|
|||||
Изучение нового материала:. if <условие> then. lt;дейстрие_1>. lt;действие_2>;. if <условие> then. lt;действие_1>;1. Изучение нового материала: Для организации условий в Турбо Паскале используется условный действие, который в общем виде записывается следующим образом: if <условие> then <дейстрие_1> else <действие_2>; Условный оператор работает по следующему алгоритму: Сначала проверяется условное выражение <условие>. Если условие верно, то выполняется действие <действие__1>, а <действие_2> пропускается. Но если условие ложно, то будет выполняться действие <действие_2>, следующий за словом else. Такой условный оператор называется условным оператором полного ветвления. Блок-схема:
Альтернативная ветвь else может отсутствовать, если в ней нет необходимости. В таком «усеченном» условном операторе в случае невыполнения условия ничего не происходит, и выполняется действие, следующий за условным. Такой условный оператор называется условным оператором неполного ветвления: if <условие> then <действие_1>; Блок-схема:
В каждой ветви может выполняться только одно действие. Если нужно выполнить несколько действий, тогда действия заключаются в операторные скобки: if <условие> then begin <действие_1>; <действие_2>; … <действие_n> end else begin <действие_1>; <действие_2>; … <действие_n> end; 2. Разбор задач: 1) Ввести 2 числа, вывести максимальное. Program Maximum; var a.b: Real; BEGIN write(‘Ввести 2 числа'); readln(a,b); If a>b then write('максимальное=',а) Else write('максимальное=',b); readln; END. 2) Ввести число. Определить, является ли число четным. Program Chetnost; var a: Integer; BEGIN write(‘Ввести число'); readln(a); If a mod 2=0 then write('число четное') Else write('число нечетное'); readln; END. 3) Ввести число. Определить, оканчивается ли число на цифру 7. Program Chislo; var a: Integer; BEGIN write(‘Ввести число'); readln(a); If a mod 10=7 then write('число оканчивается на 7') Else write('число не оканчивается на 7'); readln; END. 4) Ввести 2 числа. Вывести их в порядке убывания. Program Poriadoc; var a.b: Real; BEGIN write(‘Ввести 2 числа'); readln(a,b); If a>b then write(а, b) Else write(b, a); readln; END. 5) Ввести 3 числа. Вывести наименьшее из них. а, если а<b и a<c b, если b<a и b<c c, если c<b и c<a
Program Minimum; var a, b, c: Real; BEGIN write(‘Ввести 3 числа'); readln(a, b, c); If (a<b) and (a<c) then write(а); If (b<a) and (b<c) then write(b); If (c<a) and (c<b) then write(c); readln; END. 6) Написать программу решения квадратного уравнения Program Uravnenie; { Описание всех переменных. } Var a,b,c,d,xl,x2: real; begin { Ввод значения коэффициентов квадратного уравнения. } Writeln('Введите коэффициенты квадратного уравнения'); Readln(a,b,c) { Вычисление дискриминанта. } D:=b*b-4*a*c; {Если дискриминант отрицателен,} if d<0 then { то вывод сообщения, что корней нет. } Writelnt('Корней нет'); if d>0 then {Здесь использованы операторные скобки, потому, что при положительном дискриминанте надо выполнить три оператора, } begin { иначе вычисление корней xl, х2 } x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a); x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a); { и вывод их на экран. } Writeln(‘X1=’,x1:6:3, ‘X2=’,x2:6:3); end; if d=0 then {Здесь использованы операторные скобки, потому, что при равном нулю дискриминанте надо выполнить два оператора, } begin { иначе вычисление корней xl, х2 } x1:=(-b)/(2*a); { и вывод их на экран. } Writeln(‘X1=Х2=’,x1:6:3); end; Readln; end.
3. Решить задачи самостоятельно: 1) Ввести 2 числа. Вывести их в порядке возрастания. 2) Ввести число. Определить, оканчивается ли число на цифру 1. 3*) Ввести 3 числа. Вывести их в порядке убывания. 4**) Ввести длины 3 сторон. Определить, существует ли треугольник с такими сторонами. 4. Домашнее задание: 1) Ввести число. Определить, кратно ли оно 5. 2) Ввести 3 стороны треугольника. Определить, является ли он прямоугольным.
|
|||||
|