Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 4 Стратегическое планирование



Тема 4 Стратегическое планирование

Сущность и задачи стратегического планирования. Объекты стратегического планирования. Процесс стратегического планирования. Методы стратегического планирования. Анализ и оценка факторов внутренней и внешней сред для целей планирования. Планирование стратегии фирмы. Планирование инвестиций. Учет фактора риска в планировании. Бизнес-планирование

 

Стратегическое управление — это область научных знаний, изу­чающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегиче­ских решений и способы практической реализации этих знаний.

Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960—70-х гг. для того, чтобы внести различие между те­кущим управлением на уровне производства и управлением, осу­ществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управ­ления развитием организации в меняющейся среде.

 

 

Рисунок 1 Этапы стратегического управления

Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предпри­ятия:

1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, само­стоятельный завод или фабрика).

2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокуп­ность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональ­ной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных много­продуктовых предприятий, как правило, дробится на страте­гические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвеча­ющая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

3. Функциональная сфера деятельности, или подразделе­ние, — структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.).                                  

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих функциях: планирование стратегии, организация выполнения стратегических планов, координация действий по реализации стратегических задач, мотивация на достижение стратегических результатов, контроль за процессом выполнения стратегии.

Процесс стратегического планирования является инструмен­том, с помощью которого обосновываются управленческие реше­ния в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача -обеспечить нововведения и организационные изменения, необхо­димые для жизнедеятельности предприятия. Стратегическое планированиепредставляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей предприятия. Стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу принимать основополагающие решения. Главная задача стратегического планирования  – обеспечить гибкость и нововведения в деятельность предприятия. При стратегическом планировании решаются четыре основные задачи:

1. Распределение ресурсов (кадры, технология, производственные и финансовые ресурсы).

2. Адаптация к внешней среде (улучшение отношений с окружением компании).

3. Внутренняя координация (обеспечение эффективности в организации производства с учетом сильных и слабых сторон).

4. Формирование стратегической организационной культуры (развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянный поиск, изменений, усвоение опыта).

Особенности стратегического планирования.

• должно дополняться текущим;

• стратегические планы разрабатываются на совещаниях выс­шего руководства фирмы ежегодно;

• годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирова­ние имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его при­менения, лишают его универсальности в решении любых хозяй­ственных задач.

Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего.

2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана.

3. Процесс стратегического планирования для своего осущес­твления требует значительных затрат ресурсов и времени по срав­нению с традиционным перспективным планированием.

4. Негативные последствия ошибок стратегического плани­рования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном.

5. Стратегическое планирование должно быть дополнено меха­низмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого яв­ляется стратегическое планирование.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: 1)оценку текущей стратегии; 2) анализ портфеля продукции; 3) выбор стратегии; 4) оценку выбранной стратегии; 5) разработку стратегического плана; 6) разработку системы бизнес-планов.

Одним из важнейших инструментов стратегического планирования, формирующим информационную базу для определения и корректировки стратегического выбора, является стратегический анализ. Под стратегическим анализом следует понимать сбор, оценку и интерпретацию данных о состоянии и внутренних возможностях предприятия, а также о показателях и тенденциях развития внешней среды.

При разработ­ке стратегии предприятия не­обходимо идентифицировать те внутренние переменные, кото­рые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны пред­приятия, оценить их важность и установить основу конкурентных преимуществ. Анализ внутренних ресурсов предприятия может проводиться с использованием разнообразных методов: модель стратегического состояния, анализ сильных и слабых сторон, анализ организационной культуры, анализ ключевых компетенций, стратегический анализ издержек.

Основное назначение анализа внешней среды — выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия. Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями для предприятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т.д. Угрозы это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия слабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования. Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных с изменением внешней среды предприятия. Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию. По степени воздействия на процессы, протекающие в рам­ах предприятия, выделяют две группы внешних факторов: отдаленного воздействия, представляющих макросферу; непосредственного влияния ближнего окружения, или отрас­левые факторы. К основным методам анализа макроокружения относят: сценарный метод анализа макроокружения; идентификацию основных изменений глобальной среды; методику ПЭСТ-анализа. К методам проведения отраслевого и конкурентного анализа относят: определение стратегических групп в отрасли; модель жизненного цикла отрасли; модель М.Портера (5 сил конкуренции); модель движущих сил конкуренции; модель ключевых факторов успеха.

Стратегия фирмы — это общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы, исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью глубокого анализа прошлых результатов деятельности, внешней среды и сложившихся отношений с конкурентами и поставщиками, а также на основе прогноза их изменений в будущем. 

Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции фирмы на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. Этапы разработки стратегии: анализ внешней и внутренней среды организации, формирование и оценка стратегических альтернатив, выбор наилучшей стратегии.

Стратегические альтернативы — это набор вариантов стратеги­ческого развития организации, позволяющих достичь стратегичес­ких целей организации во всем их многообразии. стратегические альтернативы можно условно подразделить на три типа: альтернативы постепенного совершенствования; альтернативы обновления; инновационные альтернативы.

Альтернативы постепенного совершенствования — это вариан­ты продолжения, корректировки действующих, ранее принятых стра­тегий организации Альтернативы обновления, отталкиваясь от текущей стратегии организации, в то же время существенно меняют направление дея­тельности, предусматривая крупные изменения в масштабах, облике и целях стратегии, критическое отношение к доминирующим пред­ставлениям о рынке и существующим способам ведения бизнеса. Инновационные альтернативы всегда ведут к радикальным из­менениям в стратегии организации, используют совершенно новые продукты прорывного характера или новые способы ведения конку­рентной борьбы, требуют нового подхода к мышлению и анализу.

Различных альтер­натив может быть достаточно много, но на практике они ограничива­ются: потенциальными возможностями организации, зависящими от степени новизны товара, уровня экономического развития предприя­тия, доступности финансовых ресурсов, квалификации персонала, ор­ганизационной культуры фирмы и т.д.; целями компании и требовани­ями внешней среды.

Среди множества подходов к формированию стратегических альтернатив выделяют:

· конкурентный стратегический подход, предполагающий разработку соответствующей стратегии достижения конкурент­ного преимущества;

· стратегический подход на основе разработки сценариев, по­зволяющий разрабатывать стратегические альтернативы на основе де­тальных контрастных картин будущего с другой внешней средой;

· стратегический подход на основе моделирования предполагает использование разнообразных моделей, позволяющее лицам, принимающим решение, тестировать множество вариантов при разных значениях исходных переменных;

· стратегический подход на основе мозгового штурма состоит в разделении во вре­мени на несколько этапов процесса решения проблемы в условиях коллективного взаимодействия;

· стратегический подход на основе результатов SWOT-анализа;

· портфельный стратегический подход, использующий матрицу Бостонской консультативной группы (БКГ), матрицу «Мак-Кинзи», матрицу Ансоффа, модель PIMS;

· амбициозный стратегический подход, основанный на анализе ключевых компетенций и  представляющий собой объединение аналитических методов с процессами и инструментами, обеспечивающими креатив­ность, динамизм и заинтересованное отношение к делу со стороны персонала фирмы.

В теории и практике стратегического управления разработаны и применяются различные модели стратегического вы­бора. К числу наиболее известных из них следует отнести матрицу возможностей И.Ансоффа, матрицу «рынок—продукт» по А.Стейнеру, модель конкурентных стратегий М.Портера, модель выбора кон­курентных стратегий Ф.Котлера, модель стратегического выбора на основе цикла развития предприятия, матрица Томпсона и Стрикланда.

При разработке стратегии важно знать общие классификационные рамки, в которые вписывают стратегии, хотя фактически классификация стратегий затруднена в связи с их разнообразием, наличием множества авторских подходов к типизации стратегий. Усложняющим фактором классификации является то, что боль­шая часть стратегий может определяться одновременно по нескольким классификационным признакам. К наиболее существенным и часто используемым классификационным признакам относят:    

- подхо­д к росту предприятия (стратегии развития бизнеса называемые базисными, или эта­лонными, стратегиями: стратегии концентрированного роста;  стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегии сокращения);

 - уровень принятия решений (корпоративные, деловые и функциональные стратегии);                                   

- базовая концепция достижения конкурентных преимуществ (стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, стратегия инноваций, стратегия быстрого реагирования, стратегия синергизма);                          

- стадия жизненного цикла отрасли (стратегии предприятий растущих, зрелых и переживающих спад отраслей);            

- основные характеристики продукта и сферы его распространения (продуктово-маркетинговые стратегии, стратегия глобализма);

- относительная сила отраслевой позиции фирмы (стратегия отраслевого лидера и последователей, стратегии связанной и несвязанной диверсификации);                                   

- степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе (наступательные и оборонительные стратегии конкуренции).

Принятая стратегия служит основой для разработки стратеги­ческого плана предприятия. Стратеги­ческий план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее, в последнее время наметилась общепринятая гипотети­ческая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как предприятие и его структурные подразделения распоря­жаются своими ресурсами. Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия, продукция, конкуренция, рынки, ресурсы, деловой "портфель", инновации, инвестиции.

Формирование системы планов, адекватной структуре органи­зации, — важное условие эффективной реализации стратегии. На ее основе осуществляются распределение и доведение плановых заданий, стратегических задач и целей до конкретных подразде­лений и руководителей, а также реализуются управленческие воз­действия на структуру и сроки выполняемых работ; осуществля­ются распределение и перераспределение стратегических ресурсов.

Бюджетирование является наиболее распространенным методом финансового планирования, который используется для обеспече­ния согласования между различными планами и распределением ресурсов. Бюджет — это инструмент распределения ресурсов, по­требности в которых выражены в количественной, как правило, де­нежной форме, для достижения целей, также представляемых ко­личественно. Определяющей сущностью бюджетов является сбалансиро­ванная по объемам и согласованная во времени ресурсная потреб­ность, обеспечивающая сопоставимость целей и результатов.

Реализация стратегии предприятия всегда связана с определен­ным риском. Это касается как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности, так и ее сокращения. В планировании стратегии предприятия очень важно знать факторы, источники, формы проявления и ме­тоды оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения.

Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, ис­пользуемой при составлении и реализации плана.

Риск — случайная категория и поэтому наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать его как вероятность возникно­вения определенного уровня потерь.

Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагопри­ятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а так­же упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных опера­ций.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.