Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория коммуникации



Теория коммуникации

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

¾ Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.

¾ Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).

¾ Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.

¾ Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.

¾ Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.

¾ Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.

¾ Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом. Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых – представителей как общественных, так и естественных и технических отраслей знания. Она вызревала в русле исследований по социологии и психологии (Г. Тард, Г. Лебон – конец XIX – начало XX века; Л.С. Выготский – 30-е годы; Т. Адорно, Г. Лассауэлл, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др. – 40-е годы; Ю. Хабермас, С. Московичи, А. Менегетти и др. – 60–80-е гг. XX века). (Мы называем лишь ключевые периоды, дававшие толчки и новые импульсы теории в соответствии с новыми социальными реалиями). Она вызревала в русле исследований проблем теории информации и новой науки – кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир и др. – 40–50-е гг.), научных разработок в области теории информации, культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин – 30-е годы, А. Моль, Ю. Лотман – 60–70-е гг.), журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60–70-х гг. XX века, формировавшаяся преимущественно на базе одноименного факультета МГУ им. Ломоносова. Наиболее известны работы Э. Багирова). До конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные, философские и филологические концепции, русские мыслители Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев.

У истоков теории массовой коммуникации стояли работы Ч. Кули, Г. Тарда, У. Липпмана. Указанные ученые заложили основную теоретическую базу и разработали базовые понятия науки. Уточнениями и модернизациями исследовательского аппарата занимались авторы последующего поколения –
Г. Блумер и Г. Лассуэл. В работах указанных авторов оценивается роль средств массовой информации в обществе, формулируются понятия «публики», «масс», отслеживается механизм функционирования массовой коммуникации.

Проблемами СМИ с социологической точки зрения занимались такие крупные теоретики социологии, как П. Лазарсфельд, Р. Мертон и Р. Миллс.
Их исследования имели в целом бихевиористский характер, были непосредственно привязаны к эмпирическому анализу и имели своей целью изучение схем функционирования массмедиа. В отличие от своих предшественников на поприще исследования массовой коммуникации (Г. Тарда, Ч. Кули и др.), работы которых были написаны в период конца XIX – первой трети XX веков, ученые середины XX века интересны для нас тем, что они дают социологические характеристики и оправдавшие себя прогнозы, основываясь на материале нового периода в развитии массовой коммуникации, когда телевидение и радио уже учитываются как одни из самых мощных СМИ. В ряду ученых этого периода для нас представляют интерес также концепции неодюркгеймианских исследователей «публичного восприятия» (Ю. Хабермас) и ученых неомарксистского подхода.

 

Принципы коммуникации:

• объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что другой человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

• принцип ситуативности, включающий 1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), 2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и 3) субъективность в интерпретации ситуаций;

• стремление к повышению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, в виду недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению;

• гуманизм в построении коммуникаций (золотое христианское правило общения: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними»);

• ориентация на сотрудничество, на взаимную выгоду, или тактика «выигрыш – выигрыш»;

• учет развития, или онтогенеза субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе: просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;

• системность субъектов коммуникаций (любая большая сложная система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т. е. открыта, динамична, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т. п.);

• понимание наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения – типа намерений, умыслов, имитации;

• принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта, системы, на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту, самой системе;

• понимание бесконечности процесса познания (нет и не будет оснований сказать: «Ну теперь я знаю все!» Более адекватная форма: «Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);

• научность;

• опора на закон. (Спивак В.А.)

 

 

Педагогическая коммуникация, ориентированный на формирование коммуникативной компетентности студентов. Коммуникативная компетентность является качеством, необходимым для профессионального развития личности, конкурентоспособности каждого специалиста, а педагога – безусловно.

Педагогическая коммуникация (ПК) - это организация педагогического процесса как общения, взаимосвязи, сотрудничества на основе приема, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений.

Объект педагогической коммуникации - коммуникация и общение участников педагогического процесса: воспитателей и воспитуемых, педагогов и учеников, родителей и детей.

Предмет педагогической коммуникации - выявление закономерности, вербальных и невербальных приемов, средств и педагогических технологий общения и коммуникации участников педагогического процесса.

Задачи науки о педагогической коммуникации:

1. Описание и объяснение процессов общения и коммуникации;

2. Совершенствование этих процессов;

3. Внедрение новых приемов и технологий, разработанных по результатам научных исследований, в практику педагогического общения.

Особенности педагогической коммуникации:

1. Направленность на процессы развития личности и ее самореализацию;

2. Культуросообразность деятельности и общения;

3. Этичность взаимодействия;

4. Неоднозначность процессов взаимодействия и их многофакторность;

5. Процессуальность коммуникации и общения.

Коммуникация - это информационная связь индивидов.

Педагогическая коммуникация выполняет следующие функции:

1. Функция социальной детерминации - определение по проявлению поведения и деятельности личности ее принадлежности к какому-либо сословию, национальности, группе.

2. Информационная функция - прием и передача информации.

3. Познавательная функция - способствующая лучшему пониманию и изучению окружающего мира, в т.ч. личности и коллектива.

4. Экспрессивная функция - позволяющая доступно, интересно и эмоционально передавать ЗУН, общаться.

5. Управляющая функция - способствующая адекватному воздействию педагога на других людей и обеспечивающая обратную связь.

Педагогическая коммуникация основана на диалогизме; при обращении к понятию «педагогическое общение», прежде всего, имеется в виду «взаимодействие таких главных компонентов: преподаватель – содержательная учебная информация – учащийся (учащиеся)». Наряду с перцептивной и интерактивной функциями педагогическое общение реализует коммуникативную функцию, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.