Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Челябинский филиал

 

Факультет управления

Направление 38.03.02 Менеджмент

Кафедра Экономики и менеджмента

 

 

Итоговое контрольное мероприятие на тему:

«Рентабельность реализации: понятие, показатель, факторный анализ и экономическая интерпретация результатов факторного анализа»

 

    Автор работы: Студент 3 курса группы Мо-41-18 очной формы обучения Ф.И.О. Сулейманова А.Р. подпись________________ Научный руководитель: д.э.н., проф. Бухтиярова Т.И. Оценка____________________ Подпись ___________________   «___» ___________20___ г.    

г. Челябинск, 2020

 

 

Рентабельность реализации: понятие, показатель, факторный анализ и экономическая интерпретация результатов факторного анализа.

Рентабельность продаж является важным показателем, для любого хозяйствующего субъекта, он показывает то, насколько эффективно менеджмент компании конвертирует доходы от продаж в чистую прибыль. С точки зрения интересов акционеров, это помогает оценить, насколько эффективно менеджмент компании будет осуществлять дивидендную политику. В свою очередь, кредиторы хотят быть уверены, что рентабельности компании достаточно для выполнения своих долговых обязательств. [1] слайд3

Рассмотрим рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) по отраслям, % в период с 2017 по 2019 год.

    Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) по отраслям, % в 2017-2019  году данные ФНС РФ.

 
Всего 7,5 12,3 11,4
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 17,3 20,2 18,6
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 14,5 14,8
лесоводство и лесозаготовки 5,4 11,1 4,2
рыболовство и рыбоводство 49,9 62,7
добыча полезных ископаемых 25,9 31,4 12,9
добыча угля 30,6 35,3 31,9
добыча сырой нефти и природного газа 25,2 57,3 66,3
добыча металлических руд 50,3 50,9 37,3
обрабатывающие производства 11,5 12,8 12,1
производство пищевых продуктов 8,4 9,2 8,2
производство напитков 12,4 12,4 11,5
производство табачных изделий 24,6 30,2 26,9
производство одежды 13,3 9,2 7,8
производство бумаги и бумажных изделий 20,5 28,1
производство кокса и нефтепродуктов 8,3 9,8
производство химических веществ и химических продуктов 19,8 26,5 23,2
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 28,9 26,9 30,8

 

Средний показатель рентабельности продаж по отраслям за 2019 год составил 11,4%, что меньше на 0,9% чем в 2018 году, в целом мы наблюдаем увеличение рентабельности продаж за 2017-2018 год во всех отраслях, в частности для отрасли предприятия «Чебаркульская птица» (сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство) наблюдается увеличение рентабельности продаж на 2,9%. Однако данный показатель уменьшился на 1,6% в период с 2018 по 2019 год, также можно сказать, что динамика рентабельности продаж по отраслям значительно снизилась.

 Самым высоким показателем по отрасли в 2019 году, является рыболовство и рыбоводство, он составил 62,7%, это можно объяснить повышением цен на рыбу и увеличением объема реализации рыбной продукции.

Современная рыночная экономика требует объективной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия. Прежде всего, такая информация необходима самим хозяйствующим субъектам, т.к. без понимания реального положения дел невозможно принимать решения о дальнейшем развитии организации. слайд 4

Оборот организаций по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах; млрд рублей)[2].

 
Всего 146376,8 169339,9 191820,6
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 2640,5 2805,8 3160,7
Энергетика 8438,3 9320,4 9783,9
Добыча полезных ископаемых 11688,3 13946,2 17998,2
Строительство 6522,5 7385,2 7432,2
Торговля оптовая и розничная 54222,2 65418,5 72321,2

 

Как мы видим из динамики оборот в совокупности по всем видам экономической деятельности увеличился в период с 2017 по 2019 год на 45 443,8 млрд. рублей.

Кроме того, полученные в результате расчета экономические показатели рентабельности продаж позволяют достоверно определить существующие проблемы, выявить недостатки в работе предприятия и на основе полученной и обобщенной информации принимать обоснованные управленческие решения.

Как правило, предпочтительными являются более высокие значения коэффициента рентабельности продаж, но следует отметить, что для некоторых отраслей характерен более высокий показатель рентабельности продаж, чем в других. Таким образом, этот показатель наиболее эффективен при сравнении компаний одинакового размера, которые работают в одной же отрасли. Слайд5

Рентабельность продаж по предприятиям «Равис», «Полевская птица», «Бектышевкая» и «Чебаркульская птица» за 2017-2019

Предприятие Рентабельность продаж за 2019 год
Чебаркульская птица 5,45%
Равис 7,5%
Чепфа 12,3%
Бектышевская птица 6,75%

    Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что наиболее рентабельным предприятием является «Чепфа», рентабельность продаж данного предприятия составляет 12,3%, а предприятием с самым низким показателем является анализируемая нами «Чебаркульская птица».

Для того чтобы дать определение рентабельности продаж необходимо определить ее экономическое содержание: слайд6

Монографический обзор понятия «Рентабельность продаж»:

Авторы Источник Определение
Войстоловский Н.В. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. Рентабельность продаж – это коэффициент, который характеризует эффективность реализации продукции, работ, услуг.
Бригхем Ю. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Анализ финансовой отчётности // Финансовый менеджмент = Financial management. Theory and Practice. — 10-е изд./Пер. с англ. под. ред. к.э.н. Е. А. Дорофеева.. — СПб.: Питер, 20018. — С. 131. — 960 с. Рентабельность - коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной денежной единице.
Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / под редакцией О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. — Москва : Омега-Л, 2017. — 388 с. Коэффициент рентабельности продаж описывает эффективность реализации основной продукции предприятия, а также позволяет определить долю себестоимости в продажах.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) НК РФ Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности   НК РФ Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности Рентабельность продаж - определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость.
Агарков А. П. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 400 с.   Рентабельность продаж - этот показатель эффективности является основным в предприятиях связанных с реализацией продукции. Определяется по соотношению прибыли и выручки от продаж.
Быкова Н. Н. Быкова, Н. Н. Понятие рентабельности предприятия / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. — 2017. — №29. — С. 372-374.   Рентабельность продаж характеризует долю прибыли на единицу реализованной продукции
Лещева М.Г. Лещева, М.Г. анализ финансовой отчетности организации: учебное пособие / М.Г. Лещева // Лань. — Москва : Омега-Л, 2019. — 260 с. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает организация с каждого рубля проданной продукции

 

Обобщение точек зрения позволило нам сформулировать понятие следующим образом: рентабельность продаж – это доля прибыли в объеме продаж.

В качестве базы для расчета берутся объем продаж или выручка. Эти данные легко получить из бухгалтерской отчетности (отчет о прибылях и убытках, форма №2). Слайд 8

Данные для расчета показателя рентабельности продаж «Чебаркульская птица»

Наименование показателя
Выручка

6 509 793

6 493 557

6 698 050

Себестоимость продаж

(5 304 046)

(5 438 211)

(5 403 388)

Коммерческие расходы

(682 029)

(622 002)

(585 632)

Управленческие расходы

(168 716)

(172 783)

(214 261)

Прибыль (убыток) от продаж

355 002

260 561

494 769

Для того чтобы определить характер изменения факторов по отношению к выручке, необходимо взять выручку каждого года, как базовый показатель и посмотреть тенденцию изменения каждого фактора в % по отношению к выручке.

Наименование показателя
Выручка 100% 100% 100%
Себестоимость продаж 81,5% 83,7% 80,6%
Коммерческие расходы 10,5% 9,6% 8,74%
Управленческие расходы 2,6% 2,7% 3,2%
Прибыль (убыток) от продаж 5,45% 4,01% 7,38%

 

Наибольшую часть выручки занимает себестоимость продаж, в 2019 году она составляет 81,5%, также мы можем увидеть, что с каждым годом увеличивается процент коммерческих затрат, в 2019 году она достигла своего максимума и составляет 10,5% от всей выручки. Слайд 9

Для того чтобы определить характер структурных изменений берем 2017 год каждого показателя как базовый и рассчитываем изменение в %

Наименование показателя
Выручка 97,2% 97% 100%
Себестоимость продаж 98,2% 100,6% 100%
Коммерческие расходы 116,5% 106,2% 100%
Управленческие расходы 78,7% 80,6% 100%
Прибыль (убыток) от продаж 71,8% 52,6% 100%

 

Мы можем заметить отрицательную динамику роста выручки и прибыли, также мы видим увеличение коммерческих затрат,

 

ROS = Прибыль / Выручка х 100% Слайд 10

Рентабельность продаж по предприятию ООО «Чебаркульская птица» за 2017-2019 г.г.

 x 100% = 7,38%

 x 100% = 4,01%

 x 100% = 5,45%

Исходя из данных расчетов, мы можем сделать вывод, что рентабельность продаж за период с 2017 года по 2019 год достигла своей максимальной точки в 2017 году и составляла 7,38%. Далее мы наблюдаем резкий спад до 4,01% в 2018 году, для примера возьмем среднеотраслевое значение рентабельности продаж, оно составляет 20,1% для сельского хозяйства. Данный показатель на 16,09% ниже среднего значения. В 2019 году рентабельность продаж увеличивается до 5,45%, по сравнению с предыдущим годом показатель увеличился на 1,44%, в целом, мы видим положительную динамику, но рентабельность продаж 2019 года значительно ниже чем среднеотраслевое значение на 13,15%.  Данные показатели рентабельности продаж, определяют, что в 2017 году 7,38 копеек из каждого рубля выручки являются реальным заработком компании, в 2018 – 4,01 копеек и 2019 – 5,45 копеек, которые могут быть вложены в развитие и инвестиции.

Согласно данным НФС России, рентабельность продаж по предприятиям в 2017 году составляет 7,5%, в 2018-2019 году: 12,3% и 11,4% соответственно.

Среднее значение по отраслям рентабельности продаж в %, 2017-2019 год НФС России:

Год Значение Чебаркульская птица
7,5% 7,38%
12,3% 4,01%
11,4% 5,45%

Как, мы видим из таблицы самым высоким показатель рентабельности продаж был в 2018 году и составлял 12,3%, в 2019 году мы наблюдаем снижение показателя на 0,9%.

Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для "высокооборотных" видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность капитала.

Для того, чтобы определить взаимосвязь рентабельности капитала и рентабельности продаж необходимо объединить 2 формулы: слайд 11

ROE = Прибыль / Собственный капитал (СК)

ROS = Прибыль / Выручка

ROE = ROS x

ROE2017 = ROS2017 x  = 7,38 * 6 698 050/3 644 270 = 13,6%

ROE2018 = ROS2018 x  = 4,01 * 6 493 557/3 899 727 = 6,7%

ROE2019 = ROS2019 x  = 5,45 * 6 509 793/4 260 950 = 8,3%

Год Рентабельность капитала Рентабельность продаж Собственный капитал
13,6% 7,38% 3 644 270
6,7% 4,01% 3 899 727
8,3% 5,45% 4 260 950

    Исходя из данных расчетов, мы можем сделать вывод, что при увеличении собственного капитала предприятия снижается рентабельность продаж. Это обуславливается тем, что рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости.  Свормирвать систему управления капитаом, для того чтобы сохранили ка

Проанализируем влияние прибыли от продаж на рентабельность продукции: слайд 12

ROSПр =  / Выручка

 =  = 0,022

 =  = -0,036

 =  = 0,014

    За весь анализируемый период, мы наблюдаем нестабильную и низкую динамику показателя прибыли от продаж, для того чтобы понять, почему происходит данная тенденция, необходимо провести факторный анализ влияния выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих затрат на рентабельность продаж:

Факторный анализ рентабельности продаж:

ROS =

где, ROS – рентабельность продаж;

В – выручка;

С – себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

УП – управленческие расходы.

Для того чтобы рассчитать влияние выручки на рентабельность продаж, нам необходимо воспользоваться методом цепных подстановок

1. Влияние выручки от продаж на рентабельность продаж:

ROSВ =  -

где, ОТ – показатель в отчетном году

Б – показатель в базисном году.

ROSБ2017  – -3,09%
ROSБ2018  – -3,15%
ROSБ2019  – 0,25%

В период 2017-2018 годов мы наблюдаем отрицательную динамику, что плохо влияет на рентабельность продаж. В связи с увеличение выручки в 2019 году на 16 236 рублей, рентабельность увеличилась на 0,25%. Положительная динамика выручки в 2019 году говорит об увеличении объемов реализации продукции, что положительно влияет на показатель рентабельности продаж.

Несмотря на увеличение выручки, низкая прибыль является барьером для увеличения показателя рентабельности реализации продукции.

Чтобы обеспечить компенсировать центра завоза

2. Влияние себестоимости от продаж на рентабельность продаж:

Рассмотрим влияние себестоимости от продаж на рентабельность продаж:

ROSС =  -

ROSС2017  – 5,84%
ROSС2018  – -0,54%
ROSС2019  – 2,06

На протяжении трех лет мы наблюдаем нестабильную динамику себестоимости от продаж: в 2017 году она составляла 5,84%, что благоприятно отразилось на рентабельности продаж 2017 года (7,37%), однако в 2018 году она резко повысилась на 34 823 рублей, это связано с подорожанием кормов для куриц.

Для того чтобы повысить выручку компании, необходимо:

Снизить себестоимости продукции без понижения качества продукции (закупка кормов у отечественных поставщиков). Необходимо составить рейтинг кормов и выбирать наиболее оптимальный по составу, медицинским, санитарным и техническим требованиям

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

ROSКР =  -

ROSКР2017  – -0,29%
ROSКР2018  – -0,56%
ROSКР2019  – -0,92%

С каждым годом происходит увеличение коммерческих затрат, в 2019 году показатель увеличился на 60 027 рублей, поэтому рентабельность продаж уменьшилась на -0,92%.

Для уменьшения количества коммерческих затрат необходимо провести ревизию цен на транспортные, складские и маркетинговые услуги, проведение тендеров с возможными поставщиками, также необходимо провести анализ прочих затрат предприятия и определить возможные затраты по более мелким статьям затрат.

 

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

ROSУР =  -

ROSУР2017  – -0,19%
ROSУР2018  – 0,64%
ROSУР2019  – 0,06%

В 2017 году управленческие затраты отрицательно влияли на рентабельность продаж, но в 2018 году данный показатель удалось снизить на 41 478 рублей, что положительно сказалось на рентабельности продаж. В период 2018-2019 годов управленческие расходы уменьшились на 4 067 рубелей, из-за этого рентабельность увеличилась на 0,06%.

Для снижения управленческих затрат, необходимо провести анализ затрат на содержание зданий/сооружений, также можно провести анализ использования помещений и избавление от арендуемых излишков, переговоры с арендаторами о снижении ставки аренды, сюда же входят транспортные расходы на администрации (можно найти наиболее экономичный вариант), связь и интернет.

Аудиторы нужны, сократили персонал, ввели машины в экономике

Для того чтобы повысить выручку компании, необходимо:

1. Снизить себестоимости продукции без понижения качества продукции (закупка кормов у отечественных поставщиков). Необходимо составить рейтинг кормов и выбирать наиболее оптимальный по составу, медицинским, санитарным и техническим требованиям

2. Для уменьшения количества коммерческих затрат необходимо провести ревизию цен на транспортные, складские и маркетинговые услуги, проведение тендеров с возможными поставщиками, также необходимо провести анализ прочих затрат предприятия и определить возможные затраты по более мелким статьям затрат.

3. Для снижении управленческих затрат, необходимо провести анализ затрат на содержание зданий/сооружений, также можно провести анализ использования помещений и избавление от арендуемых излишков, переговоры с арендаторами о снижении ставки аренды, сюда же входят транспортные расходы на администрации (можно найти наиболее экономичный вариант), связь и интернет.

Таким образом, на прибыль повлиял увеличение показателя  коммерческих затрат, что плохо сказались на рентабельности продаж. Несмотря на увеличение выручки, и уменьшения себестоимости низкая прибыль является барьером для увеличения показателя рентабельности реализации продукции.

Для того чтобы понять, какой фактор и в какой степени повлиял на рентабельность продаж, необходимо провести оценку совокупного влияния факторов (выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих затрат)

Оценка совокупного влияния факторов:

ROS = ± RВ± RПР± RС± RУР± RКР

ROS2017 = -3,09+5,84-0,29-0,19 = 2,65%

ROS2018 =  -3,15-0,54-0,56+0,64 = -3,61%

ROS2019 = 0,25+2,06-0,92+0,06 = 1,45%

Предприятие является дотационным, чтобы исключить разрыв рентабельности в период с 2018 по 2019 год (2,16%) предприятие пользуется субсидиями государства

По сравнению с 2018 годом в 2019 год рентабельность продаж увеличилась на 1,45%.

Увеличение рентабельности продаж произошел за счет уменьшения себестоимости на 2,06%, за счет увеличения выручки от продаж и управленческих затрат на 0,06%. Уменьшение рентабельности происходит за счет увеличения коммерческих затрат на 0,92%.

Коэффициент вычисляется по продажам в общем, но также его можно вычислить по отдельным товарам. Рентабельность продаж по ассортиментным группам помогает выявить самые ходовые и наименее востребованные товары. Для предприятия «Чебаркульской птицы» ассортиментными группами являются: готовая продукция, курица, яйцо, полуфабрикаты, халяль. Рассчитывается следующим способом: слайд 13

ROS = (В - С)/В * 100

где, В – выручка по ассортиментным группам;

С – себестоимость по ассортиментным группам.

Рентабельность продаж по ассортиментным группам «Чебаркульская птица» за 2019 год.

Рентабельность продаж Расчеты Показатель
Готовая продукция (1 318,3 - 1 261,4)/1 318,3*100% 4,3%
Курица (2 034,0 - 1 927,5)/2 034,0*100% 6,7%
Яйцо (1 048,2 - 987,0)/1 048,2*100% 5,6%
Полуфабрикаты (1 096,8 - 1 023,8)/1 096,8*100% 5,8%
Халяль (23,7 – 19,6) /23,7*100% 6,6%

Проанализировав данную таблицу, мы можем сделать вывод, что наиболее рентабельным является ассортиментная группа курица, коэффициент рентабельности продаж составляет 6,7%, также ходовым товаром в ассортиментной линейке являются халяль и полуфабрикаты, его коэффициент составляет 6,6% и 5,8% соответственно. Наименее востребованный товар – готовая продукция, рентабельность составила 4,3%

Слайд 14

Наименование продукции

Удельная себестоимость, руб/кг.

Цена, руб.

Объем реализации, тонны.

Объем реализации, млн. руб.

Себестоимость, млн. руб.

в базисном году в отчетном году базисного года фактическая

С0

С1

P0

P1

Q0

Q1

N0

N1

S0

S1

Готовая продукция

154,6

163,9

161,0

171,3

8 324

7 696

1 340,2

1 318,3

1 286,9

1 261,4

Курица

146,9

151,9

155,4

160,3

12 396

12 689

2 081,7

2 034,0

1 967,9

1 927,5

яйцо

58,3

59,6

59,7

63,3

17 847

16 560

1 065,5

1 048,2

1 040,5

987,0

Полуфабрикаты

181,5

196,4

187,2

210,4

5 637

5 213

1 055,2

1 096,8

1 023,1

1 023,8

Халяль

104,6

106,8

111,3

116,0

31,6

23,7

29,7

21,8

Всего:

129,2

135,7

134,9

144,3

45 488

42 362

5 574,2

5 521,1

5 348,1

5 221,4

 

Проанализировав таблицу за 2018-2019 год, мы можем увидеть снижение себестоимости по всем ассортиментным группам в общей совокупности на 133 800 рублей. Также мы видим тенденцию к увеличению цены по каждым ассортиментным группам: корма амортизацию энергию площади

За целевое

Наименование продукции

Цена, руб.

Разность

P0

P1

Р10

Готовая продукция

161,0

171,3

10,3

Курица

155,4

160,3

4,9

Яйцо

59,7

63,3

3,6

Полуфабрикаты

187,2

210,4

23,2

Халяль

111,3

116,0

4,7

Среднее значение:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.