|
|||
Тимбилдинг как эффективный инструмент формированияТимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и наши дети. Коммуникативные умения нужны практически в любой жизненной ситуации: успешность во многом связана с нашим умением общаться, понимать других. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформулированными коммуникативными навыками, умеющую работать в «команде», брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, практической самооценки. На формирование и развитие подобных навыков и направлена технология Тимбилдинга. Как правило, все новое – это хорошо забытое старое. Мероприятия, нацеленные на повышение организованности команды, впервые начали проводиться еще в 40-е годы прошлого столетия. И все мы помним, что организация детских мероприятий была очень распространена в Советском союзе. Это были пионерские лагеря, многодневные выездные походы, туристические слеты и различные праздничные мероприятия. Позднее, в 90-е годы появилось понятие КТД (коллективное творческое дело). Тимбилдинг – это прежде всего инструмент построения команды, который необходим каждому человеку. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим каждому из нас, в том числе и ребёнку. Существует множество психотипов детей. Кому-то общение дается легко, и дети быстро находят общий язык со сверстниками, даже попадая в новый коллектив. Порой, эти дети не боятся сцены и публичных выступлений, и им нужно лишь задать правильное направление, чтобы общение носило конструктивный характер. Но есть категория детей, которым общение дается намного сложнее. Как правило, трудности в общении не говорят о каких-либо отклонениях, а лишь отражают психотип и темперамент ребенка. Таким детям нужна определенная помощь в интеграции в коллективе, чтобы в дальнейшей, взрослой жизни трудности в общении не сформировали комплексы и коммуникационные барьеры. Помочь им можно, создав искусственную ситуацию взаимодействия с коллективом, где ребенок смог бы раскрыться и почувствовать себя частью коллектива, ощутить себя в безопасности. Важно как можно раньше избавиться от социальных барьеров и научиться адаптироваться в любом коллективе – отстаивать свою точку зрения, не бояться общения, показать свои личностные качества и интересы. На самом деле, тимбилдинг – это не просто отдых, как некоторые считают; это комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая суперкоманда. Коллектив класса – это и есть суперкоманда. Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности. Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания. Тимбилдинг проводится как для детей, так и для взрослых. Детский тимбилдинг обладает рядом специфических и отличительных черт по сравнению с проведением тимбилдинга для старших возрастных групп. Тимбилдинг для школьников, как правило, проходит в игровой атмосфере, где все участники проявляют не только ловкость и физические навыки, но и развивают творческие способности, интеллектуальные качества, умение работать в команде. В структуру тимбилдинга входят: игры, тренинги, упражнения.
Тимбилдинг необходим в детском коллективе, так как: - с помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем. - с помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.
Составляющие процесса командообразования:
Цели и задачи проведения Tимбилдинга: — создать и поддержать дружеские отношения в коллективе; — адаптировать новых детей в коллективе; — снять психологическое напряжение, снять конфликт; — повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе; — повысить уровень личной ответственности за результат; — перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.
Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга. — нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций; — получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык; — верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды; — открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки; — повышение уровня инициативности обучающихся; — повышение уровня доверия в коллективе.
Существует множество видов тимбилдинга. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми из них на примере своей работы. С формами творческого тимбилдинга вас познакомит Макарова Светлана Юрьевна. Творческий тимбилдинг - от создания музыкальных групп до рисования картин и постановки спектаклей. Например, участники могут поставить пьесу или спектакль по мотивам известного произведения. Для максимального перевоплощения в роль потребуются костюмы и реквизит для воссоздания соответствующей обстановки на сцене. Одной из форм проведения творческого тимбилдинга является коллективное создание картин – Арт тимбилдинг. Предлагаем вам посмотреть небольшой видеофрагмент. Об интеллектуальном тимбилдинге вам расскажет Арсентьева Лариса Анатольевна. Интеллектуальный тимбилдинг – мозговые штурмы, викторины, квесты и другие интеллектуальные игры. Что такое экологический тимбилдинг и как его применяет в своей работе, вам расскажет Козлобаева Ольга Васильевна. Социально-экологический тимбилдинг подразумевает субботники и благотворительные акции. К примеру, сотрудники могут заняться облагораживанием участков, посадкой деревьев и другими социально-полезными работами. Кроме вышеназванных у нас в школе проводятся и другие виды тимбилдинга. Спортивный тимбилдинг, который предполагает игры в команде: футбол, эстафеты, подвижные квесты, полосы препятствий, а также может включать такие игры, как волейбол, пейнтбол, лазертаг и т. п. Наши психологи проводят Психологические тимбилдинги, которые подразумевают тестирование, выполнение заданий, связанных с психологией. Такой вид тимбилдинга позволяет выявить неформальных лидеров в команде и понять роль каждого участника в коллективе путем создания непринужденной атмосферы. В ходе таких мероприятий формируются навыки правильного общения и умение находить компромисс. Очень распространен в настоящее время Корпоративный тимбилдинг. Что это такое и как он используется в нашем коллективе, вам расскажет Шахова Наталья Павловна. Важно, что этот вид тимбилдинга может осуществляться в самых разных форматах. Он может быть активным, творческим, в виде квеста или конкурса. С его помощью руководитель может решить одновременно несколько важных задач, а именно:
Представленные виды тимбилдинга наиболее используемые в планировании проведения таких занятий. Помимо вышеназванных есть еще и нестандартные тимбилдинги. Тот, кто планирует проведение таких мероприятий, должен понимать, что они должны стать особенными. (Презентация 2: «Нестандартные виды тимбилдинга») · Веревочный тимбилдинг – это один из самых популярных видов тимбилдинга, который являет собой активный отдых в парке веревочных аттракционов. Состоит из различных упражнений, которые направленные на приобретение участниками опыта в образовании команды, формировании навыков принятия быстрых решений и умения ориентироваться в незнакомой ситуации.
Вывод: Сплочение детского коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива. Участвуя в подобных мероприятиях, наши дети учатся контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. Здесь он сможет выработать столь полезные в современной обстановке лидерские качества, научатся брать на себя ответственность, преодолевать свои комплексы и страхи, работать плечом к плечу со своими сверстниками. Это позволит им гораздо увереннее вести себя в окружении своих сверстников, даст навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Таким образом, тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
|
|||
|