|
|||
Практические заданияПрактические задания 1. Текст задания: Определите, какой уровень знаний (представления или понятия?) формируется у учащихся при выполнении таких заданий: а) прочитайте слова, записанные на доске: заморозки, гроза, распускание листьев, таяние снега, метель, листопад, проталины; выберите те из них, которые обозначают признаки весны; б) рассмотрите иллюстрации и назовите растения, которые зацветают до появления листьев. (Иллюстрации: ландыш, верба, орешник, акация, мать-и-мачеха, медуница, тополь, колокольчик, ветреница дубравная, клен). 2. Текст задания: Для формирования понятия «горизонт» учительница вывела детей на открытое место, показала горизонт и линию горизонта, а в классе была прочитана статья «Горизонт. Линия горизонта. Оцените действия учителя. Насколько правомерна использованная методика? Следовало бы применить иные методические приемы или нет? 3. Текст задания: В курсе «Окружающий мир» формируется понятие «погода». Какие существенные признаки характерны для этого понятия: какие методы и приемы целесообразно использовать для их формирования? Результаты размышлений запишите в таблицу. 4. Текст задания: Напишите свободный конспект о видах внеклассной работы по организации деятельности школьников. Раскройте особенности каждой формы. 5. Текст задания: К празднику «Знаешь ли ты свой край?» дети решили сделать выставку. Для нее подготовили материалы: рисунки о природе, фотографии, рассказывающие о прогулках и экскурсиях в природу, различные поделки, сделанные из природного материала,стихи и сочинения о природе, написанные школьниками. Проанализируйте подготовленный материал и оцените его. Как вы назовете выставку? Исходя из названия, определите, достаточно материала или нет? Если нет, то чем следует дополнить? 6. Текст задания: При организации внеклассной работы учителя широко используют викторины, ребусы, кроссворды. Как вы считаете, в какие формы внеклассной работы следует их включать? Разработайте викторину, составьте кроссворд, ребус.
7. Текст задания: Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника,обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий (УУД). Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительнее изменения в свою деятельность. Определите, по конспекту урока (тема:…………) формируемые учителем УУД на данном уроке, на каждом его этапе. 8. Текст задания: В особенностях системы контроля и оценки результатов обучения в рамках ФГОС НОО говорится об использовании накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфолио достижений). Предложите варианты структуры Портфолио достижений. 9. Текст задания: Планирование урока - это область творческой деятельности учителя. Чтобы создать проект урока учителю нужно сначала определить его тип, цели, планируемые результаты и средства обучения. Определите цели урока, планируемые результаты и средства обучения по теме (по выбору). 10. Текст задания: На весенней экскурсии в природу ученикам предложили проделать следующую работу: а) просверлить шилом в коре березы или клена отверстие и узнать, движется ли в них сок, затем замазать отверстие пластилином; б) выкопать по одному цветущему травянистому растению, рассмотреть его части, подумать, почему это растение так рано зацвело, затем засушить его, принести в школу, чтобы составить гербарий «Первоцветы нашей местности». Рассуждайте и доказывайте. Каково ваше мнение об этих заданиях? Оцените их с позиции экологического образования. 11. Текст задания: Наблюдения – важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции, развивается в детях важное качество личности – наблюдательность. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся. На основании наблюдений за погодой, проведенных учащимися во внеурочное время запишите погоду текущего дня с помощью условных обозначений (составьте модель погоды). Спроектируйте этот этап урока.
12. Текст задания: Предлагается следующий примерный план проведения праздника «День птиц»: -литературно-художественный монтаж о значении птиц в природе и деятельности человека; - сообщения учащихся о наблюдении за птицами в лесу,поле, уголке живой природы; - подведение итогов экологической работы учащихся; -награждение лучших учащихся грамотами и подарками. Проанализируйте план праздника, дайте ему оценку, используя мини-технологию ПОПС: П - позиция (я считаю, что…). О – обоснование (потому, что…). П – пример (я могу это доказать тем, что …). С – суждение (исходя из этого я делаю вывод о том, что …). 13. Текст задания: Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес? Определите деятельность учащихся по концепту урока (тема: «……..»).Отметьте это в конспекте карандашом. 14. Текст задания: Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике обучения окружающему миру больше всего занимают экскурсии в природу. Тематика экскурсий определяется программой. Представьте структуру урока-экскурсии «В гости к весне» (Рабочая программа «Окружающий мир» с. 95, автор А.А. Плешаков ). Более подробно остановитесь на вводной части, практической, подведение итогов практической деятельности и домашним задании. 15. Текст задания: Устную проверку можно проводить в форме фронтального опроса. При фронтальном опросе учитель задает вопросы всем учащимся, что способствует непосредственному контакту учителя с классом. Вопросы в этом случае предлагают короткие однозначные ответы. Составьте вопросы для фронтального опроса по теме (по выбору).
16. Текст задания: Принятие (конструирование) учебной задачи происходит в процессе постановки и поиска ответов примерно на такие вопросы: Какие это вопросы? Спроектируйте этапы урока «Целеполагание» с целью выявления затруднений и постановки учебных задач (тема урока по выбору). 17. Текст задания: Анализировать урок по теме Поверхность нашего края учительница определила его цели таким образом: познакомить учащихся со способами изображения поверхности на карте; на этой основе дать представление о поверхности края ; продолжить работу по формированию пространственных представлений к развитию наблюдательностью у детей. Дайте оценку этим задачам. Какие корректировки на ваш взгляд следует внести: аргументируйте свою точку зрения. 18. Текст задания: В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Использование Интернет – ресурсов, электронных образовательных ресурсов повышает уровень проведения уроков, мотивацию обучающихся к обучению, делает урок более наглядным, способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, формирует ИКТ – компетенции. Имеется большое количество сайтов, посвященных учителям начальной школы. Разработаны фрагмент урока с использованием информационных технологий (тема урока по выбору). 19. Текст задания: В настоящее время начальная школа перешла на новый образовательный стандарт (ФГОС НОО). В связи с этим развивается вариативность программ и учебнометодических комплектов. Проанализируйте УМК «Гармония» (курс «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова, В.Д.Шилин) ответьте на следующие вопросы: Каковы ведущие задачи способствуют реализации целевой установки УМК? Назовите основополагающие принципы УМК. Какие формы и методы работы определены в программе? Каковы результаты изучения курса? Каково содержание и структура курса? Как настроено тематическое планирование? Какие учебники и учебно-методические пособия входят в данный комплект?
20. Текст задания: Независимо от способностей все дети любят рисовать. Задача учителя сводится к тому, чтобы не только помочь ученикам создать с помощью штриха определенные понятия, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Зарисуйте все ответы на вопрос «Что бывает осенью?» (задание для 1-2 классов) и по сделанному графическому плану расскажите об этом времени года. Вот так выглядит работа ученика: (графические рисунки). 21. Текст задания: Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядок, обусловленный внутренней логической связью. В структуре урока в рамках деятельностного подхода обычно выделяются следующие этапы. Назовите эти этапы, выделите их в конспекте урока по теме… 22. Текст задания: Контрольная работа (письменный опрос) используется при фронтальном, текущем или итоговом контроле по большой теме курса, изучение которой закончено. Такие контрольные работы можно проводить в виде тестирования. Составьте задание к проведению тестирования по теме (по выбору). 23. Текст задания: Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Проанализируйте конспект урока по окружающему миру по теме «Пресный водоем и его обитатели» с точки зрения соответствия урока требованиям ФГОС НОО: - ориентация на новые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) - нацеленность деятельности на формирование УУД на каждом этапе урока (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) - использование современных технологий. 24. Текст задания: При знакомстве с признаками весны в неживой природе целесообразно использовать таблицы «Зима» и «Весна». С помощью вопросов проводят сравнение. Составьте вопросы к беседе. 25. Текст задания: Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой. Учебник не только передает информацию, но и помогает ученику ее усвоить, способствует формированию УУД. Проанализируйте учебник окружающего мира ( по выбору) по плану: Соответствие учебника программе. Структурные компоненты учебника: А) текстовый аппарат (виды текстов) Б) внетекстовые компоненты: -система вопросов заданий; - иллюстративный аппарат; - аппарат ориентировки. 26. Текст задания: На частично поисковом уровне учитель конструирует модель не полностью, учащееся должны самостоятельно ее достроить. Девиз такой работы: «Делай за мной только, часть, остальное самостоятельно». Приведите примеры моделирования по достраиванию схемы. Раскройте методику работы со схемой (моделью). 27. Текст задания: Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Как построить урок, чтобы реализовать требования Стандарта второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, каким должен быть современный урок? Назовите критерии результативности урока. 28. Текст задания: На данном этапе урока фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Спроектируйте этап урока «Рефлексия деятельности» с целью подведения итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (тема урока по выбору). 29. Текст задания: При подготовке к экскурсии важно методически грамотно определить содержание деятельности учителя и учащихся. Подумайте, в чем состоит их деятельность на сезонной экскурсии в природу? Выскажите результат размышлений: Направления деятельности; Деятельность учителя; Деятельность учащихся; Составление характеристики погоды; Сравнение вида местности в данное время года с предыдущим; Наблюдения за растениями; Наблюдения за животными; Сбор гербарного материала; Итоги экскурсии.
30. Текст задания: Уроки окружающего мира имеют свою специфику и отличаются от уроков по другим дисциплинам. Есть предметные уроки. Спроектируйте цели урока по теме «Вода» («Окружающий мир», 3 класс 1 часть, автор А.А. Плешаков). Какова роль данного типа урока в учебном процессе? 31. Текст задания: В настоящее время начальная школа перешла на новый образовательный стандарт (ФГОС НОО). В связи с этим развивается вариативность программ и учебнометодических комплектов. Проанализируйте УМК «Система Л.В. Занкова» (программа «Окружающий мир», автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) ответив на вопросы: Каковы ведущие задачи способствуют реализации целевой установки УМК? Назовите основополагающие принципы УМК? Какие формы и методы работы определены в программе? Каковы результаты изучения курса? Каково содержание и структура курса? Как настроено тематическое планирование? Какие учебники и учебно-методические пособия входят в данный комплект? 32. Текст задания: Фундаментальная идея целостности мира последовательно реализуется в курсе «Окружающий мир». Ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Составьте схему-опору (модель) раскрывающую связь между неживой и живой природой. К какому виду моделей относится составленная модель? Раскройте методику работы со схемой (моделью). 33. Текст задания: Классификация методов по источникам знаний включает три группы: словесные, наглядные, практические. В чем особенности каждой группы? Каковы возможности их эффективного использования? Рассуждайте и доказывайте. 34. Текст задания: Основной формой организации процесса обучения считается урок. Цели урока – это система ценностей, которые надо сформировать у школьников в процессе обучения предмету. Сформулируйте цели урока (тема урока по выбору). 35. Текст задания: При том разнообразии средств обучения, которые созданные для изучения окружающего мира, перед учителем стоит сложная задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. Определить исходное положение подбора средств обучения к уроку по теме (по выбору). Составьте этот комплекс, аргументируйте свой выбор.
36. Текст задания: В учебниках А.А Плешакова «Окружающий мир» для 2-3 классов используется моделирование экологических связей. По мнению автора, применение моделирования способствует пониманию учащимися связей, служит «… опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них», делает возможным «… непосредственное участие в конструировании моделей, помогает активизировать познавательную деятельность детей». Докажите правомерность этих утверждений на конкретных примерах. Каково ваше мнение? Рассуждайте и доказывайте. Составьте модель пищевой связи, которая складывается в степи. 37. Текст задания: На уроках окружающего мира целесообразно проводить короткий письменный опрос с целью обучения способам контроля и самооценки деятельности. Предложите вариант проведения графического диктанта (по выбору). 38. Текст задания: При изучении темы «Водоемы» дети «получили письмо» от «жителей» озера, в котором говорилось о загрязнении озера, об ухудшении условий жизни в нем. Жаловались и просили помощи и растения, и животные. Дети решили помочь обитателям водоема. Для этого создали комиссию, которая должна была выяснить причины и виновников загрязнения, другая команда должна была разработать меры по чистке озера, третья («журналисты»)- рассказать о беде озера на страницах газет, журналов, по радио и телевидению. Результаты деятельности команд обсуждались на уроке. Какой вид игры предложила учительница? В чем ее специфика? 39. Текст задания: фиксирование наблюдений ведется также в календарях природы и труда. Фиксирование наблюдений в календаре природы и труда учащиеся ведут по очереди. При условии соблюдения очередности в фиксировании детьми наблюдений возможные ежедневные записи погоды в календаре. Предложите вариант календаря природы и труда. 40. Текст задания: Урок выполняет определенные функции, выбор разнообразных форм, методов и приемов зависит от его целей, а средства обучения необходимы для формирования полных и правильных представлений и понятий об объектах окружающего мира. Каждый урок строится по определенной структуре. Проанализируйте конспект урока по теме:… Выделить структурные элементы урока. Обоснуйте целесообразность используемых на уроке методов, приемов, форм и средств поставленным целям.
41. Текст задания: В настоящее время в дополнение к учебникам по окружающему миру имеются тетради на печатной основе (рабочие, тесты). Как можно организовать учебную деятельность с тетрадями на печатной основе? Покажите на конкретном примере (по выбору). 42. Текст задания: Урок строиться на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности и проводятся физкультурные минутки. Исходя из этой информации оцените вариант уроков, разработанных студентами вашей группы. 43. Текст задания: Современные учебники отличаются продуманной организацией учебной деятельностью ученика: различные виды задания (вопросы, упражнения, практические работы и другие). При работе с учебником формируются приемы необходимые в любом виде деятельности: анализ, синтез, сравнения, классификация, систематизация, обобщение, умение выделить главное. Разработайте фрагмент урока (тема урока по выбору) с использованием учебника. 44. Текст задания: Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уроках целесообразно применять модели этих связей. В учебниках окружающего мира используется модели цепей питания, например: осина заяц волк. К какому виду моделей относится эта модель? Приведите пример примеры моделей цепей питания. 45. Текст задания: При изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения. Определите исходное положение подбора средств обучения к уроку (тема урока по выбору). 46. Текст задания: В настоящее время начальная школа перешла на новый образовательный стандарт (ФГОС НОО). В связи с этим развивается вариативность программ и учебнометодических комплектов. Проанализируйте УМК «Начальная школа XXI века» (программа «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова) ответив на следующие вопросы: Каковы ведущие задачи способствуют реализации целевой установки УМК? Назовите основополагающие принципы УМК? Какие формы и методы работы определены в программе? Каковы результаты изучения курса? Каково содержание и структура курса? Как построено тематическое планирование? Какие учебники и учебно-методические пособия входят в данный комплект? 47. Текст задания: Урок выполняет определенные функции: образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель урока соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей. Воспитательная цель урока - формирование личностных УУД через содержание учебного материала. Развивающая цель – развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Сформулируйте цели урока (тема урока по выбору). 48. Текст задания: Знакомство детей со свойствами воды на уроке можно организовать различно (тема….). Рассуждайте и доказывайте. а) учитель демонстрирует опыты сам, сам называет свойства воды, привлекая жизненный опыт детей. б) дети под руководством учителя сами проводят практическую работу, выявляют свойства воды, сравнивая с имеющимися своими представлениями. Определите тип урока. Какие методы и приемы используются в первом и втором случаях? Какой из этих двух путей более эффективный? 49. Текст задания: Новое поколение учебников (с грифом ФГОС) по окружающему миру помогает учителю организовать разнообразную деятельность на уроке, нацеливает на формирование УУД. Покажите приемы работы с учебником на конкретном примере (выбору). 50. Текст задания: Индивидуальная работа стимулирует детей на самостоятельный поиск изменений, происходящих в природе, способствует выработки умений, и навыков исследовательской работы, приучает интересно проводить досуг, организуются с обязательным интересом интересов и запросов детей. Выскажите свое мнение относительно этой оценки индивидуальной формы внеурочной деятельности. 51. Текст задания: Домашнее задание относится к внеурочной деятельности. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Разработайте методические рекомендации по выполнению домашних заданий, учитывая объем перегрузки, содержание, формы записи /доска, дневник,/ цель дифференциацию.
|
|||
|