Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лингвистические заметки



Лингвистические заметки

Смысловая часть текста — относительно завершённая часть (единица) текста, предложения в которой объединены общей темой (микротемой) и связаны грамматически и по смыслу.

Микротема— это часть общей темы текста. Тема текста может объединять две микротемы и более, необходимые для того, чтобы раскрыть тему, выразить главную мысль и придать тексту относительную законченность.

Микротема раскрывается в рамках одной или нескольких смысловых частей. Содержание каждой смысловой части должно соответствовать теме текста.

Ключевые слова— это слова и словосочетания, которые помогают понять тему и идею текста.

174.1) Прочитайте. Являются ли приведённые фрагменты частями

одного текста? Свой ответ обоснуйте.

1. Но бывают и цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш...

2. Есть существа, способные так прямо, открыто и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем!

2) Как вы думаете, в какой последовательности необходимо расположить прочитанные вами фрагменты, чтобы получился текст М. М. Пришвина? Что помогает это определить?

3) Сначала озаглавьте составленный вами из приведённых смысловых частей (фрагментов) текст, отразив в заголовке его тему. Затем определите микротему каждой из смысловых частей текста. Запишите текст в тетрадь в соответствии с планом, в котором отражены микротемы. Подчеркните слова, с помощью которых связаны смысловые части.

175.1) Прочитайте текст. Найдите в нём ключевые слова, определите

его тему и главную мысль.

В нашем парке в воскресенье проходила выставка собак. Собаки самых разных пород чинно прогуливались с хозяевами по аллеям парка, с достоинством посматривая по сторонам. Здесь были овчарки и эрдельтерьеры, доги и бульдоги, боксёры и сенбернары. У многих собак на ошейниках висели золотые и серебряные медали.

Я разглядывал проходящих мимо собак и думал: «Конечно, у моего щенка нет медалей. Но эти медали ему и не нужны. Ведь всё равно он самый добрый, самый умный пёс на свете. Вы чемпионы, вы красивые и уже известные, но мой щенок — лучшая собака в мире!»

(Э. Селифанов)

2) Сколько смысловых частей включает текст? Докажите, что содержание каждой смысловой части соответствует теме текста и способствует тому, чтобы она была раскрыта.

3) Озаглавьте текст, а затем его смысловые части и запишите план.

4) Найдите в тексте внутренний монолог рассказчика. Объясните, с какой целью он использован автором. Выразительно прочитайте.

5) Устно перескажите текст, опираясь на пункты плана.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.