Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русские композиторы второй половины XX века.



20. Русские композиторы второй половины XX века.

- сформулируйте отличительные черты русской музыки второй половины XX века;

- опишите творческий портрет Свиридова;

- изложите историю создания балета «Спартак» Хачатуряна;

- укажите авторов следующих произведений: опера «Юнона и Авось», концерт для оркестра «Озорные частушки», «Перезвоны», «Поэма памяти Сергея Есенина», балет «Гаянэ», Vivente – non Vivente («Живое – неживое»), песня «Я шагаю по Москве», «Песенка крокодила Гены».

I

Для отражения в музыке сложности современного мира необходимы новые жанры, формы, стили, средства музыкальной выразительности, композиторские техники.

Характерная особенность музыки 60-90-х годов:

· Полижанровость -соединение в одном произведении принципов различных жанров (например, Тринадцатая симфония Шостаковича - влияние оратории).

· Полистилистика - сочетание «классического» стиля с атональностью, эстрадой, джазом.

· Использование композиторских техник: серийная, сериальная, алеаторика, сонористика, микротоновая. Создаётся электронная, конкретная музыка, не требующая нотной записи. Характерно преобладание атональной музыки.

II

Крупнейший русский композитор XX века. Народный артист СССР.

В музыке – создатель направления – НОВОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ВОЛНЫ.

В 17 лет поступает в Ленинградский Центральный музыкальный техникум, затем в Ленинградской консерватории. Преподавателем композиции был Шостакович.

Основные направления творчества Свиридова – ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА: сольная и хоровая:

· вокально-инструментальные сочинения - «Поэма памяти Сергея Есенина», Патетическая оратория, Курские песни.

· кантаты: «Деревянная Русь», «Снег идёт», «Весенняя кантата» и др.

· для хора аl капелла: Пушкинский венок, Песнопения и молитвы и др.

· вокальные циклы, песни для голоса и фортепиано.

Литературной основой произведений Свиридова служили стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Шекспира, Маяковского, Твардовского, Хлебникова, а также народные тексты и тексты церковных молитв.

Основная тема творчества– образ Поэта.

Свиридов является как бы соавтором поэта, образуя единый музыкально-поэтический образ: Родина, народ, история, жизнь Отечества, мирный труд, место человека в будущем.

III

Сюжетом балета стала история древнеримского раба-гладиатора Спартака и поднятое им восстание, произошедшее в 74 до н. э. — 71 до н. э. и подавленное Римскими легионами Марка Лициния Красса.

Либретто «Спартака» неоднократно обсуждалось и критиковалось в Союзе композиторов. Идеологическая фабула балета — борьба низших слоев общества с высшими.

В 1950 году, принимаясь непосредственно за сочинение музыки «Спартака», Хачатурян сделал на первой странице краткую запись: «Приступаю с чувством огромного творческого волнения». Балет был окончен 1954 года.

О самом реальном Спартаке исторических фактов сохранилось очень мало, поэтому его биографию авторам пришлось домысливать (т.е., попросту сочинять).

В качестве литературной основы для либретто были использованы разные источники, но более композитор опирался на роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» (1873 года).

IV

· опера «Юнона и Авось» - Алексей Рыбников

· концерт для оркестра «Озорные частушки» - Родион Щедрин

· «Перезвоны» - Валерий Гаврилин

· «Поэма памяти Сергея Есенина» - Георгий Свиридов

· балет «Гаянэ» - Арам Хачатурян

· Vivente – non Vivente («Живое – неживое») – София Губайдулина

· песня «Я шагаю по Москве» - Андрей Петров

· «Песенка крокодила Гены» - Владимир Шаинский

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.