|
|||
Русские композиторы второй половины XX века.20. Русские композиторы второй половины XX века. - сформулируйте отличительные черты русской музыки второй половины XX века; - опишите творческий портрет Свиридова; - изложите историю создания балета «Спартак» Хачатуряна; - укажите авторов следующих произведений: опера «Юнона и Авось», концерт для оркестра «Озорные частушки», «Перезвоны», «Поэма памяти Сергея Есенина», балет «Гаянэ», Vivente – non Vivente («Живое – неживое»), песня «Я шагаю по Москве», «Песенка крокодила Гены». I Для отражения в музыке сложности современного мира необходимы новые жанры, формы, стили, средства музыкальной выразительности, композиторские техники. Характерная особенность музыки 60-90-х годов: · Полижанровость -соединение в одном произведении принципов различных жанров (например, Тринадцатая симфония Шостаковича - влияние оратории). · Полистилистика - сочетание «классического» стиля с атональностью, эстрадой, джазом. · Использование композиторских техник: серийная, сериальная, алеаторика, сонористика, микротоновая. Создаётся электронная, конкретная музыка, не требующая нотной записи. Характерно преобладание атональной музыки. II Крупнейший русский композитор XX века. Народный артист СССР. В музыке – создатель направления – НОВОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ВОЛНЫ. В 17 лет поступает в Ленинградский Центральный музыкальный техникум, затем в Ленинградской консерватории. Преподавателем композиции был Шостакович. Основные направления творчества Свиридова – ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА: сольная и хоровая: · вокально-инструментальные сочинения - «Поэма памяти Сергея Есенина», Патетическая оратория, Курские песни. · кантаты: «Деревянная Русь», «Снег идёт», «Весенняя кантата» и др. · для хора аl капелла: Пушкинский венок, Песнопения и молитвы и др. · вокальные циклы, песни для голоса и фортепиано. Литературной основой произведений Свиридова служили стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Шекспира, Маяковского, Твардовского, Хлебникова, а также народные тексты и тексты церковных молитв. Основная тема творчества– образ Поэта. Свиридов является как бы соавтором поэта, образуя единый музыкально-поэтический образ: Родина, народ, история, жизнь Отечества, мирный труд, место человека в будущем. III Сюжетом балета стала история древнеримского раба-гладиатора Спартака и поднятое им восстание, произошедшее в 74 до н. э. — 71 до н. э. и подавленное Римскими легионами Марка Лициния Красса. Либретто «Спартака» неоднократно обсуждалось и критиковалось в Союзе композиторов. Идеологическая фабула балета — борьба низших слоев общества с высшими. В 1950 году, принимаясь непосредственно за сочинение музыки «Спартака», Хачатурян сделал на первой странице краткую запись: «Приступаю с чувством огромного творческого волнения». Балет был окончен 1954 года. О самом реальном Спартаке исторических фактов сохранилось очень мало, поэтому его биографию авторам пришлось домысливать (т.е., попросту сочинять). В качестве литературной основы для либретто были использованы разные источники, но более композитор опирался на роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» (1873 года). IV · опера «Юнона и Авось» - Алексей Рыбников · концерт для оркестра «Озорные частушки» - Родион Щедрин · «Перезвоны» - Валерий Гаврилин · «Поэма памяти Сергея Есенина» - Георгий Свиридов · балет «Гаянэ» - Арам Хачатурян · Vivente – non Vivente («Живое – неживое») – София Губайдулина · песня «Я шагаю по Москве» - Андрей Петров · «Песенка крокодила Гены» - Владимир Шаинский
|
|||
|