Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Какие компоненты психики делают содержание деяния преступным?



5. Какие компоненты психики делают содержание деяния преступным?

Компоненты (части) психики любого человека следующие: 1) психические процессы, – познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования и 5) психическая деятельность.

6. Типологический и индивидуальный подход к преступной личности объединяет юридическую психологию с другим направлением психологии. С каким? криминальная психология

8. Что такое психическая самоорганизация как самоуправление?

Психическое самоуправление предполагает сознательные воздействия человека на присущие емупсихические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

9. Отражение, контроль, прогноз, отношение, оценка, структурные компоненты деятельности или психической организации (самоуправления)?

Отражение, контроль, прогноз, отношение, оценка являются структурными компонентами психической организации (самоуправления)

Задание № 2.

Письменное сообщение. Тема: Стихийные подростковые группы. Механизмы криминализации личности подростка в негативных группах сверстников.

В процессе социализации личности подростка большое влия­ние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, ко­торые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Установлено, что досуговая деятельность бывших несовершен­нолетних правонарушителей значительно отличалась от той, кото­рая характерна для подростков, обладающих аналогичными соци­ально-демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою спе­цифику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спор­том, различные виды социально полезной внешкольной деятель­ности).

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющи­ми аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Час­то такие межличностные связи принимают антисоциальную направ­ленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанав­ливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельно­сти уже достаточно деморализованных подростков.

Конечно, нельзя считать образование досуговых товарищеских групп чем-то предосудительным, общественно опасным. Они впол­не естественны для этой возрастной группы. Более того, потреб­ность ребят в общении в наибольшей степени удовлетворяется имен­но в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясняется дефицитом внимания к подростку со стороны близ­ких, которые ограничивают общение с ним почти исключительно заботой о его элементарных нуждах (еда, одежда, деньги на кар­манные расходы и т. д.). Подростку же больше хотелось бы видеть в родителях не столько "кормильцев", сколько друзей и советчи­ков. При всей своей тяге к самостоятельности подростки остро нуж­даются в жизненном опыте, помощи и поддержке старших. Однако реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обре­менены конфликтами на почве непонимания друг друга.

Недостаток внимания со стороны взрослых — не единствен­ная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотив — стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоцио­нального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализации.

Качество общения, а следовательно, и полнота удовлетворе­ния потребности в нем у подростка могут быть различными. Выде­ляют три уровня общения: дефиниция — простое восприятие ин­формации на уровне коммуникативного хобби, при котором у под­ростка не меняется отношение к окружающему и оно не сопровож­дается эмоциональными реакциями; идентификация, при которой личность слушающего претерпевает некоторое изменение: отожде­ствляя себя с партнером, т. е. принимая на себя его "роль", слуша­ющий усваивает, хотя и частично, и систему его отношений к дру­гим людям, к происходящим событиями явлениям, новую для него систему ценностей; эмпатия (сопереживание) — когда подросток полностью сливается с партнером по общению, когда он вместе с ним живет, действует, переживает. Ясно, что эмоциональное учас­тие подростка, степень удовлетворения его потребности в общении будут в каждом случае различными. Подросток стремится к само­му эмоционально насыщенному уровню общения (уровень эмпатии) вследствие чувчтва одиночества, которое, как отмечают психологи, наиболее остро переживается в подростковом возрасте.

Ввиду отсутствия глубокого взаимопонимания между подрос­тком и взрослыми, особенно у "трудных" ребят, наиболее высокого уровня эмоционального общения они могут добиться в кругу свер­стников — в стихийных неформальных досуговых группах. В про­цессе такого общения со сверстниками подросток стремится выра­зить свой внутренний мир, свои переживания и состояния. При этом в процессе переживания он стремится к самовыражению, как бы требует понимания себя другими. Если же другие не понимают внут­ренний мир подростка, т. е. не эмпатируют или неадекватно эмпа-тируют, то в межличностном общении возникает определенный дис­сонанс, нарушение душевного равновесия, что приводит к конф­ликтным ситуациям, состоянию фрустрации, сопровождаемому аф­фективными агрессивными вспышками.

Следует отметить, что общение на уровне эмпатии представ­ляет определенные трудности для подростков, поскольку требует высокой психологической подготовки, психологического опыта, ко­торый у них еще недостаточен.

Основными механизмами эмпатического общения являются проекция и интроекция. Проекция в межличностных отношениях означает приписывание своих особенностей, склонностей, побуж­дений и чувств другим людям. Интроекция — противоположный процесс. Она понимается как приписывание личностью себе наклон­ностей, побуждений, переживаний и чувств других людей. Посред­ством интроекции человек (собеседник) создает внутреннюю кар­тину личностных особенностей и психических состояний других людей (партнеров по общению).

На первом этапе общения проекция осуществляется либо в форме отождествления (переноса) своих личностных качеств и по­буждений с личностными качествами и побуждениями партнера, либо в форме уподобления личностных особенностей партнера тем эталонам, которые выработаны на основе представления о других людях.

В процессе же интроекции происходит как бы абсорбция, т. е. поглощение, впитывание образа другой личности, его внутреннего состояния. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.