Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования



Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования

детского коллектива

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и наши дети. Коммуникативные умения нужны практически в любой жизненной ситуации: успешность во многом связана с нашим умением общаться, понимать других.  Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформулированными коммуникативными навыками, умеющую работать в «команде», брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, практической самооценки. На формирование и развитие подобных навыков и направлена технология Тимбилдинга.  

Как правило, все новое – это хорошо забытое старое. Мероприятия, нацеленные на повышение организованности команды, впервые начали проводиться еще в 40-е годы прошлого столетия. И все мы помним, что организация детских мероприятий была очень распространена в Советском союзе. Это были пионерские лагеря, многодневные выездные походы, туристические слеты и различные праздничные мероприятия. Позднее, в 90-е годы появилось понятие КТД (коллективное творческое дело).

Тимбилдинг – это прежде всего инструмент построения команды, который необходим каждому человеку. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим каждому из нас, в том числе и ребёнку.

Существует множество психотипов детей. Кому-то общение дается легко, и дети быстро находят общий язык со сверстниками, даже попадая в новый коллектив. Порой, эти дети не боятся сцены и публичных выступлений, и им нужно лишь задать правильное направление, чтобы общение носило конструктивный характер. Но есть категория детей, которым общение дается намного сложнее. Как правило, трудности в общении не говорят о каких-либо отклонениях, а лишь отражают психотип и темперамент ребенка. Таким детям нужна определенная помощь в интеграции в коллективе, чтобы в дальнейшей, взрослой жизни трудности в общении не сформировали комплексы и коммуникационные барьеры. Помочь им можно, создав искусственную ситуацию взаимодействия с коллективом, где ребенок смог бы раскрыться и почувствовать себя частью коллектива, ощутить себя в безопасности. Важно как можно раньше избавиться от социальных барьеров и научиться адаптироваться в любом коллективе – отстаивать свою точку зрения, не бояться общения, показать свои личностные качества и интересы.

На самом деле, тимбилдинг – это не просто отдых, как некоторые считают; это комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая суперкоманда.

Коллектив класса – это и есть суперкоманда. Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности.

Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.

Тимбилдинг проводится как для детей, так и для взрослых. Детский тимбилдинг обладает рядом специфических и отличительных черт по сравнению с проведением тимбилдинга для старших возрастных групп. Тимбилдинг для школьников, как правило, проходит в игровой атмосфере, где все участники проявляют не только ловкость и физические навыки, но и развивают творческие способности, интеллектуальные качества, умение работать в команде. В структуру тимбилдинга входят: игры, тренинги, упражнения.

 

Тимбилдинг необходим в детском коллективе, так как:

- с помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.

- с помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.

 

Составляющие процесса командообразования:

  • развитие сплоченности коллектива;
  • оценка роли каждого «игрока» в команде;
  • выявление лидеров;
  • оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • возможность для членов команды попробовать себя в новой роли.

 

Цели и задачи проведения Tимбилдинга:

— создать и поддержать дружеские отношения в коллективе;

— адаптировать новых детей в коллективе;

— снять психологическое напряжение, снять конфликт;

— повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе;

— повысить уровень личной ответственности за результат;

— перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.

 

Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.

— нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;

— получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

— верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;

— открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;

— повышение уровня инициативности обучающихся;

— повышение уровня доверия в коллективе.

 

       Существует множество видов тимбилдинга. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми из них на примере своей работы.

С формами творческого тимбилдинга вас познакомит Макарова Светлана Юрьевна.

Творческий тимбилдинг - от создания музыкальных групп до рисования картин и постановки спектаклей. Например, участники могут поставить пьесу или спектакль по мотивам известного произведения. Для максимального перевоплощения в роль потребуются костюмы и реквизит для воссоздания соответствующей обстановки на сцене.  

       Одной из форм проведения творческого тимбилдинга является коллективное создание картин – Арт тимбилдинг. Предлагаем вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Об интеллектуальном тимбилдинге вам расскажет Арсентьева Лариса Анатольевна.

Интеллектуальный тимбилдинг – мозговые штурмы, викторины, квесты и другие интеллектуальные игры.

Что такое экологический тимбилдинг и как его применяет в своей работе, вам расскажет Козлобаева Ольга Васильевна.

Социально-экологический тимбилдинг подразумевает субботники и благотворительные акции. К примеру, сотрудники могут заняться облагораживанием участков, посадкой деревьев и другими социально-полезными работами.

       Кроме вышеназванных у нас в школе проводятся и другие виды тимбилдинга.

Спортивный тимбилдинг, который предполагает игры в команде: футбол, эстафеты, подвижные квесты, полосы препятствий, а также может включать такие игры, как волейбол, пейнтбол, лазертаг и т. п.  

Наши психологи проводят Психологические тимбилдинги, которые подразумевают тестирование, выполнение заданий, связанных с психологией. Такой вид тимбилдинга позволяет выявить неформальных лидеров в команде и понять роль каждого участника в коллективе путем создания непринужденной атмосферы. В ходе таких мероприятий формируются навыки правильного общения и умение находить компромисс.

       Очень распространен в настоящее время Корпоративный тимбилдинг. Что это такое и как он используется в нашем коллективе, вам расскажет Шахова Наталья Павловна.

Важно, что этот вид тимбилдинга может осуществляться в самых разных форматах. Он может быть активным, творческим, в виде квеста или конкурса.

С его помощью руководитель может решить одновременно несколько важных задач, а именно:

  • Помочь новым сотрудникам освоиться в коллективе;
  • Решить возникшую конфликтную ситуацию;
  • Поощрить сотрудников за хорошую работу;
  • Научить разные отделы компании эффективно взаимодействовать друг с другом.

Представленные виды тимбилдинга наиболее используемые в планировании проведения таких занятий.

Помимо вышеназванных есть еще и нестандартные тимбилдинги. Тот, кто планирует проведение таких мероприятий, должен понимать, что они должны стать особенными.

(Презентация 2: «Нестандартные виды тимбилдинга»)

· Веревочный тимбилдинг – это один из самых популярных видов тимбилдинга, который являет собой активный отдых в парке веревочных аттракционов. Состоит из различных упражнений, которые направленные на приобретение участниками опыта в образовании команды, формировании навыков принятия быстрых решений и умения ориентироваться в незнакомой ситуации.  

  • Экзотический тимбилдинг – менее распространенный вид тимбилдинга, когда команда готовит сложное традиционное блюдо какой-либо страны или простое вкусное блюдо на природе. Такая кулинария сближает людей.
  • Экстремальный тимбилдинг - это современный способ сплочения коллектива, который связан со стрессом и иногда даже риском. Идея экстремальных выездов заключается в том, чтобы поместить группу людей в непривычные тяжелые условия, где только четкое взаимодействие приводит к достижению результата. Из-за того, что обстановка является стрессовой, люди проявляют себя в полной мере, показывают, какими они являются на самом деле, без привычных рабочих «масок».
  • Флешмоб - танец силы, доброй воли и единения людей, созидающих вместе, массовая публичная акция, проводимая с целью удивить, взбудоражить, повеселить, натолкнуть на мысль, самоутвердиться, объединится.
  • Полевое испытание - это вариант используют довольно смелые руководители. Но это прекрасный способ посмотреть на своих сотрудников в деле. Местом проведения будет весь город, в котором находится фирма. С собой участники берут только самые необходимые предметы. Участникам предлагается выполнять задания в пределах всего города. В этой игре у людей нет другого выбора, кроме как продемонстрировать свои возможности. Возможно включение в сценарий подставных актеров.
  • Шерстяной тимбилдинг - прежде всего демонстрирует визуализацию внутригрупповых связей, когда связь каждого члена группы становится видимой и понятной. Это небольшое развлечение, которое позволяет всем участникам почувствовать связь друг с другом, обрести чувство общности, и немного повеселиться! (Представьте, как «невидимые нити» соединяют каждого из нас во время работы и отдыха).

Вывод:

Сплочение детского коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива.

Участвуя в подобных мероприятиях, наши дети учатся контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. Здесь он сможет выработать столь полезные в современной обстановке лидерские качества, научатся брать на себя ответственность, преодолевать свои комплексы и страхи, работать плечом к плечу со своими сверстниками. Это позволит им гораздо увереннее вести себя в окружении своих сверстников, даст навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Таким образом, тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.