![]()
|
|||
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ В ШОУ-ГРУППЕ «Поющие звезды» Рук. образцовой шоу-группы «Поющие звезды» Нестеренко Н.М. Одной из важнейших задач системы образования России начала третьего тысячелетия стало выявление путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Издавна музыка признавалась действенным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, так как музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, интеллектуальное развитие, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, вокально-исполнительская деятельность детей в большой степени обеспечивают выполнение задач в их патриотическом воспитании.
– создание на занятиях вокального коллектива атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности позволяет детям включать эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству. Во время слушания музыки например, «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевского обращаю внимание на то, что Кавалерия- это воинское подразделение на конях, идет рассказ о Гражданской и Великой Отечественной войне, о том какими отважными были и остаются наши солдаты. Предлагаю нарисовать или слепить из пластилина то, что дети услышали из музыки- топот копыт лошадей, битва между конницами. И дети с удовольствием рисуют и лепят, при этом они рассуждают на тему как нелегко пришлось нашим защитникам. Всплывает образ пограничника с собакой, и это тут же переносится на бумагу.
–участие коллектива в концертной и музыкально- просветительской деятельности даёт возможность детям выразить своё непосредственное эмоционально-действенное отношение к происходящим событиям в обществе, что формирует у них гражданственность и национальное самосознание. В первую очередь это выступления в территориальном центре для пожилых людей, концерту для Ветеранов ВОВ, концерты к Дню Отечества, 9 Мая, Дню Конституции Крыма, России, день России, Во имя жизни, Мы - наследники Победы, Дню защитника Отечества, Дню защиты детей, Дню Матери, Дню Государственного флага Российской Федерации, Дню знаний. Кроме того, дети с большим удовольствием принимают участие в проведении любимых праздников жителей Джанкоя, таких как День города, День пожилого человека. Очень часто праздничные выступления включают в себя комплекс мероприятий: экскурсии, тематические вечера, встречи ветеранов с молодым поколением, всё это способствует осознанию неповторимости Отечества, его судьбы, формированию гордости за сопричастность к деяниям предков, развитию чувства уважения к старшим.
В процессе работы над песней большую роль играют чувства, которые она вызывает, духовные ценности, которые дети приобретают, осваивая тот или иной материал. И, что немаловажно – действия, практически реализующие вышеуказанные ценности и чувства. Смысл и содержание музыкального образа, его бытийная значимость всегда являются основой выбора репертуара. На всех этапах работы над произведением решаются учебно-воспитательные задачи по патриотическому воспитанию детей. Например, в процессе выявления эмоционально-смыслового содержания песен о Великой Отечественной войне у меня всегда есть возможность рассказать об истории своей Родины, а учащимся узнать о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Так было и с песней «Закаты алые» в старшей группе. При работе над выразительным исполнением песни необходимо всегда вызывать эмоциональный отклик у детей на музыкальный материал. А затем, опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявлять уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа, стимулируя личное эмоциональное отношение к содержанию произведения.
Воспитание ребёнка как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, полуострова Крым. И эта тема также нашла отражение в репертуаре группы. Итогом это стало участие группы в Республиканском конкурсе «Крым в сердце моем», где группа с песней «Крымский вечер» заняла 1 место, а солистка Майя Шведова тоже заняла 1 место с песней «Возрождайся Россия!» это очень высокий результат и ансамбль очень старался и стремился к этому. На сегодняшний день в репертуаре группы «Поющих Звёзд» большое количество песен патриотического характера. Все их тексты глубоко осознанны, пережиты детьми, и эмоционально передаются в их исполнении. Исполняя все эти песни, участники группы «Поющие Звёзды» всегда получали и получают большой отклик зрительного зала и, конечно, сами переживают массу положительных эмоций. Зритель всегда очень тепло принимает коллектив за его искренность, теплоту и профессионализм в исполнении.
Самым волнующим для всех стало посещение мемориального комплекса «Красная горка» в г. Евпатория. Это место памяти жертвам фашизма в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 г. Мемориал представляет собой своеобразный венок вокруг огромной братской могилы. На этом месте захоронено около 12 тысяч мирных Евпаторийцев, расстрелянных немцами в годы Великой Отечественной Войны. Я провела очень познавательную экскурсию по мемориалу, рассказала о героях и просто людях в годы ВОВ. Мы преклонили головы в минуте молчания у Вечного огня. Дети при выходе из мемориала оставили свою запись: «Спасибо, Вам, защитившие нашу Родину от фашистов!» Патриотическое воспитание предполагает процесс целенаправленного и систематического воздействия субъектов воспитания в интересах привития патриотических качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. В вокальной шоу-группе «Поющие Звёзды» патриотическое воспитание осуществляется именно в подобных условиях, когда школьники являются не объектом, а активным субъектом воспитательного процесса. Используемые формы, методы, приемы организации вокально-исполнительской деятельности детей в группе «Поющие Звёзды» взаимодополняют друг друга, обогащая процесс патриотического воспитания школьников. Практическая работа по воспитанию патриотизма участников вокальной группы, подтвердила, что специально организованный процесс вокально-исполнительской деятельности учащихся в условиях вокального коллектива способствовал тому, что у детей заметно вырос интерес к окружающему миру, возросла эмоциональная отзывчивость на события общественной жизни. Не обходим стороной и круглые даты, связанные с поэмами, композиторами нашего Отечества. Воспитанники с удовольствием поют романсы на стихи Сергея Есенина и Александра Пушкин, на музыку Чайковского Глинки. Конечно же я обязательно рассказываю ребятам о жизни и творчестве этих великих людей. Дети вокального коллектива испытывают подлинную радость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям, о чём говорит особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью детей во время их выступлений.
|
|||
|