Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок литературы по теме:. Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Своеобразие художественного мира поэтов». I. Организационный этап II. Актуализация (Записать дату, тему, эпиграф).Всякий, кто сознает себя челове



 Урок литературы по теме:

«Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Своеобразие художественного мира поэтов»

Цель:
- дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; углубить представление о классике, о классической литературе 2 половины 19 века;
- воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.

- познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета, Ф.И. Тютчева
своеобразием их творчества;
- раскрыть основные темы и мотивы творчества поэтов;
- развивать навыки выразительного чтения.

 

Ход урока

I. Организационный этап II. Актуализация (Записать дату, тему, эпиграф)...Всякий, кто сознает себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни. М.Е. Салтыков-Щедрин III. Формирование новых понятий

1. Слово преподавателя
XIX век примечателен не только грандиозными историческими событиями, но и тем, что именно в XIX веке литература стала важнейшей сферой духовной жизни общества, приобрела признание и любовь человечества.
В этот период в России утвердилось понятие «литературная классика» и создавались произведения, единодушно признаваемые величайшими образцами словесного искусства, имеющими непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Это происходило потому, что литература постоянно обращалась к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, была внимательна к жизни в ее неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром XIX век назван золотым веком русской литературы.
Общественная и политическая обстановка в России второй половины XIX в.
- Основные исторические события первой половины XIX века, оказавшие влияние на развитие литературы, - это война 1812 года и восстание декабристов.
Вторая половина XIX века тоже насыщена историческими событиями.
1.Оживление общественно-политической жизни России, которое было связано со смертью Николая I.
2.Поражение России в Крымской войне (продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европы).
3.Существование крепостного права и необходимость его отмены.
4.Появление новой социальной силы: «разночинства».
Словарная работа (записать в тетрадь).
Разночинцы – выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства.
5.Вытеснение со сцены общественно-политической жизни дворянской интеллигенции как исчерпавшей свои возможности.
6.Выбор дальнейших путей развития:
Обозначились два ведущих направления русской общественной мысли: западничество и славянофильство.
Славянофилы (буквально: любящий славян).
Предлагали называть себя «туземники», «самобытники». Отдавая должное европейской культуре, вели речь не об отставании России, а об ее особенностях и преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.
Славянофильский журнал: «Русская беседа».
Западники тоже не все принимали на Западе. Они осуждали культ денег, наживы, личной выгоды, процветающие в Европейских странах с развитием капитализма. Но полагали, что именно западный путь наиболее естественный и разумный для России. Этот путь должен привести к равенству всех людей перед законом, установлению личных свобод, к победе либерализма.
Западнические журналы: «Отечественные записки» и «Современник».
7.Революционное движение как реакция на Французскую революцию 1848 г. и мрачное «семилетие».

Культура России второй половины XIX века

1.Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века.
Уже в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя в первой половине XIX века (в 20-е годы) зарождался реализм, который стал во второй половине XIX века главенствующим направлением в искусстве.
Литература этого периода изобразила человека, который чувствовал себя «лишним» в обществе. Вспомним радищевского Путешественника, Чацкого, Онегина, Печорина…
Литература второй половины XIX века изменяет свое направление изображения жизни. Писатели – реалисты изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв какие литературные ограничения, отбросив разделение на «поэтическую и «непоэтическую» действительность.
Основные признаки русского реализма:
- социальная и психологическая типизация;
- герой не только тип, но и индивидуальность;
- наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды - в противовес романтикам;
- точность воспроизведения деталей;
- отсутствие однозначной авторской оценки;
- эволюция характера героя под влиянием обстоятельств;
- любимые жанры реалистов - роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет;
- стремление приблизить язык произведения к живой речи.
2.Роман – господствующий жанр в литературе второй половины XIX века.
Словарная работа (записать в тетрадь).
Роман- крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса. Повесть по отношению к роману является «средней» по величине жанровой формой, а рассказ - «малой». Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление.

Первый этап в истории русского реалистического романа был отмечен появлением трех великих шедевров, которые имели исключительное, переломное значение для развития всей национальной русской культуры и сразу выдвинули русский роман на одно из первых мест в мировой литературе, - появлением «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвых душ».
Начиная с 40-х и 50-х годов XIX века русский роман занимает центральное место в развитии всей русской литературы. В романах Тургенева и Гончарова, Герцена и Чернышевского, Лескова и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого получили в период с 30-х по 80-е годы свое наиболее яркое и всестороннее выражение все многообразные и сложные проблемы жизни русского общества, вопросы, порожденные ломкой крепостнических отношений, развитием освободительного движения.
3. Демократизация литературы (народ – действующее лицо художественных произведений).
4. Развитие отечественной критики (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев).
5. Формирование современных литературных жанров: русский классический роман.
6. Гражданский пафос литературы.
Основные вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?».
7. Работа журналов, дискуссия между журналами.
8. Развитие драматургии – становление русского национального театра. (А.Н. Островский).
9. Новый герой: самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Единство человеческой судьбы с судьбой народа.

 

2. Письменно ответить на вопросы в тетради.

1. Основные исторические события второй половины XIX века

2. Почему в 60-е годы XIX века особенно оживилась общественная жизнь России? Как это отразилось на литературном процессе?
3. Основные признаки русского реализма.

 

3. Слово преподавателя.
Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, проникновенных выразителей человеческих чувств, вдохновенных певцов природы всё возрастает. Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами.
Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева (записать в тетрадь).

Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в с. Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.
1819 г. – первая публикация – вольное переложение «Послания Горация к Меценату».
1819-1821гг. – учёба и досрочное окончание словесного отделения Московского университета.
1821 г. – поступление на службу в Коллегию иностранных дел.
1822-1839гг. – дипломатическая служба в Мюнхене и в Турине.
1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.
1836 г. – публикация в журнале «Современник» «Стихотворений, присланных из Германии».
1838 г. – смерть жены и женитьба на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
1844 г. – возвращение в Россию, служба в ведомстве иностранных дел.
1850 г. – публикация в виде приложения к журналу «Современник» 92 стихотворений Тютчева. Сближение в Еленой Александровной Денисьевой.
1854 г. – первый поэтический сборник Тютчева
1858 г. – председатель комитета иностранной цензуры.
1864г. – смерть Е.А.Денисьевой.
1868 г. – второй поэтический сборник Тютчева.
Умер 15 (27) июня 1873 г. в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.

Этапы биографии и творчества А.А.Фета (записть в тетрадь).

Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).
1834г. – духовная консистория узнаёт о незаконности метрической записи о рождении поэта. Потрясение, вызванное лишением всех прав и привилегий. Перемена фамилии с Шеншина на Фет. Переезд в лифляндский город Верро, учёба в частном пансионе.
1834-1844гг. – учёба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.
1840г. – первый сборник стихов «Лирический пантеон».
1843г. - публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришёл к тебе с приветом…»
1845г. – поступление на военную службу ради получения потомственного дворянства.
1850г. (изменения в 1856г.) – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Издание второго поэтического сборника. Знакомство с Марией Лазич.
1853г. – начало сотрудничества с журналом «Современник».
1856г. выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И.С.Тургеневым.
1857г. – женитьба на М.П.Боткиной.
1858г. – выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.
1859г. – разрыв с журналом «Современник». Осложнение отношений с редакциями других журналов.
1860г. – приобретение хутора Степановка. Занятия сельским хозяйством.
1863г. – двухтомное собрание стихотворений – итог 25-летней творческой деятельности.
1873г. – поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остаётся в качестве псевдонима.
1877г. – приобретение старинной усадьбы Воробьёвка.
80-е гг. – четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).
1886г. – член Петербургской академии наук.
1889г. – звание придворного камергера.
1892г. – умер.

4. Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева (Записать в тетрадь).
1. Поэт и поэзия. Поэт должен помочь другим найти ответы на вопросы о свободе, любви, месте человека в природе, об их единстве; показать все прекрасные стороны единения с природой.
2. Духовный кризис современного поколения. Человек перестаёт осознавать своё единство с природой, перестаёт понимать природу, видя в ней лишь объективную реальность, бесчувственную и равнодушную. В современный, слишком материалистичный век люди стали сомневаться в законах божественных тайн, и душа природы закрылась перед ними.
3. Россия. Стихи Тютчева наполнены трепетной и нежной любовью к Родине и затаённой болью за неё. Поэт не описывает ни русской деревни, ни каторжного труда русского мужика, но за картинами природы открывается Россия нищая, страдающая, прекрасная и любимая. С Россией Тютчев связывает надежды на единение всех славянских народов, подчеркивая неповторимость и необъяснимость во многом своей родной страны. Главенствующую роль он отводил России на основании следования христианским заповедям, смирении, продолжении роли добродетели. Тема Родины тесно связана с христианскими темами в творчестве Тютчева.
4. Природа. Сущность природы в том, что недоступно, что лежит за поверхностью явления, в заповедной темноте, на которую набросил яркие краски светлый день. Природа – это не пейзаж, населённый растениями, животными и людьми, это космос, в котором живут и действуют стихии. Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями. С помощью этих наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.
5. Любовь. Это одна из центральных тем в зрелой лирике Тютчева. Здесь отразилась его личная жизнь, полная страстей, трагедий, разочарований. Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадежность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е.А.Денисьевой. Тютчев увидел и высоко ценил в женщине силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершающая подвиг. Поэт утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности.
6. Христианские мотивы. Обострённый индивидуализм означает, что человек теряет опору, лишается веры. Это преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям, - духовная болезнь века. Её необходимо смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов, установленных Богом. Образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ

Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета (записать в тетрадь).
1. Поэт и поэзия.
Поэзия чужда всякой пользе и всякому смыслу: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует». На первое место в поэзии ставится ощущение, чувство, наитие, откровение, но не отвергает разум. «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота». Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит её в область «высочайшего блаженства». В лирике Фет обращен к изначальной гармонии и красоте, единству с целым миром. Долг художника в том, чтобы увидеть всё это в самых простых, обычных явлениях природы и воспроизвести. Сверхзадача поэта – уловить и передать мечты и сны, неуловимые, рождённые полубезумным сознанием поэта.
2. Природа.Тайна природы заключена в зримой поверхности, которая в любое время всегда обворожительна. Нет тайны за пределами дня или ночи. Они и есть сущность природы. Именно видимость, непосредственно представшая нашим глазам, нашему слуху, нашему обонянию, нашим чувствам, есть тайна природы, её сущность, её глубина. Его пейзажные зарисовки обнаруживают много общего с картинами импрессионистов: то же стремление показать обыкновенное необыкновенно, та же субъективность мировосприятия и формы выражения.
3. Любовь. Отсутствие индивидуализированного образа любимой девушки. Передаётся радостное состояние влюблённости, когда окрылённый человек ощущает единство со всем мирозданием, а стихия природы как всегда слита с душевными переживаниями.

Тютчев и Фет от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, апеллируя к возвышенным чувствам, красоте. Для поэтов красота разлита во всём – в окружающей действительности, в природе, в женщине как высшем воплощении красоты. Способность заметить красоту среди случайного и поверхностного характеризует эстетическое начало, безупречное поэтическое чутьё «певцов жизни». Фет и Тютчев, как утверждают исследователи, в момент творчества отдают стихотворению лучшее, что есть в мире, они растворяются в своём творчестве.

5. Особенности поэтического мира
ТЮТЧЕВА ФЕТА (записать в тетрадь).
- Бытие воспринимал как катастрофу.
- Поэт-философ, поэт-психолог.
- Последний русский романтик.

- Природа – живой, одухотворённый,
многоликий мир.

- Человек часто одинок и бессилен в
сравнении с могуществом природы.

- Для стихов характерна богатейшая
метафоричность.

- В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. - Крупнейший поэт «чистого искусства».
- В историю поэзии вошёл как пейзажист.

- Природа – прекрасное живое существо.
- Любил изображать «переходные состояния» природы.

- Человек – частица природы, существо, равноправное ей.

- Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом.
- Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен).

- В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.

6. Работа со стихотворениями.
(тема поэта и поэзии)
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи!..

Особую значимость приобретает тема творчества, высшего назначения поэта-мыслителя, - Муза, говорящая среди «всемирного молчанья», равна в своём величии олимпийским богам. Молчание становится единственным средством, чтобы спасти внутренний мир от суетной и глумливой толпы, «убийственных забот».
Также развивается любимая мысль романтиков о невыразимости души, о невозможности во внешней речи передать внутреннюю, которая при своём языковом выражении утрачивает глубину и богатство чувств. Тем самым противоречие между душой и словом, выражающим её, становится всеобщим. Оно касается и человека, и его отношений с другими людьми.

(любовь и природа)
***
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Стихотворение Фета проникнуто одним настроением. Это настроение – результат строгого отбора прекрасных и непреходящих в своём значении впечатлений. Нет никаких намёков на реальность: чувство, в нём выраженное, вне конкретных категорий. Можно выделить два мотива – любовь и природа, они здесь не просто взаимообусловлены и образуют один чувственно-природный ряд образов, в котором главное – сопредельность чувства неуловимому природному целому. Важнейшим структурным элементом здесь является мелодика.

(природа)
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тихая лазурь
На отдыхающее поле…

Это одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева. Поэт действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ – «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льётся чистая и тёплая лазурь».

 


 

(природа)
***
Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томило немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема.

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Всё, что ковало – миновало.

Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.


Стихийная жизнь природы вселяет в душу восторг. Духовные силы человека расцветают, к нему слетает вдохновение. Вена – это состояние воздуха и состояние души. Чувства и мысли человека улавливают состояние воздуха через запахи, звуки, краски. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тонкие изменения в ней с трепетом, радостью и восторгом. Так человек и природа составляют единое целое.

(любовь)
***
Я очи знал, - о, эти очи! Дышал он грустный, углубленный
Как я любил их, - знает бог! В тени ресниц её густой,
От их волшебной, страстной ночи Как наслажденье, утомленный
Я душу оторвать не мог. И, как страданье, роковой.

В непостижимом этом взоре, И в эти чудные мгновенья
Жизнь обнажающем до дна, Ни разу мне не довелось
Такое слышалося горе, С ним повстречаться без волненья
Такая страсти глубина! И любоваться им без слёз!

 

В этом стихотворении любимая предстаёт не как «неземное создание», а как человек, которому присуще всё человеческое: не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Стихотворение пронизано мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.

(любовь)
***
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

 

По-пушкински возвышенными и мудрыми являются стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых рождает в душе человека целую гамму чувств. И это стихотворение, как и многие другие, написано от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви.

(философское осмысление природы и жизни человека)
***

Не то, что мните вы, природа: Лучи к ним в душу не сходили,
Не слепок, не бездушный лик – Весна в груди их не цвела,
В ней есть душа, в ней есть свобода, При них леса не говорили
В ней есть любовь, в ней есть язык… И ночь в звездах нема была!

………………………………. И языками неземными,
Вы зрите лист и цвет на древе: Волнуя реки и леса,
Иль их садовник приклеил? В ночи не совещалась с ними
Иль зреет плод в родимом чреве В беседе дружеской гроза!
Игрою внешних, чуждых сил?..
Не их вина: пойми, коль может,
……………………………….. Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нём не встревожит
Они не видят и не слышат, И голос матери самой!
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Здесь проявляется одна из особенностей творчества Тютчева – созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жива и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мёртвого. Это ощущение избавляет поэта от раздвоения между мыслью и чувством: поэзия его полна осознанной мысли, а его мысли находили себе только поэтическое выражение.
Мир, как таковой, и все его проявления представляют собой целостный единый организм. Эти целостность и единство создаются благодаря противоречиям, благодаря борьбе стихийных сил. Тютчев стремился понять мир как целое, но не в виде механического сочетания или совокупности различных признаков, а как живой, подвижный и внутренне противоречивый организм. По мнению Тютчева, между человеком и природой нет непроницаемой стены. Напротив, человек и природа духовны. Они изначально наделены душой, чувствами и языками. Эти чувства и языки родственны. Они заложены в природу и человека свыше. Непонимание этого человеком ведёт к трагедии, и чревато разобщением человека с мировым целым, с природой.

В стихотворении нарастают обличительные, дидактические интонации, направленные в адрес тех, кто отторгнут от всемирной жизни, от бытия. Такими людей сделал нынешний век, и потому вина с них снимается, но не исчезает горечь: как голос матери не может встревожить глухонемого, так душа матери-природы не волнует бестрепетные и бездушные сердца.


(любовь)

На заре ты её не буди, И чем ярче светила луна,
На заре она крепко так спит; И чем громче свистал соловей,
Утро дышит у ней на груди, Всё бледней становилась она,
Ярко пышет на ямках ланит. Сердце билось больней и больней.

И подушка её горяча, Оттого-то на юной груди,
И горяч утомительный сон, На ланитах так утро горит.
И, чернея, бегут на плеча Не буди ж ты её, не буди…
Косы лентой с обеих сторон. На заре она сладко так спит!

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна

В этом стихотворении поэт точно уловил и передал состояние молодости с её тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами. И, как всегда, стихия природы слита с душевными переживаниями. «Утро дышит у ней на груди» - «переносный смысл утра-молодости пропадает, так как органично включен в картину самого утра природы, всеохватного жизненного утра,» - замечал Н.Н.Скатов.

 

День и ночь.
На мир таинственных духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров…
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мир рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь не менее хороша, чем день: в ночи ярко светят звёзды и часто бывают откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночь сбрасывает прочь.
Однако дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняет её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашавшая высокий нравственный идеал.


(философское рассуждение)

Фонтан.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Фонтан уподобляется лучу. Это сравнение придаёт всему стихотворению особую напряжённость: ведь по традиции луч ассоциируется со светом небесным, и его естественная направленность сверху вниз, от неба к земле. Фонтан – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросает вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство он осуждён ниспадать на землю вновь.

(природа и человек; тема Родины)
***
Слёзы людские, о, слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя…
И.С.Аксаков

 

(поэт и поэзия)
Ф.И.Тютчеву.
Мой обожаемый поэт
К тебе я с просьбой и с поклоном;
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полёт
Меня увлёк волшебной силой,
Давно в груди моей живёт
Твоё чело, твой облик милый.

Твоей камене – повторять
Прося стихи – я докучаю,
А всё заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу – чтоб ты
Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

В проходившей полемике «чистого» и демократического искусства поэзия Тютчева и Фета подвергалась особенно тщательному анализу. Фет, принимавший в этом участие, привлекал лучшие образцы поэзии Тютчева в качестве примера превосходства «чистой поэзии». И сторонники демократического лагеря к поэзии Тютчева относились как к серьёзному явлению. Образ Тютчева в этом стихотворении – это и пример, и идеал, и учитель для Фета.


(любовь)

AVE MARIA

Ave Maria –лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

***
Владычица Сиона, пред тобою
Во мгле моя лампада зажжена.
Всё спит кругом, - душа моя полна
Молитвою и сладкой тишиною.

Ты мне близка… Покорною душою
Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.
Дай ей цвести, будь счастлива она
С другим ли избранным, одна – или со мною.

О нет! Прости влиянию недуга!
Ты знаешь нас: нам суждено друг друга
Взаимными молитвами спасать.

Так дай же сил, простри святые руки,
Чтоб ярче мог в полночный час разлуки
Я пред тобой лампаду возжигать!

6. Итоговое слово учителя.
«Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. У Блока есть слова: «Всё торжество гения, не вмещённое Тютчевым, вместил Фет». Это утверждение высшего родства двух наших лирических поэтов…
Вслед за Тютчевым, вместе с ним, Фет усовершенствовал и бесконечно разнообразил тончайшее искусство лирической композиции, построения миниатюр. За кажущейся повторяемостью их стоит бесконечное разнообразие и многообразие, непрекращающийся лирический контрапункт, запечатлевающий сложность духовной жизни человека».
Л.А.Озеров
Большая часть любовной лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер ( «Я встретил вас…», « Я тебе ничего не скажу…», « На заре ты её не буди…»), определяется вслед за Аполлоном Григорьевым как «музыкально-неуловимая». Фет часто подчёркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается (музыкально-экстатическая, как её называют).
Музыкальность, символика и аллегория лирики позволяют считать поэзию Тютчева и Фета истоком символического направления XX века. Фет и Тютчев воспринимались символистами как великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:
Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…
- именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Фета и Тютчева.

IV Домашнее задание.Подготовка презентаций по темам: «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева», «Жизнь и творчество А.А. Фета». Сделать письменный анализ одного стихотворения Ф.И. Тютчева и одного стихотворения А.А.Фета; повторить элементы анализа лирического произведения.


Рефлексия.

Обучающиеся заполняют анкету (в тетради).

1. На занятии я работал 2. Своей работой на занятии я 3. Занятие для меня показалось 4. За занятие я 5. Мое настроение 6. Материал занятия мне был     7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.