Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение к Гитопанишад (Нью-Йорк, 19 февраля, 1966г.)



Введение к Гитопанишад (Нью-Йорк, 19 февраля, 1966г.)

 

Прабхупада: Ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-ша-лакайа, чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах. Шри-чаитанйа-мано ‘бхиштам стхапитам йена бху-тале, свайам рупах када-махйам дадати сва-падантикам. Ванде ‘хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча шри рупам саград-жатам саха-гана-рагхунатхавитам там са-дживам, садваитам савадхутам парижана-сахитам кршна-чаитанйа-девам шри-радха-кршна-падан саха-гана-лалита шри-вишакханвитамш ча. Хе кршна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате, гопеша гопика-кантарад-ха-канта намо ‘сту те. Тапта-канчана-гауранги радхе врндаванеш-вари, вршабхану-суте деви пранамами хари-прийе. Ванчха-калпата-рубхйаш ча крпа-синдхупйа эва ча, патитанам паванебхйо ваишна-вебхйо намо намах. Шри-кршна-чаитанйа прабху нитйананда, шри адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-врнда. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

Вступление к Гитопанишад А.Ч. Бхактиведанты Свами, автора Шримад-Бхагаватам, книги «Легкое путешествие на другие планеты», редактора журнала “Back to Godhead” и т.д. Бхагавад-гита, известная также как Гитопанишад, есть суть ведического знания и является одной из важнейших Упанишад в ведической литературе. На Бхагавад-гиту уже составлено множество комментариев на английском языке и необходимость еще одного английского истолкования Бхагавад-гиты можно объяснить следующим образом. Одна американская леди, миссис Шарлота Левлин, попросила меня порекомендовать ей английское издание Бхагавад-гиты, которое она могла бы читать. Разумеется, в Америке есть много изданий англоязычной

 

Бхагавад-гиты, но сколько бы я ни просматривал их, не только в Америке, но и в Индии, ни одно из них нельзя назвать строго авторитетной, потому что почти каждое из них выражает свое собственное мнение посредством комментария на Бхагавад-гиту, не касаясь духа Бхагавад-гиты, как она есть.

 

Дух Бхагавад-гиты упоминается в самой Бхагавад-гите. Это наподобие того, что если мы хотим принимать определенное лекарство, то мы должны следовать указаниям, перечисленным на этикетке лекарства. Мы не можем принимать лекарство согласно собственным указаниям или по указанию друга, но мы должны принимать лекарство по указанию, данному на этикетке на пузырьке или по указанию врача. Аналогично, Бхагавад-гиту тоже следует принимать или воспринимать так, как сказано в ней самой. Рассказчик Бхага-вад-гиты — Господь Шри Кришна. На каждой странице Бхагавад-гиты Он упоминается как Верховная Личность Бога, Бхагаван. Конечно, слово бхагаван иногда обозначает любую могущественную личность или любого могущественного полубога, но здесь бхагаван определенно указывает на Шри Кришну, великую личность, но в то же самое время, что это Господь Шри Кришна, как это подтверждают все ачарйи...

 

Я хотел сказать, что даже Шанкарачарйа, Рамануджачарйа, Ним-барка Ачарйа и Шри Чаитанйа Махапрабху и многие другие. В Индии есть множество авторитетных ученых и ачарйев, я имею в виду знатоков ведического знания. Все они, включая Шанкарачарйу, принимали Шри Кришну как Верховную Личность Бога. Сам Господь также провозглашал Себя Верховной Личностью Бога в Бхагавад-гите. Таковым Он принимается в Брахма-самхите, во всех Пуранах, особенно в Бхагавата Пуране. Кршнас ту бхагаван свайам. В виду этого, мы должны принимать Бхагавад-гиту как она есть под руководством Самой Личности Бога. Итак, в Четвертой главе Бхагавад-гиты Господь говорит: «имам вивасвате йогам проктаван ахам авй-айам, вивасван манаве праха манур икшвакаве ‘бравит. Эвам па-рампара-праптам имамраджаршайо видух, са каленеха махата його наштах парантапа. Са эвайам майа те ‘дйа йогах проктах пурата-нах, бхакто ‘си ме сакха чети рахасйам хй этад уттамам».

 

Идея в том, что Господь говорит Арджуне: «Эта йога, эта система йоги, Бхагавад-гита, была сначала поведана Мной богу солнца, а бог солнца объяснил ее Ману. Ману объяснил Икшваку, и таким образом, по ученической преемственности, от одного к другому, передается эта система йоги, а с течением времени теперь эта система прервалась. И потому Я говорю тебе о той же самой системе йоги снова, о той же самой системе йоги Бхагавад-гиты или Гитопани-шад. Поскольку ты Мой преданный и Мой друг, постольку только ты сможешь это понять». Смысл в том, что Бхагавад-гита — это трактат, который специально предназначен для преданных Господа. Существует три класса трансценденталистов, а именно джнани, йоги и бхакты. Или имперсоналисты, медитаторы и преданные.

 

Итак, здесь четко упомянуто, что Господь говорит Арджуне: «Я говорю или Я делаю тебя первым звеном парампары. Поскольку прежняя парампара, или ученическая преемственность, нарушилась, Я хочу теперь установить другую парампару в той же традиции мысли, в какой она пришла от бога солнца к другим. Так что ты примешь и распространишь ее. Система йоги Бхагавад-гиты теперь будет распространяться через тебя. Ты станешь авторитетом в понимании Бха-гавад-гиты». Таково указание на то, что Бхагавад-гита специально поведана Арджуне, преданному Господа, непосредственному ученику Кришны. И еще потому, что он близко связан с Кришной как друг. Бхагавад-гиту может понять только личность с такими же качествами, как и у Кришны. Это означает, что он должен быть преданным, Он должен пребывать в отношениях, непосредственных взаимоотношениях с Господом. Как только человек становится преданным Господа, у него появляются также и непосредственные взаимоотношения с Господом. Эту тему можно обсуждать очень долго, но короче можно сказать, что преданный пребывает в отношениях с Верховной Личностью Бога пяти видов. Кто-то может быть преданным в пассивном состоянии, кто-то может быть преданным в активном состоянии, кто-то может быть преданным как друг, кто-то может быть преданным как родитель, а кто-то может быть преданным в супружеской любви.

 

Итак, Арджуна был преданным, который находился в отношениях дружбы с Господом. Господь может стать другом. Конечно, между этой дружбой и концепцией дружбы, которую мы имеем в материальном мире — огромная разница. Это трансцендентная дружба, которая... не так, что все подряд будут иметь отношения с Господом. Каждый обладает определенными отношениями с Господом, и эти отношения пробуждаются совершенством в преданном служении. В нынешнем состоянии нашей жизни мы не только забыли Всевышнего Господа, но мы также забыли о наших вечных отношениях с Господом. Каждое живое существо из множества, множества миллионов и миллиардов живых существо вечно обладает определенными отношениями с Господом. Это называется сварупа. И в процессе преданного служения можно пробудить свою сварупу. Эта стадия называется сварупа-сиддхи — совершенство естественного положения.

 

Итак, Арджуна был преданным и соприкасался с Всевышним Господом дружески. Бхагавад-гита была объяснена Арджуне, и то, как Арджуна воспринял ее, тоже следует отметить. То, как Арджуна воспринял Бхагавад-гиту, было описано в Десятой главе. Именно так: арджуна увача, парам брахма парам дхама павитрам парамам бха-ван, пурушам шашватам дивйам ади-девам аджам вибхум, ахус твам ришайах сарве деваршир нарадас татха, асито девала вйасах свай-ам чаива бравиши ме, сарвам этад ртам манйе йан мам вадаси ке-шава, на хи те бхагаван вйактим видур дева на данавах. Арджуна говорит, что после того, как он услышал Бхагавад-гиту от Верховной Личности Бога, он принимал Кришну как парам драхма, Верховный Брахман. Брахман. Каждое живое существо есть брахман, но верховное живое существо или Верховная Личность Бога — это Верховный Брахман. И парам дхама. Парам дхама означает, что Он — высшее место упокоения всего. И павитрам. Павитрам означает, что Он чист от материального осквернения.

 

И к Нему обращаются как к пурушам. Пурушам означает «верховного наслаждающийся». Шашвата означает «с самого начала», Он - первая личность. Дивйам — трансцендентный; девам — Верховная Личность Бога; аджам - никогда не рождавшийся; вибхум — величайший. Кто-то может возразить, что поскольку Кришна был другом Арджуны, тот мог сказать своему другу все эти вещи. Но Ард-жуна, просто чтобы развеять подобное сомнение в умах читателей Бхагавад-гиты, подтверждает свое предположение авторитетами, такими как Нарада, Асита, Девала, Вйаса. Это величайшие личности в деле распространения ведического знания, признаваемые всеми ачарйами. Поэтому Арджуна говорит: «Все, что Ты говорил мне, я принимаю как полностью совершенное». Сарвам этадртам манйе. «Я принимаю это, я верю, что все, что Ты сказал мне, истинно. Тебя, Верховную Личность Бога, очень трудно понять. Потому Тебя не могут постичь даже полубоги. Ты непостижим даже для полубогов».

 

Это означает, что Верховную Личность Бога не могут постичь даже величайшие личности, не говоря уже об обычных людях, и как человек сможет понять Шри Кришну, не становясь Его преданным? Поэтому Бхагавад-гиту следует воспринимать в духе преданного Господа Шри Кришны. Никому не следует думать, что он равен, находится на том же уровне, что и Шри Кришна, и не следует считать Его обычной личностью, пусть даже великой личностью. Нет. Господь Шри Кришна — это Верховная Личность Бога. Так, хотя бы теоретически, на основании высказываний Бхагавад-гиты или высказываний, утверждений Арджуны, человек, который пытается постигать Бхагавад-гиту, должен принять Шри Кришну как Верховную Личность Бога, а затем, в этом духе подчинения. Пока человек не воспримет Бхагавад-гиту на слух в духе подчинения, ему будет чрезвычайно трудно понять Бхагавад-гиту, потому что это великая тайна.

 

Итак, в этой Бхагавад-гите... Мы можем исследовать, что такое Бхагавад-гита. Бхагавад-гита предназначена для спасения людей от невежества материального мира. Каждый человек испытывает различные трудности, например, у Арджуны возникло затруднение по вопросу сражения в битве на Курукшетре. И поскольку он предался Шри Кришне, эта Бхагавад-гита была поведана. Аналогично, не только Арджуна, но и каждый из нас всегда полон тревог вследствие материального существования. Асад-грахат. Это. Наше существование проходит в обстановке или атмосфере небытия. Но на самом деле мы не несуществующие. Наше существование вечно, но, так или иначе, мы оказались в асат. Асат означает то, что не существует. Теперь, из такого множества людей тот, кто вопрошает о своем положении, что он такое, почему он попал в это неудобное положение страдания. Пока человек не пробудится к состоянию вопрошающего: «Почему я страдаю? Я не хочу всех этих страданий. Я пытался найти избавление от всех этих страданий, но потерпел неудачу», пока он не пребывает в таком состоянии, он не будет считаться совершенным человеком. Человечность проявляется, когда подобные вопросы возникают в уме. В Брахма-сутре это вопрошание называется брах-ма-джиджнаса. Атхато брахма-джиджнаса. И каждый поступок человека следует считать неудачным, если в его уме не возникает подобный вопрос. Итак, человек, в уме которого пробудился вопрос: «Кто я, почему страдаю, куда я отправлюсь после смерти?», считается подходящим кандидатом для постижения Бхагавад-гиты. И он должен быть шрадхаваном. Шраддхаван. Он должен иметь веру, крепкую веру в Верховную Личность Бога. Идеалом такого человека был Арджуна.

 

Господь Кришна нисходит, йада йада хи дхармасйа гланир бха-вати, чтобы установить подлинную цель жизни. Когда человек забывает подлинную цель жизни, миссию человеческой формы жизни, тогда это зовется дхармасйа-гланих, отклонением от предназначения человека. В этих условиях, из многих, многих людей, для того, в ком пробудился дух понимания своего положения, поведана Бхага-вад-гита. Мы словно бы проглочены тигрицей неведения, а Господь, будучи беспричинно милостивым к живым существам, особенно к людям, рассказывает Бхагавад-гиту, сделав Своего друга Арджуну учеником. Арджуна, разумеется, будучи спутником Господа Кришны, был выше этого невежества. Но все же, Арджуна впал в неведение на поле битвы Курукшетра, просто чтобы задать вопросы о проблемах жизни Всевышнему Господу, чтобы Господь мог объяснить их на благо будущих поколений людей, чтобы они наметили план своей жизни и действовали так, чтобы их жизнь, их миссия жизни, могла быть совершенной.

 

Тема Бхагавад-гиты — постижения пяти истин.

 

Первая истина — это Бог. Это предварительное изучение науки о Боге. Здесь объясняется наука о Боге. Затем — естественное положение живого существа, дживы. Ишвара и джива. Господь, Всевышний Господь, зовется Ишварой. Ишвара означает «контролирующий», а джива — живое существо. Дживы, живые существа, они не ишвары, или контролирующие. Они контролируемые. Если я безосновательно говорю: «Я — не подконтрольный, я — свободен», это не является признаком здравомыслящего человека. Живое существо подконтрольно во многих отношениях, по крайней мере, в обусловленной жизни оно подконтрольно. Тема Бхагавад-гиты — постижение Ишвары, верховного контролирующего, подконтрольных живых существ и пракрти, материальной природы. А также времени или продолжительности существования всей вселенной, проявления материальной природы и кармы.

 

Карма означает деятельность. Все, вся вселенная, все космическое проявление наполнено разнообразной деятельностью. Особенно живые существа заняты различной деятельностью. Итак, мы должны узнать из Бхагавад-гиты, что такое Ишвара, что такое Бог, джи-ва, что из себя представляют живые существа и пракрти, что такое космическое проявление и как его контролирует время, и что из себя представляет деятельность. Из этих пяти тем в Бхагавад-гите утверждается, что Всевышний Господь или Кришна или Брахман или Па-раматма... Вы можете называть это как вам хочется. Но существует верховный контролирующий. Есть верховный контролирующий. Верховный контролирующий превыше всего. А живые существа качественно подобны верховному контролирующему. Подобно тому, как верховный контролирующий, Господь, правит делами вселенной, материальной природой. В последующих главах Бхагавад-гиты будет объясняться, что эта материальная природа не независима. Она действует под руководством Всевышнего Господа. Майадхйакшена пракртих суйате сачарачарам. «Материальная природа действует под Моим присмотром». Майадхйакшена — «под Моим наблюдением». Итак, мы ошибаемся. Когда мы видим, как в материальной природе происходит нечто удивительное, мы должны знать, что за этим удивительным проявлением стоит контролирующий. Ничто не может проявиться без контроля. Это ребячество не считаться с контролирующим. Подобно тому, как очень хороший автомобиль с большой скоростью и в очень хорошем инженерном исполнении движется по улице. Ребенок может подумать: «Как этот автомобиль движется без помощи лошади или другого тягла?» Но здравомыслящий или старший человек знает, что, несмотря на все технические приспособления в машине, она не сможет двигаться без водителя. Это инженерное исполнение автомобиля или электростанции. В настоящий момент идет эпоха машин, но мы должны всегда помнить, что за всеми машинами, за всей удивительной работой машин стоит водитель.

 

Так и Всевышний Господь — это водитель, адхйакша. Он — Верховная Личность, под чьим присмотром все работает. Теперь о джи-вах или живых существах, которые принимаются Господом в Бхага-вад-гите, и как мы узнаем из последующих глав, они являются неотъемлемыми частицами Всевышнего Господа. Мамаивамшо джи-ва-бхутах. Амша означает неотъемлемые частицы. Как частица золота это тоже золото, а капля океанской воды тоже соленая, аналогично, мы, живые существа, будучи неотъемлемыми частицами верховного контролирующего, Ишвары, или Бхагавана, или Господа Шри Кришны, обладаем всеми качествами Всевышнего Господа в миниатюре. Поскольку мы — маленькие ишвары, подчиненные ишвары, мы тоже пытаемся контролировать. Мы просто пытаемся контролировать природу. В настоящее время вы пытаетесь контролировать космос, пытаетесь запускать имитации планет. Такова тенденция контроля или творчества, потому что мы частично обладаем этой тенденцией контролировать. Но нам следует помнить, что этой склонности не достаточно. Мы имеем тенденцию властвовать над материальной природой, править материальной природой. Но мы не верховный контролирующий. Так это объясняется в Бхагавад-гите. Затем, что такое материальная природа? Природа также объясняется. Материальная природа объясняется в Бхагавад-гите как низшая, низшая пракрти. Низшая пркрти, а живые существа объясняются как высшая пракрти. Пракрти означает то, что находится под контролем, что под. Подлинное значение слова пракрти — это «женщина» или «женская». Подобно тому, как муж контролирует свою жену, аналогично, пракрти тоже подчинена, руководима. Господь, Верховная Личность Бога, — владыка, а пракрти, как живые существа, так и материальная природа, которые являются различными пракрти, или подчиненными, находятся под контролем Всевышнего. Так, согласно Бхагавад-гите, живые существа, хотя они и неотъемлемые частицы Всевышнего Господа, принимаются как пракрти.

 

В Седьмой главе Бхагавад-гиты четко показано, что апарейам итас тв виддхи апара. Эта материальная природа — апара ийам. Итас ту, а над ней имеется другая пракрти, И что это за пракрти? Джива-бхута. Суть пракрти состоит из трех качеств: гуны благости, гуны страсти и гуны невежества. А над этими гунами, тремя разновидностями гун, благости, страсти и невежества, стоит вечное время. Вечное время. И при соединении гун природы под контролем, под наблюдением вечного времени, происходит деятельность. Происходит деятельность, которая зовется кармой. Деятельность совершается с незапамятных времен, и мы страдаем или наслаждаемся плодами наших поступков. Также как в нынешней жизни мы наслаждаемся деятельностью, плодами нашей деятельности. Предположим, что я — бизнесмен и, очень тяжело трудясь, сделал большие накопления на банковском счету. Теперь я наслаждаюсь. Аналогично, предположим, что я начал бизнес с большим количеством денег, но не добился успеха. Я потерял все деньги. Тогда я страдаю. Подобным образом, в любой области нашей жизни мы наслаждаемся результатом нашего труда. Это называется кармой.

 

Все это: Ишвара, джива, пракрти или Всевышний Господь, живые существа, материальная энергия, вечное время и наша разнообразная деятельность объяснено в Бхагавад-гите. Из этих пяти категорий четыре: Господь, живые существа, материальная природа и время являются вечными. Проявление пракрти может быть временным, но оно не ложно. Некоторые философы говорят, что это проявление материальной природы ложно, но, согласно философии Бхагавад-гиты или философии вайшнавов, проявление мира не воспринимается как ложное. Принимается, что проявление реально, но временно. Это подобно тому, как в небе появляются облака, и начинается сезон дождей, а после сезона дождей по всей земле вырастает так много зеленых растений, как мы видим. А как только сезон дождей заканчивается, облака рассеиваются.

 

Обычно все эти растения постепенно высыхают, и земля становится бесплодной. Аналогично, материальное проявление возникает на какое-то время. Мы должны понять это, мы можем узнать это со страниц Бхагавад-гиты. Бхутва бхутва пралийате. Это проявление становится прекрасным на какое-то время и снова исчезает. Такова работа пракрти. Но это происходит вечно: поэтому пракрти вечна. Она не ложна. Потому что Господь утверждает: мама пракр-ти, «Моя пракрти». Апарейам итас ту виддхиме... пракрти парам. Бхинна пракрти. Бхинна пракрти, апара пракрти. Материальная природа является отделенной энергией Всевышнего Господа, и живые существа — тоже энергия Всевышнего Господа, но они не отделены. Они вечно связаны. Итак, Господь, живые существа, материальная природа и время вечны. Но другая часть, карма, не вечна. Последствия кармы или деятельности могут быть очень давними.

 

Мы страдаем или наслаждаемся результатами нашей деятельности с незапамятных времен, но все же, мы можем изменить результат нашей кармы или деятельности. Это будет зависеть от совершенства нашего знания. Мы, несомненно, занимаемся различной деятельностью, но мы не знаем, какого рода деятельность предпринять, чтобы она принесла нам избавление от поступков и последствий этих поступков. Это тоже объясняется в Бхагавад-гите. Далее, положение Ишвары, это высшее сознание. Положение Ишвары или Всевышнего Господа — это высшее сознание. А дживы, или живые существа, будучи неотъемлемыми частицами Всевышнего Господа, тоже сознающие. Живое существо тоже сознает. Живое существо объясняется как пракрти, но из двух пракрти одна, джива — сознающая. Другая пракрти — не сознающая. В этом различие. Поэтому джива пракрти называется высшей, потому что джива обладает сознанием, как и Господь.

 

Господь — это высшее сознание. Не следует заявлять, что джива — это тоже высшее сознание. Нет. Живое существо не может быть верховным сознающим ни на какой стадии совершенства. Подобная теория сбивает с толку. Но оно сознает. Вот и все. Оно не является верховным сознающим. Верховный сознающий будет объясняться в Бхагавад-гите в главе, где проводится различие между дживой и Ишварой. Кшетра-кшетраджна. Кшетраджна объясняется так, что и Господь - кшетраджна, или сознающий, и дживы, или живые существа, — тоже кшетраджна или сознающие. Но разница в том, что живое существо сознает в своем ограниченном теле, а Господь сознает все тела. Ишвара сарва-бхутанам хрд-деше ‘рджуна тиштха-ти. Господь живет в глубине сердца каждого живого существа. Поэтому Он сознает психические движения и деятельность каждой дживы. Мы не должны забывать этого.

 

Объясняется также, что Параматма или Верховная Личность Бога обитает в сердце каждого как Ишвара, как контролирующий. И Она дает указания. Она задает направление. Сарвасйа чахам хрди сани-виштах. Он пребывает в сердце каждого и дает указания, как действовать в соответствии с желаниями. Живое существо забывает, что делать. Прежде всего, оно наполняется решимостью действовать определенным образом, а затем запутывается в действиях и последствиях своей кармы. Но после оставления тела одного вида, когда оно входит в тело другого типа. Это подобно смене вида одежды, одного вида одежды на другой, аналогично. В Бхагавад-гите объясняется, что васамси джирнани йатха вихайа. Так же, как человек меняет одежду, также и живое существо сменяет тела в процессе переселения души и перенося с собой действия и последствия своей прошлой деятельности. Деятельность может меняться, когда живое существо пребывает в гуне благости, в здравомыслии, и понимает, какого рода деятельность ему следует принять.

 

И если оно поступает так, тогда все действия и последствия его прошлой деятельности могут измениться. Поэтому карма не вечна. Остальные четыре из пяти категорий — Ишвара, джива, пракрти и кала — вечны, тогда как карма не вечна. Итак, сознание Ишвары, верховный сознающий Ишвара, и различие между верховным сознающим Ишварой, или Господом, и живым существом в нынешних условиях. Сознание Господа и живых существ — трансцендентно. Не так, что сознание порождено преобразованием материи. Это ошибочная идея. Теория, что сознание развивается в определенных условиях материальной комбинации, не принимается Бхагавад-гитой. Это не так. Сознание может искаженно отразиться под покровом материальных условий. Так же как свет, пропущенный через цветное стекло, может восприниматься в соответствии с цветом стекла.

 

Аналогично, сознание Господа не подвержено материальному влиянию. Всевышний Господь, Кришна, говорит: майадхйакшена пракртих. Когда Он нисходит в этот материальный мир, Его сознание не подвержено материальному воздействию. Если бы Его сознание находилось под воздействием материи, Он был бы недостоин говорить на трансцендентные темы в Бхагавад-гите. Никто не может говорить о трансцендентном мире, не будучи свободным от материально оскверненного сознания. Так что Господь не был осквернен материально. Но наше сознание в настоящий момент материально осквернено. Поэтому, как учит Бхагавад-гита, все, что мы должны сделать — это очистить материально оскверненное сознание, чтобы деятельность выполялась в чистом сознании. Это сделает нас счастливыми. Мы не сможем остановиться. Мы не можем прекратить нашу деятельность. Деятельность нужно очистить. И такая очищенная деятельность зовется бхакти. Бхакти означает, что эта деятельность кажется обычной, но это не оскверненная деятельность.

 

Это чистая деятельность. Так, невежественный человек может увидеть, что преданный трудится как обычный человек, но вследствие бедного запаса знаний он не знает, что действия преданного или действия Господа не осквернены нечистым сознанием материи, нечистотой трех гун природы, их сознание — трансцендентно. Итак, нам следует знать, что наше сознание материально осквернено. А когда мы так материально осквернены, это называется обусловленным состоянием. Обусловленным состоянием. И ложное эго, ложное сознание. ложное сознание проявляется под впечатлением, что «Я - порождение этой материальной природы». Это называется ложным эго. Вся материальная деятельность. Йасйатма-буддхих ку-напе три-дхатуке. Тот, кто погружен в идею телесной концепции. Вся Бхагавад-гита была объяснена Господом, потому что Арджуна представлял себя с телесной точки зрения.

 

Итак, нужно освободиться от телесной концепции жизни. Это первое, что должен сделать трансценденталист, который хочет освободиться. И он, прежде всего, должен понять, что он — не это материальное тело. Когда мы свободны от материального сознания, это состояние называется мукти. Мукти или освобождение означает стать свободным от материального сознания. В Шримад-Бхагаватам также дается определение освобождения. Муктаир хитва анйатха рупам сва-рупена авастхитих. Мукти означает освобождение от оскверненного сознания материального мира и обращение в чистое сознание. И все наставления Бхагавад-гиты нацелены на пробуждение чистого сознания. На конечной стадии наставлений Бхагавад-гиты мы обнаружим, что Кришна спрашивает Арджуну, очистилось ли его сознание? Пребывает ли он в чистом сознании?

 

Чистое сознание означает действовать согласно указаниям Господа. Это чистое сознание. В этом вся суть чистого сознания. Сознание уже есть, но поскольку мы лишь частицы, мы подвержены влиянию. У нас есть свойство попадать под влияние материальных гун. Но Господь, будучи Всевышним, никогда не попадает под это влияние. В этом разница между Всевышним Господом и. Что такое сознание? Сознание означает «Я есть». Что есть я? Когда сознание осквернено, это «Я есть» означает «Я — повелитель всего, что вижу». Это нечистое сознание. И «Я — наслаждающийся». Вся материальная природа действует так, чтобы каждое живое существо думало: «Я — повелитель и творец этого материального мира». Сознание имеет два психических проявления или две части психики. Одна: «Я — творец», а другая: «Я — наслаждающийся».

 

Но на самом деле Всевышний Господь — творец и наслаждающийся. А живые существа, будучи неотъемлемыми частицами Всевышнего Господа, в действительности — не творцы или наслаждающиеся, но сотрудничающие. Так же как машина. Часть машины — это сотрудничающий. Или мы можем поучиться на строении нашего тела. Так, у тела есть руки, ноги, глаза и все эти инструменты действуют, но все это — неотъемлемые части тела и они не наслаждаются. Наслаждается желудок. Ноги перемещаются с места на место. Руки собирают, готовят пищу, зубы жуют, и все части тела заняты удовлетворением желудка, потому что желудок — это основной фактор в организации тела. И все должно отдаваться желудку. Пранопа-харач ча йатендрийанам. Также вы можете увидеть, что дерево зеленеет благодаря поливу корней.

 

Или вы можете стать здоровым. части тела — руки, ноги, глаза, уши, пальцы — все поддерживается в здоровом состоянии, когда части тела, сотрудничают с желудком. Аналогично, верховное живое существо, Господь, является наслаждающимся. Он - наслаждающийся и творец. А мы, надо сказать, подчиненные живые существа, порождения энергии Всевышнего Господа, должны просто сотрудничать с Ним. Это сотрудничество поможет. Например, хорошая пища берется пальцами. Если пальцы подумают: «Почему мы должны отдавать это желудку? Давайте наслаждаться», это будет ошибкой. Пальцы не способны наслаждаться. Если пальцы хотят плодов наслаждения пищей, пальцы должны отправить ее в желудок. Все устроено так, что центральная фигура творения, центральная фигура наслаждения — это Всевышний Господь, а живые существа лишь сотрудничают. Благодаря сотрудничеству они наслаждаются.

 

Это подобно отношениям между хозяином и слугой. Если хозяин доволен, если хозяин полностью удовлетворен, слуга удовлетворен автоматически. Таков закон. Аналогично, Всевышний Господь должен быть удовлетворен, хотя склонность быть творцом и наслаждающимся материальным миром есть у живых существ, как и у Всевышнего Господа. Он сотворил проявленный космос. Поэтому мы находим в Бхагавад-гите объяснение всему, включая верховного контролирующего, подконтрольных живых существ, космическое проявление, вечное время и деятельность. Все это, собранное вместе, называется Абсолютной Истиной. Полное целое или Верховная Абсолютная Истина представляет собой полную Личность Бога Шри Кришну. Как я уже объяснял, все проявление существует благодаря Его разнообразным энергиям, и Он — полное целое.

 

Безличный Брахман объясняется в Бхагавад-гите как подчиненный полной личности. Брахмано ‘хам пратиштха. Безличный Брахман более подробно объяснен в Брахма-сутре как лучи. Как здесь есть солнечные лучи, исходящие от планеты Солнце, аналогично, безличный Брахман — это лучи сияния Верховного Брахмана или Верховной Личности Бога. Поэтому безличный Брахман не является полным осознанием Абсолютной истины в целом, и то же касается концепции Параматмы. Это тоже объясняется. Пурушоттама-йога. Когда мы будем читать главу о Пурушоттама-йоге, станет очевидным, что Верховная Личность, Пурушоттама, стоит выше безличного Брахмана и частичного сознания Параматмы. Верховная Личность

 

Бога называется сач-чид-ананда-виграхах. Начало Брахма-самхиты звучит так: ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах, ана-дир адир говиндах сарва-карана-каранам: «Говинда, Кришна, — это причина всех причин. Он — изначальный Господь». Итак, Верховная Личность Бога — это сач-чид-ананда-виграхах. Осознание безличного Брахмана — это осознание Его части сат, вечности. А осознание Параматмы это осознание сат-чит, осознание вечного знания. Но осознание Личности Бога как Кришны — это осознание всех трансцендентных черт, таких как сач, чид и ананда в совершенной виграха. Виграха означает форму: авйактам вйактим апанам манй-ате мам абуддхайа. Люди, лишенные разума, считают Высшую Истину безличной, но Она — личность, трансцендентная личность. Это подтверждается во всей ведической литературе. Нитйо нитйанам четанаш четананам. Так же как и мы все, индивидуальные живые существа, являемся личностями, обладаем индивидуальностью, также и Высшая истина, Верховный Абсолют, тоже в высшем Своем проявлении является личностью.

 

Осознание Личности Бога — это осознание всех трансцендентных аспектов, таких как сат, чид и ананда в совершенной виграхе. Виграха означает форму. Поэтому полное целое не бесформенно. Если бы Он был бесформен или лишен чего-то одного, Он не мог бы быть полным целым. Полное целое должно иметь все, что входит в наш опыт и выходит за его пределы. Иначе Он не может быть полным. Полное целое, Личность Бога, обладает необъятными энергиями. Парасйа шактир вивидхаива шруйате. В Бхагавад-гите также объясняется, как Он действует в различных энергиях. Этот феноменальный или материальны мир, куда мы сейчас помещены, тоже полон в себе, потому что пурнам идам... 24 элемента, из которых временно проявлена материальная вселенная, целиком предназначены для того, чтобы порождать все полное, что необходимо для поддержания и сохранения этой вселенной.

 

Не требуется никаких внешних усилий, чтобы поддерживать вселенную. Она в свое время удерживается энергией полного целого. А когда время истечет, эти временные проявления будут уничтожены согласно совершенному порядку полного. Есть все условия для маленьких полных единиц, а именно живых существ, осознать полное. А все виды неполноты ощущаются за счет неполноты знания о полном. Бхагавад-гита — это полное знание ведической мудрости. Все ведическое знание безупречно. Есть разные примеры того, что ведическое знание безупречно. Вот небольшой пример того, как индусы воспринимают ведическое знание как полное. Например, коровий навоз. Коровий навоз — это испражнения животного. Согласно смрти или ведической мудрости, если кто-то прикоснется к испражнениям животного, он должен принять омовение, чтобы очиститься. Но в ведических писаниях говорится, что коровий навоз чист. Более того, нечистое место или нечистые предметы очищаются соприкосновением с коровьим навозом. Кто-то может спорить, что если в одном месте говорится, что испражнения животного нечисты, а в другом месте говорится, что коровий навоз, который также является испражнениями животного, чист, то тут имеется противоречие. Но на самом деле это только кажется противоречием. Поскольку это ведическое наставление, мы принимаем его ради своих практических целей. И подобным принятием мы не допустим ошибки. Современными химиками, современными учеными было обнаружено. Доктор Лал Мохан Гопал очень тщательно проанализировал коровий навоз и обнаружил, что коровий навоз обладает всеми антисептическими свойствами. Также из любопытства он проанализировал воду Ганги. Итак, моя идея такова, что ведическое знание совершенно, потому что оно выше всех сомнений и ошибок. Бхагавад-гита — это суть всего ведического знания.

 

Ведическое знание безупречно. Оно нисходит по совершенной ученической преемственности. Поэтому ведическое знание — это не объект исследования. Наша исследовательская работа несовершенна, поскольку мы ведем поиск несовершенными чувствами. Потому и результат нашей исследовательской работы будет несовершенным. Он не может быть совершенным. Мы должны принять совершенное знание. Совершенное знание нисходит, как говорится в самом начале Бхагавад-гиты: эвам парампара-праптам идам рад-жаршайо видух. Мы должны получить знание из достоверного источника в ученической преемственности духовных учителей, начиная с Самого Господа. Бхагавад-гита поведана Самим Господом. А Арджуна, ученик, который берет уроки Бхагавад-гиты, принимает всю ее как она есть, ничего не отсекая. Непозволительно также, чтобы мы принимали определенную часть Бхагавад-гиты и отвергали другую часть. Это тоже неприемлемо. Мы должны принимать Бха-гавад-гиту без собственных толкований, ничего не отсекая и ничего самовольно не добавляя в нее, потому что она должна приниматься как самое совершенное ведическое знание.

 

Ведическое знание получается из трансцендентного источника, потому что первое слово было сказано Самим Господом. Слова, сказанные Господом, называются апаурушейей, или не порожденными какой-либо личностью из материального мира, зараженной четырьмя принципами несовершенства. Живое существо материального мира обладает четырьмя основными недостатками жизни: 1) оно обязательно допускает ошибки; 2) оно неизбежно впадает в иллюзию; 3) неизбежно пытается обмануть других и 4) оно наделено несовершенными чувствами. Со всеми этими четырьмя принципами несовершенства невозможно внести совершенную форму информации во всепроникающее знание. Веды не таковы. Ведическое знание было вложено в сердце Брахмы, первого сотворенного живого существа. А Брахма в свой черед раздал знание своим сыновьям и ученикам, как если бы они изначально получили его от Господа. Господь, будучи пурна или всесовершенным, не может стать подверженным действию законов материальной природы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.