Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание дисциплины. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ



 

Выписка из РПД «Менеджмент организации»

Содержание дисциплины

Тема 1.Сущность и содержание дисциплины «Менеджмент организации». Управление как потребность и как фактор успеха деятельности, сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления.

 

Тема 2. Основные теории управления.Управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, национально-региональные модели управления, истоки и тенденции развития российского управления. Современные теории управления: П. Друкер, Т. Питерс, Р. Акофф, И. Ансофф, Б. Хендерсон, И. Адизес.

 

Тема 3. Закономерности и принципы управления. Объекты и субъекты менеджмента. Субъективные и объективные факторы в управлении; закономерности управления, зависимость процессов управления функционированием и развитием, соотносительность субъекта и объекта управления, соответствие целей управления целям организации; классификация принципов управления. Организация: определение и сущность. Виды организаций. Элементы организации. Динамика организации как объекта менеджмента (стадии жизни). Содержание труда менеджера. Типология менеджеров. Требования к менеджеру.

Тема 4. Цели и целеполагание в менеджменте. Роль цели в организации и осуществлении процессов управления, классификация целей, построение дерева целей; сочетание разнообразия целей и функций менеджмента; система управления по целям; стратегия и тактика управления.

 

Тема54. Функциональные основы менеджмента.Разделение, специализация и кооперация управленческого труда; функциональная организация труда работников управления; общие и специализированные функции управления, потребность в системе управления.

 

Тема 6. Процесс и механизм управления.Понятие процесса управления; операции процесса управления; свойства, характеристики и основные этапы процесса управления; типология процессов управления; понятие механизма управления, стихийное и сознательное формирование механизма управления; нравственные ограничения в использовании средств управления.

 

Тема 7. Ресурсы управления.Человеческие, материальные, информационные, финансовые ресурсы управления; роль человека в процессах управления; информация как ресурс управления, информационные системы и технологии; экономическое содержание ресурсов управления.

Тема 8. Разработка управленческих решений.Понятие и классификация управленческих решений, основополагающие элементы деятельности, условия и критерии принятия решений, процесс и модели принятия управленческих решений, реализация управленческих решений.

Тема 9. Управление коммуникациями.Роль коммуникаций в деятельности организации, классификация коммуникаций, уровни и виды коммуникаций, коммуникационный процесс, принципы управления коммуникациями.

Тема 10. Система управления.Понятие системы управления, распределение функции, полномочий и ответственности, принципы построения систем управления, факторы формирования систем управления; понятие звена управления, разработка комплекса функций обособляемого звена системы управления, типология систем управления.

Тема 11. Централизация и децентрализация управления.Полномочия и факторы их распределения; делегирование полномочий в процессах управления, функциональное содержание полномочий; выбор и регулирование степени централизации управления.

Тема 12. Отношения власти в системе управления. Понятие и типология власти; власть и авторитет менеджера; признаки, факторы и проявления неуправляемости; источники власти в управлении организацией; партнерство в процессах менеджмента.

 

Тема 13. Мотивация деятельности в управлении. Мотивы деятельности человека и их роль в управлении, основные понятия и логика процесса мотивации, факторы формирования мотивов труда; использование мотивации в практике менеджмента; факторы эффективности мотивации; современные концепции мотивации.

Тема 14. Лидерство и стиль управления. Процессы формирования и основные составляющие лидерства, формальные и неформальные факторы лидерства, проявление лидерства в стиле управления, тенденция развития стиля управления.

Тема 15. Групповая динамика и конфликты.Роль группы в поведении и деятельности человека, формирование групп, взаимодействия в группе и в организации; возникновение, проявление и разновидности конфликтов, влияние конфликтов на управление.

Тема 16. Эффективность менеджмента. Экономическая эффективность менеджмента. Техническая эффективность менеджмента. Количественные показатели для оценки эффективности менеджмента. Отдача затрат на управление. Природа процесса изменений, организация проведения изменений, внедрение изменений; развитие как фактор стабильности и эффективности, управление функционированием и управление развитием; инновационность и стратегии развития.

Тема 17. Управление качеством и качество управления.Качество как объект и характеристика управления, основные черты и особенности управления качеством, разновидности систем управления качеством: зарубежный и отечественный опыт.

 

Темы докладов (с презентациями)

 

1. Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана

2. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана.

3. Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа

4. Идея «распределенного» или «разделяемого» лидерства

5. Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп».

6. Ицхак Адизес - автор концепций жизненного цикла организации и управленческих ролей.

7. Ален Коэн. Специалист в области глобального лидерства и руководства.

8. Дэвид Брэдфорд - специалист в области организационного поведения, руководства и командной работы.

9. Модели «пяти сил конкуренции» М. Портера.

10. Матрица БКГ.

11. Классификация систем Р. Акоффа.

12. Менеджер – это должность или профессия? Роли менеджера по Г.Минцбергу.

13. Матрица SWOT

14. Питер Друкер и его идеи.

15. Том Питерс и концепция совершенной корпорации.

16. Игорь Ансофф и его идеи.

17. Роберт Уотермен. Ахдократическая концепция.

18. Теория управления Б. Хендерсона.

19. Пять структур Г.Минцберга.

20. А.Богданов и его труд «Всеобщая организационная наука».

21. М.Хэммер, Дж.Чэмпи и Т.Н.Давенпорт о реинжиниренге бизнес-процессов.

22. Идеи советской школы менеджмента 20-е – 40-е годы.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсентеизм(absenteeism) – несанкционированное отсутствие работника на рабочем месте

Автократичный руководитель(autocratic leader)- лидер, который стремится сконцентрировать в своих руках всю власть, основанную на вознаграждении и принуждении; полагается на законные полномочия

Адаптивная структура (adaptive structure) – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (бюрократической) структуры. Называется также органической структурой

Адвокат дьявола (devil's advocate)- используемый в процессе принятия решений метод, когда один из участников обсуждения побуждает остальных к переосмыслению подходов к проблеме, к отказу от преждевременного консенсуса или неразумных предположений

Административные принципы(administrative principles)-одна из областей классического направления менеджмента, приверженцы которых уделяют основное внимание не отдельным сотрудникам, а организации в целом и таким управленческим функциям, как планирование, организация, управленческая цепочка, координация и контроль производительности труда отдельных сотруднико

Аппарат (штаб) (staff) –подразделения или функционеры, выполняющие некоторые специальные функции и являющиеся в них абсолютно компетентными

Адхократия (адхоккратия) (adhocracy; ad hoc – лат. для случая, для конкретных условий) – организация, представляющая собой органическую структуру с малой степенью формализации поведения и высокой степенью горизонтальной специализации. Структура для высокообразованных и энергичных, независимо мыслящих и умеющих действовать в условиях неопределенности сотрудников. Не особенно нуждаются в формальном менеджменте. Менеджмент вмешивается «по случаю», когда необходимо. 

Базисные потребности (основные, первичные) (primary needs)- обычно врожденные потребности, такие, как потребность выжить

Бихевиористский научный подход(behavioral scienes approach)- одна из областей гуманистического менеджмента, предполагающая применение социальных наук(социологии, психологии, антропологии, экономики)в организационном контексте

Бюрократия(bureaucracy) – тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основанные на компетентности сотрудника

Бюрократические организации (bureaucratic organizations) – одна из областей классического направления менеджмента, в котором основноевнимание уделяется безличному, рациональному управлению посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности сотрудников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления

Вертикальная команда(vertical time)- формальная команда, включающая менеджера и его официальных подчиненных в соответствии с командной цепочкой организации

Вертикальная интеграция(vertical integration) –в организации выражается в том, что создаются подразделения, формирующие все необходимое для производства конечного продукта внутри организации

Вертикальное разделение труда (vertical division of labor) – разделение и координация усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления

Власть (power) - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей

Внешнее вознаграждение (extrinsic reward) – все, что в рамках мотивации имеет ценность для сотрудника организации и может быть предложено ему в качестве стимула к работе: заработная плата, социальный пакет, престижное помещение для работы и т.п.

Внутреннее вознаграждение (intrinsic reward) – ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутреннее вознаграждение удовлетворяет потребности высшего порядка

Внешняя траектория контроля (external locus of control)- убежденность сотрудника в том, что будущее находится вне сферы его контроля, определяется скорее внешними силами

Внутренняя траектория контроля (internal locus of control)- убеждение сотрудника в том, что будущее находится в его руках и что внешние силы не могут серьезно повлиять на него

Вторичные потребности (secondary needs) – потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность, власть

Высокая структура (tall structure) - управленческая структура, характеризующаяся

Гигиенические факторы (hygiene factors) – согласно двухфакторной теории Герцберга это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.

Гомогенность (homogeneity) – одна из возможных ошибок в оценке, когда все сотрудники получают от проверяющего одну и ту же оценку, даже если показатели труда существенно различаются

Горизонтальное разделение труда (horizontal division of labor) – разделение работы в организации на составляющие компоненты

Департаментализация(departmentation)- процесс деления организации на отдельные блоки (отделения, отделы, секторы)

Дерево решений (decision tree) – схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче

Децентрализация (decentralization) –смещение властных полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации

Децентрализованный контроль(decentralized control)- основывается на социальных ценностях, традициях, общих для сотрудников воззрениях и доверии, способствующих формированию приверженности сотрудников целям организации

Дивизиональная организационная структура (divisional departmentation) –тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональная структура уже перестает быть эффективной. Она же структура с отделениями. Основные типы – региональная и продуктовая структуры, а также структура, ориентированная на покупателя.

Дистанция власти (power distance)- степень, в которой члены общества принимают как должное неравенство властных полномочий различных государственных институтов, организации, людей

Дисфункциональные последствия конфликта (dysfunctional conflict) – конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации

Должностные инструкции (job description) – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации

Единомыслие (groupthink) – тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем, чтобы не нарушать гармонию группы

Единоначалие (unity of command) – принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним

Жизненный цикл организации (organization life cycle)-прохождение организацией стадий эволюционного развития (рождение, юность, средний возраст, зрелость)

Законная (легитимная) власть (legitimate power)- власть, проистекающая из официальной должности, менеджера и сопряженных с ней полномочий

Закон эффекта (law of effect)- допущение, в соответствии с которым индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения, и наоборот, избегают вновь демонстрировать не подкреплленные действия

Иерархическая структура (tall structure) – организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом (от лат. scalaris – лестничный, ступенчатый)

Интерактивная группа(interactive group) - форма группового принятия решений, когда выбор осуществляется во время встречи имеющих конкретную задачу и цели сотрудников

Интерактивный руководитель(interactive leader) - руководитель, уделяющий большое внимание достижению консенсуса, участию в работе всех членов коллектива, их взаимодействию и взаимопониманию

Команда горизонтальная(horizontal team)-формальная команда состоящая из работников примерно одного и того же уровня, но из разных отделов

Команда вертикальная(vertical team)-формальная команда, включающая в себя менеджера и его официальных подчиненных в соответствии с командной цепочкой организации

Коммуникации(communication) –процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются информацией и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него

Компенсационная справедливость(compensatory justice)-концепция, утверждающая, что ответственная сторона обязана возместить пострадавшим от ее действий людям причиненный ущерб. Более того, люди не должны нести ответственность за события, которые лежат вне сферы их контроля

Контроль(controlling) – управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями сотрудников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив.

Конфликт(conflict) – несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое

Концепция справедливости (justice approach)-этическая концепция, утверждающая, что этически корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости

Критический путь (critical path) – самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшие скроки

Кружок качества (quality circle) – группа сотрудников, которые на добровольных началах собираются для обсуждения проблем качества и выработки идей по повышению качества.

Культура (culture)- набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации

Культура низкого контекста(low-context culture)- культура, в которой основная цель коммуникаций состоит в обмене фактами и информацией

Культура высокого контекста (hight-context culture)- культура, в которой основная цель коммуникаций состоит в создании социальных взаимоотношений

Культурный разрыв (culture gap) - различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями в организации

Лидерство (руководство)(leading) - управленческая функция, предполагающая использование влияния менеджера для мотивации сотрудников к достижению целей организации

Либеральный руководитель (laissez-faire leader) – руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой

Линейные властные полномочия (line authority) - форма властных полномочий, означающая, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных

Масштаб отклонений (range of deviation) – заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки

Матричная организация (matrix organization) –тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем конкретного проекта, и перед руководителем отдела, где они работают постоянно.

Менеджмент(management)- эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства(руководства)и контроля над ресурсами организации

Механистическая структура (mechanistic structure) – организационная структура, характеризующаяся жестким закреплением рабочих задач за каждым сотрудником, практически полным отсутствием командной работы и централизованным принятием решений

Миссия(mission)- обоснование необходимости деятельности организации

Модель(model) – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, то есть самого предмета. Модели играют полезную роль, поскольку упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние соотношения

Модель Портера-Лоулера (Porter-Lawler model) –процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Включает пять переменных: усилия, ожидания, результативность, вознаграждение, удовлетворение.

Модель принятия решений Врума-Йеттона (Vroom-Jetton leadership decision model) - вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического

Модель Хоманса (Homans model) – теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группыкоторые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

Мотиваторы (motivators) – в двухфакторной теории Герцберга это факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов проистекают из сущности самой работы

Мотивация (motivating) – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации

Мужественность(маскулинность) (masculinity)- определяемое культурой стремление членов общества или организации к достижениям, проявлениям героизма, уверенности в себе, высоким результатам труда и материальному успеху.

Мультипликативная защита(multiple advocacy)- используемый в процессе принятия решений метод, когда мнение меньшинства и непопулярные точки зрения должны отстаивать наиболее влиятельные сотрудники

Невербальные коммуникации(nonverbal communication) - сообщения, которые выражаются не словами, а действиями или поведением людей

Нейтрализаторы (neutralizer)- ситуационные переменные, препятствующие демонстрации лидером определенных образцов поведения

Неприятие неопределенности(uncertainty avoidance) - ценностная характеристика, отражающая степень неприятия членами общества неоднозначности и двусмысленности, выражающейся в чувствах дискомфорта, тревоги, неуверенности, а значит стремлении к определенности и стабильности

Неформальная организация (informal organization) – спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

Обратная связь(feedback) – реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации, определить, воспринята ли отправленная им информация

Обучающаяся организация(learning organization)- организация, в которой каждый сотрудник вовлечен в решение возникающих проблем, побуждающая всех своих сотрудников к непрерывному, основанному на накопленном опыте, совершенствованию профессионального мастерства и саморазвитию

Обязательные согласования (compulsory consultation) - форма административных полномочий, когда линейные руководители обязаны обсуждать вопросы с подчиненными, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству (эго: «посоветоваться с народом»)

Операционный менеджмент (operations management) - формально определяется как поле деятельности менеджеров в области производства продукции и услуг, что предполагает использование методов и приемов решения производственных проблем

Организационная структура (structure, organizational) – логические соотношения уровней управления и функциональных областей, построенные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей

Организация формальная (organization, formal) – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

Органическая структура(organic structure)- свободно развивающаяся организационная структура, деятельность которой регламентируется ограниченным сводом правил и требований, в которой менеджмент стимулирует командную работу, а процесс принятия решений децентрализован

Ответственность (responsibility) – обязательство выполнять задания и и обеспечивать их удовлетворительное завершение

Патернализм (от лат. рater - отец) – предполагает хорошее проведение и послушание со стороны сотрудников («дети») и справедливую строгость, заботу и мудрое наставничество со стороны менеджера («отец»)

Плоская структура (short structure) – структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления

Планирование (planning) – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения

Поведение, ориентированное на контроль (control-oriented behavior) – стремление сотрудников вкладывать больше усилий те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые объектом пристального внимания не являются

Подразделение (subunit) – формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом

Политика(policy) – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей

Портфельная стратегия(portfolio strategy)- разновидность стратегии корпоративного уровня, предполагающая наличие у компании нескольких бизнес-единиц и товарных линий, логически дополняющих друг друга, что позволяет ей воспользоваться синергетическим эффектом и конкурентными преимуществами

Принцип исключений (exception principle) – концепция, согласно которой только значительные отклонения от стандартов и правил должны побуждать срабатывать систему контроля

Принцип соответствия (parity principle) – принцип, согласно которому руководство должно делегировать сотруднику достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность

Проактивные действия(proactive responce)-компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь давления со стороны заинтересованных групп

Прогнозирование (forecasting) – метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего

Проектная организационная структура (project organization) – временная организационная структура, созданная для достижения конкретной, четко очерченной цели

Процедурная справедливость(procedural justice)- концепция, в соответствии с которой администрирование должно основываться на четких, понятных постоянно и непредвзято проводимых в жизнь правилах

Процесс управления (management process) – общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций

Процессный подход к управлению (process approach to management) – подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций

Распределительная справедливость(distributive justice) - концепция, предполагающая, что отношение менеджера к подчиненным основывается на объективных критериях, характеристиках, нормах, обычаях и ценностях населения страны, в которой оперирует организация; если решение относится к подобным друг другу индивидам, оно должно в равной степени распространяться на одного и другого

Региональная организационная структура (territorial departmentation) – тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения

Реинжиниринг(reengeneering)- радикальная перестройка бизнес-процессов организации, цель которой состоит в достижении более высоких показателей качества продукции и уровня обслуживания, снижении издержек, когда основной акцент переносится на процессы, а не функции; нередко выражается в отказе от вертикальной структуры и формировании команд

Референтная власть(referent power)- возникает вследствие личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются и, хотят быть на него похожим

Руководители низового звена (линейные, супервайзеры) (supervisors) – руководители в организации, на уровне находящимся непосредственно над уровнем неуправленческого персонала

Сетка управления (managerial grid)- двумерный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу, в руководстве различаются пять основных стилей: вертикальная ось сетки представляет «заботу о людях», а горизонтальная - заботу о человеке.

Селективное восприятие(perceptual selectivity)-отбор людьми из всего комплекса явлений лишь некоторых, привлекающих внимание объектов и раздражителей

Сетевая структура(network structure) - организационная структура, в соответствии с которой компания дезагрегирует свои основные функции отдельными, работающими по контрактам фирмами, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация

Система (system) – единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что динамично взаимодействуют с внешней средой

Система обратной связи(feedback system) – в управлении любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана

 Ситуационный подход (contingency approach)- модель руководства, в которой рассматриваются взаимосвязи стилей лидерства и сложившейся в организации ситуации

Социокультурные факторы(sociocultural factors) – установки, жизненные ценности и традиции. Должны учитываться в менеджменте (например, патернализм, приверженность справедливости, чинопочитание, гендерная дискриминация, приверженность иерархичности, единомыслие и т.п.)

Социотехническая система (sociotechnical system) – система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехнические системы

Содержательные теории мотивации (content theory of motivation) – теория мотивации основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д.МакКлелланда

Стиль руководства (leadership style) – обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (демократический, автократический, либеральный)

Стратегия (strategy) – общий, всесторонний план достижения целей

Субституты(substitute)-ситуационные переменные, которые делают ненужным или излишним руководство менеджера

Теория жизненного цикла (life cycle theory) – теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение достигается тогда, когда оно меняется в зависимости от «зрелости» подчиненных, то есть от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки

Теория Х (theory X) – термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Главный вывод – людей надо принуждать работать

Теория Y (theory Y) - термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при определенных условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории, большая часть населения обладает творческим потенциалом.

Теория Z(theory Z)- концепция менеджмента, объединяющая японские и североамериканские методы управления

Технология(technology) – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продукции или услуг

Фильтрация (filtering) - тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации

Формальная группа (formal group) – группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно бывает выполнение какого-либо конкретного задания

Функциональная организационная структура (functional departmentation) – тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями

Функциональные области (functional areas) – области деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов

 

Функциональные полномочия (functional authority) – форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции

Харизма (charisma) - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников

Целевое управление (management by objectives МВО) – процесс, состоящий из четырех независимых этапов: выработка ясной, сжатой формулировки целей, разработка реалистичных планов их достижения, систематический контроль и измерение качества работы и результатов, принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов

Цели (objectives) – в организации это конкретные конечные состояния или искомые результаты которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования

Цель (goal) – желаемое состояние будущего, достичь которого пытается организация

Централизация (centralization) – условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления

Цепь команд (chain of command) – иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как «скалярная подчиненность», «скалярная цепь»

Четыре системы Лайкерта (Likerts four systems) – постулат Рэнсиса Лайкерта, согласно которому существует четыре системы управленческого стиля: диктаторски-авторитарный, благосклонно авторитарный, консультативно-демократический и вовлечено-демократический

Школа научного управления (scientific management school) – первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть измерен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным

Школа поведенческих бихевористических наук (behavioral science school) – концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения. Это движение сложилось после второй мировой войны и основано на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организаций и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.

Школа науки управления (management scienсе school, MS) – подход к управлению, для которого характерно применение научного метода, моделей и системной ориентации. Иногда называется количественным подходом

Школа человеческих отношений (human relations school) – исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо

Эталонная власть (referent power) – влияние, основанное на личных свойствах оказывающего влияние, Такое воздействие приводит к тому, что исполнитель тянется к руководителю или даже отождествляет себя с ним

Экспертная власть(expert power)- власть, возникающая вследствие высоких профессиональных знаний руководителя, его компетенции

Эффективность организации (efficiency organizational) – степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация преуспела в выполнении своих функций

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Зарождение управления в первобытном обществе.
  2. Управление при азиатском способе производства.
  3. Управление в период античности.
  4. Менеджмент в эпоху Средневековья в Европе.
  5. Промышленная революция. Возникновение научного менеджмента.
  6. Научная организация труда Ф. Тейлора.
  7. Административная школа управления А. Файоля.
  8. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.