|
|||
Роль проектной деятельности в формировании УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Яценко Ирина Анатольевна Шевцова Марина Витальевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Абакан Республика Хакасия «Роль проектной деятельности в формировании УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Аннотация. В статье представлен опыт работы учителей английского языка по применению проектной методики для формирования универсальных учебных действий (на примере материала учебника) у школьников. При правильной организации творческой проектной деятельности в учебном процессе, ее использование позволяет достичь существенных результатов и способствует росту познавательного интереса. Ключевые слова: проектная деятельность, взаимодействие, универсальные учебные действия В современных условиях функция универсальных учебных действий (далее УУД) – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся - умение учиться. Новые образовательные технологии позволяют решать данную задачу наиболее эффективно, т.к их активное применение повышает интерес к самостоятельному приобретению знаний. активизирует деятельность учащихся, стимулирует их природную любознательность. Учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования, проектная деятельность является составной частью учебного процесса. Основу проектной методики составляет идея, направленная на результат, который можно получить при решении поставленных задач. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий. УУД формируются на всех этапах работы над проектом и их функции изменяются в процессе. 1.Начало работы над проектом. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2. Организация деятельности. Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4. Презентация результатов. Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи. В нашей школе при обучении английскому языку мы используем учебно-методические комплекты, который построены на принципах системно-деятельностного подхода и в которых метод проектов является одним из важнейших звеньев. Учащимся в учебном процессе предлагаются различные виды проектов: индивидуальные и групповые, предметные и межпредметные, ролевые, игровые и творческие. Проект всегда ориентирован не столько на получение фактических знаний, сколько на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. В течение учебного года при завершении изучения тем учащимся предлагается выполнить мини-проект: 5 класс – «Welcome to our school website», « Welcome to our town», « New Year Celebration», «Let’s act out the story» 6 класс – «The Wonders of Nature», «Endangered animals», «Our region» 7 класс – «My Perfect School», «Transport in my town» «School friends» « Famous People» 8 класс «Clean up Day», «A successful person», «The Internet and Teenagers» и т.д. Работа над проектом позволяет творчески применить приобретенные навыки, знания, умения и языковой материал в новом контексте. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются поиском разрешения проблемы, основываясь на личном опыте.
Стандартом ФГОС ООО второго поколения предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Сформированность УУД в процессе промежуточной проектной деятельности позволяют учащимся 9 и 10 классов осмысленно подойти к выполнению проекта и продемонстрировать свои навыки и достижения в самостоятельном освоении содержания определенной области знаний, в том числе и иностранного языка. Результаты проектной деятельности наших учащихся по английскому языку представлены в виде следующих работ: стендового доклада «Лингвокультурный типаж «ученик» и «pupil»», «Лексико – семантические особенности английских словесных торговых марок», художественной декламации «Роберт Бёрнс – бард Шотландии", компьютерной анимации «Песни старого хайджи», рекламного буклета « Охота за привидениями по замкам Британии», толкового словаря « Prom traditions in the USA» и мультимедийных продуктов - презентации «Хакасский свадебный обряд», «Английский свадебный обряд», компьютерных программ -тренажеров по грамматике английского языка. Используя проектную технологию, учащиеся успешно выступают не только на уроках, но и на научно-практических конференциях городского и регионального уровней. Проекты позволяют учащимся расширить кругозор и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов. Грамотно организованная проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности учащихся.
Литература: 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред.А.Г.Асмолова - М. - 2008. 2. Балашова А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. – № 5. – С. 69–73. 3.Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011. 4.Коряковцева Н.Ф. Организация самостоятельной учебной деятельности.– М.: Аркти, 2003. 5.Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий./ИЯШ.-2010-№7.-с.13-20
|
|||
|