначим его n. После этого программа увеличит значение суммы на текущее слагаемое. Далее с помощью условного блока проверим, равно ли введённое слагаемое нулю. Если условие не выполняется, значит снова вернёмся к считыванию очередного слагаемого. Если же очередное слагаемое равно нулю, выведем на экран итоговое значение суммы. На этом программа завершит свою работу.

Блок-схема алгоритма

Теперь напишем программу по составленной блок-схеме. Назовём её summa. Объявим две переменные: s и n. Так как в условии задачи не сказано, что пользователь вводит целые числа, переменные будут принадлежать к вещественному типу real. Запишем логические скобки. В начале программы будет следовать оператор writeln, который будет выводить на экран поясняющее сообщение о том, что это программа расчёта суммы слагаемых, вводимых пользователем. Дальше присвоим переменной s значение 0. После этого запишем оператор цикла с постусловием repeat. На следующей строке сразу запишем служебное слово until и условие цикла: n=0. То есть цикл будет повторяться до тех пор, пока очередное слагаемое не окажется равным 0. Теперь запишем тело цикла. В начале цикла будет следовать оператор write, который будет выводить запрос на ввод очередного слагаемого или 0 для выхода. Далее будет следовать оператор readln (n). Теперь запишем оператор присваивания s:=s+n. На этом написание цикла будет завершено. После цикла будет следовать оператор write, который будет выводить на экран сообщение о том, что работа программы завершена, и что итоговая сумма равна s.

programsumma;

var

s, n: real;

begin

writeln ('Программа расчёта суммы чисел, введённых пользователем.');

s:=0;

repeat

write ('Текущая сумма: ', s, '. Введите очередное слагаемое или 0 для выхода>>>');

readln (n);

s:=s+n;

untiln = 0;

write ('Итоговая сумма: ', s);

end.

Исходный код программы

Запустим программу на выполнение. Введём числа: 22, 22.7, 17.4 и 37.9. В конце для выхода введём 0.

Итоговая сумма действительно равна 100. Программа работает правильно. Задача решена.

Задача: Рассчитать количество нечётных цифр в целом положительном числе, введённом с клавиатуры. Длина числа не более 9 цифр.

Составим блок-схему алгоритма решения задачи. Сначала пользователь вводит с клавиатуры число, обозначим его n. Обозначим k количество нечётных цифр. Так как мы их ещё не считали присвоим k значение ноль. Дальше будут следовать условный оператор, который будет проверять, является ли нечётной последняя цифра числа, но так как чётность или нечётность числа зависит от чётности или нечётности его последней цифры нам достаточно проверить, не равен ли 0 остаток от деления всего числа n на 2. Если условие выполняется, увеличим значение k на 1. В противном случае ничего делать не будем. Теперь нужно отбросить последнюю цифру числа, так как её чётность мы уже проверили. Для этого достаточно n без остатка разделить на 10. Теперь с помощью ветвления проверим равно ли число 0, если нет – вернёмся к проверке чётности его последней цифры. Когда мы проверим все цифры числа, переменная n станет равна 0 и нам останется лишь вывести на экран значение k. На этом работа нашей программы будет завершена.

Блок-схема алгоритма

Напишем программу по составленной блок-схеме. Назовём её nechet. В разделе описание переменных объявим две переменные: n и k. По условию задачи n – целое число, его значение ограничено 9 цифрами, поэтому укажем его тип integer. Количество цифр в числе всегда будет целым и неотрицательным, и так как количество цифр в числе не более 9, укажем k,принадлежащей к типу byte.

Запишем логические скобки. В начале будет следовать оператор writeln который будет выводить на экран сообщение о том, что это программа подсчёта количества нечётных цифр в числе и запрос на ввод числа. Далее будет следовать оператор readln, считывающий значение n. Теперь запишем оператор присваивания переменной k значения 0. Дальше будет следовать оператор цикла с постусловием repeat. Сразу же на следующей строке запишем служебное слово until с условием завершения работы цикла: n=0. Теперь запишем тело цикла. Оно будет начинаться с условного оператора if с условием: n mod 2 <> 0. После слова then в нём будет следовать оператор присваивания k:=k+1. Дальше будет следовать оператор присваивания переменной n результата её безостаточного деления на 10. После цикла будет следовать оператор write, который будет выводить на экран сообщение о том, что в введённом числе содержится k нечётных цифр.

programnechet;

var

n: integer;

k: byte;

begin

writeln ('Программа расчёта количества нечётных цифр числа. Введите число.');

readln (n);

k:=0;

repeat

ifn mod2 <> 0

thenk:=k+1;

n:=n div10;

untiln = 0;

write ('Количество нечётных цифр в введённом числе: ', k);

end.

Исходный код программы

Запустим программу на выполнение. Введём число 947 316.

В нём действительно 4 нечётных цифры. Программа работает правильно. Задача решена.

Решим ещё одну задачу. Написать программу, которая выводит на экран 2, идущих последовательно, члена ряда Фибоначчи, ближайших к целому n. Так чтобы первый из них был меньше, а второй – больше либо равен n. n вводится с клавиатуры. Оно не меньше 2 и не превышает 2 000 000 000.

Рядом Фибоначи называется числовой ряд, в котором, каждый следующий член равен сумме двух предыдущих. Он начинается с двух единиц. Для решения задачи нам достаточно генерировать числа из этого ряда до тех пор, пока нам не встретится число больше либо равное n.

Составим блок-схему алгоритма решения задачи. В начале пользователь вводит с клавиатуры значение n. Нам известны первые 2 члена ряда Фибоначчи, назовём их текущий и предыдущий и обозначим t и p соответственно. В начале оба они равны единице. Присвоим им соответствующее значение. Дальше будем генерировать следующие члены ряда. В начале вычислим сумму известных членов ряда и сохраним её в промежуточной переменной s. Это будет следующий член ряда. Так, как значение предыдущего члена ряда больше не нужно – присвоим переменной p значение t, а t – значение s. Теперь проверим условие: t>n. Если нет – сгенерируем следующий член ряда, то есть вернёмся к блоку присваивания s суммы p и t. Если же условие выполняется – выведем на экран значения p и t. На этом работа программы будет завершена.

Блок-схема алгоритма

Напишем программу по составленной блок-схеме. Назовём её Фибоначчи. В разделе описания переменных запишем четыре переменные: n, p, t и s. Так как все члены ряда Фибоначчи – целые числа, а n целое по условию – все переменные будут принадлежать к целочисленному типу integer.

Запишем логические скобки. В начале запишем оператор writeln, который будет выводить на экран сообщение о том, что это программа, вычисляющая члены ряда Фиббоначи ближайшие к n. Далее запишем оператор write с запросом на ввод n. Следующим оператор readln, считывающий значение n. Теперь запишем операторы присваивания, переменным p и t значения 1. Дальше запишем оператор Цикла с постусловием repeat. Сразу же на следующей строке запишем служебное слово until с условием завершения работы цикла:t>=n. Запишем тело цикла. Оно будет начинаться c присваивания s:=p+t. Дальше будут следовать операторы присваивания p – значения t и t – значения s. После цикла будет следовать оператор write, выводящий на экран сообщение о том, что искомые члены ряда Фибоначчи равны p и t.

programfibonacci;

var

n, p, t, s: integer;

begin

writeln ('Программа вычисления членов ряда Фибоначчи, ближайших к n.');

write ('n=');

readln (n);

p:=1;

t:=1;

repeat

s:=p+t;

p:=t;

t:=s;

untilt >= n;

write ('Искомые члены ряда Фибоначчи равны ', p, ' и ', t)

end.

Исходный код программы

Запустим программу на выполнение. Введём число 100.

Искомые члены ряда действительно равны 89 и 144. Программа работает правильно. Задача решена.

Важно запомнить:

· Цикл с заданным условием окончания работы (с постусловием) организован таким образом, что сначала выполняется тело цикла, а затем проверяется его условие. Он выполняется, пока не выполняется его условие.

 

Напоминаю!

Все письменные задания выполняются в тетради, фотографируются и отправляются учителю на электронную почту. Отсутствие фотографии выполненного задания расценивается как не выполнение задания! Каждую работу, которую отправляете, начинайте с фамилии, даты и темы, чтобы учитель смог идентифицировать ваши работы.

Срок сдачи работы 08.05.20   Моя почта Ulia-Kardash@yandex.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.