Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание процесса управления



Содержание процесса управления

 

Процесс управления с содержательной стороны может выглядеть так (рис. 8.3.1.):

 

Содержание процесса управления носит комплексный характер со следующими составляющими:

• методологическое содержание,

• функциональное содержание,

• экономическое содержание,

• организационное содержание,

• социальное содержание

Методологическое содержание процесса управления предполагает выделение определенных этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развитиявоздействия в каждом акте его осуществления

Этап –это совокупность операций (действий), характеризующихся качественной определенностью и однородностью и отражающих необходимую последовательность их существования.

Процесс управления можно представить как последовательность следующих этапов

• постановки цели (целеполагание),

• оценки ситуации,

• определения проблемы,

• выработки управленческого решения.

Раскроем поэтапную последовательность процесса управления наглядно (рис. 8.3.2).

 

Цель–это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система. В научном определении её можно сформулировать как идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния системы. Процесс управления начинается с постановки цели воздействия. Если он является сознательно осуществляемым процессом, целенаправленным и целесообразным, он может начинаться только с уяснения, определения и постановки цели воздействия.

Ситуация– это состояние управляемой системы, оцениваемой относительно цели. Под ситуацией было бы неправильно понимать лишь отклонение от программы либо конфликтные случаи работы. Управление осуществляется независимо от того, есть отклонение или нет, конфликтна или неконфликтна обстановка. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели, следовательно, всегда существует ситуация.

Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество противоречий. Акт воздействия необходим для разрешения этих противоречий,для приближения состояния системы к цели. Но это возможно лишь в том случае, если мы найдём ведущее противоречие, разрешение которого поведёт за собой разрешение всех остальных.

Проблема – это ведущее противоречие ситуации и цели, на разрешение которого должно быть направлено воздействие. Без определения проблемы невозможно управленческое решение.

Управленческое решение – это нахождение путей разрешения проблемы и организационная работа по реализации решения в управляемой системе. Является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Функциональное содержание процесса управления. Оно проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь можно выделить следующие этапы:

• планирование;

• организация;

• мотивация;

• контроль.

Функция руководства осуществляется по этим этапам.

Экономическое содержание процесса управления. Оно обусловлено тем, что в процессе управления находит своё выражениеиспользование ресурсов производства – от оценки их наличия до превращения в продукт. Исходя из этого экономическое содержание процесса управления можно представить как этапы использования ресурсов, движения фондов, которое осуществляется трудом в управляемой системе, но определяетсядеятельностью управляющей системы. Экономическое содержание процесса управления можно выразить в следующих этапах:

• установление экономических потребностей;

• оценка наличия ресурсов;

• распределение ресурсов;

• использование ресурсов.

Организационное содержание процесса управления. Оно проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия по этапам:

• регламентирования;

• нормирования;

• инструктирования;

• ответственности.

Каждый акт воздействия предполагает, что руководитель должен чётко сформулировать задание (что надо сделать). Это регламент, который может быть различным по продолжительности действия. Далее нужно установить их допустимые отклонения. Это нормативы. Затем определяется, как лучше выполнять задание, что использовать, чем руководствоваться и пр. Это инструктирование. Каждое задание должно предполагать указание на меру ответственности за невыполнение его или неправильное выполнение.

В многоуровневой системе управления организационное содержание процесса управления проявляется также в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней данной системы управления. Порядок взаимодействия определяется характером конкретной цели, особенностями ситуации, что не позволяет построить общую схему организационного взаимодействия звеньев и ступеней системы. Она различна по каждому конкретному акту воздействия.

Социальное содержание процесса управления раскрывается ролью человека в его осуществлении. Каждый этап процесса управления предполагает непременное участие человека. При этом процесс управления требует механизации и автоматизации выполнения его операций. Наиболее приемлемыми для использования современной техники являются этапы оценки ситуации, поиска проблемы и разработки вариантов решения, т.е. те этапы, выполнение которых в значительной степени зависит от обработки информации.

Следовательно, социальное содержание процесса управления можно представить последовательностью сугубо человеческих и человеко-машинных операций. При любой степени механизации управленческого труда процесс управления начинается и заканчивается сугубо человеческой деятельностью.

 

2. Роль и место управления в обществе.

На сегодняшний день «управление», к сожалению, — самая разно чтимая, неопределенная и глобальная категория. Им называют управление машиной, государством, людьми и др. Кто кем управляет? Где начинается и где заканчивается управление? Например, сложнейшие процессы управления планетарного характера по развитию прогресса и демократизации мирового сообщества. И тут же на простейшем уровне примеры управления жизнедеятельностью каждого домохозяйства. Наиболее очевидна роль управления в обеспечении успеха фирм и компаний на рынке, в формировании и реализации экономической политики Правительства при регулировании экономикой страны. Или пример специализированного управления — налоговый менеджмент, рассматриваемый в теории управления как фактор бизнес-решений, ориентированный на налоговое планирование при эффективном корпоративном управлении.

Огромное значение имеют процессы управления не только с точки зрения общества и государства, но и с позиции самой жизни человека. Каждый из нас в ходе жизни генерирует во внешнюю сферу информацию, от ценности и полезности которой может определяться степень участия человека в управлении и развитии соответствующей сферы деятельности.

Проблемы и «тайны» управления были в центре общества во все времена. Ибо управление на практике — это власть. А власть — это блага, привилегии и деньги. Тут управление уже «граничит» с политикой, где ведется жесточайшая борьба за власть. Обществу с управлением и властью «хлопотно», но оно не может без этого обойтись. Этим объясняется высокий интерес и влечение членов общества к управлению, особенно в наше время. Тема об управлении -самая благодатная в разговорах в самых высших кругах общества. О нем говорят все и бесконечно. Все считают себя управленцами, только «дали бы должность». Даже если он не прочитал ни одной книги по теории и практике управления. Однако, как показывает мировой опыт, управление — это тяжелая и рутинная работа, это профессия, требующая как и любая другая, склонности, квалификации и опыта.

Роль управления в развитии общества трудно переоценить. Скорее, чаще недооценивается его значение в успехе государства, коллектива и отдельного человека. История знает много примеров, когда эффективная система или отдельная яркая личность буквально влияли на ход событий как в целых странах, так и в конкретных компаниях и учреждениях. Профессиональное управление в разных странах мира развито по-разному, не отработаны эффективные механизмы отбора людей, имеющих организаторские способности

3. Основные принципы управленческой деятельности.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

  1. научность (требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях);
  2. системность и комплексность (требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств);
  3. единоначалие и коллегиальность (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.);
  4. демократический централизм (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении);
  5. сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении (отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок).

 Управленческие отношения как разновидность социальных отношений.

Социальные отношения можно представить как устойчивую систему взаимодействия между субъектами, имеющую самовозобновляемый и органический характер. Сторонами социальных отношений являются социальные связи, социальное влияние, взаимодействия. В результате осуществления социальных отношений репродуцируется простое и расширенное воспроизводство структуры общества.

Социальные отношения являются переплетением организационно-технических, экономических, политических, моральных, правовых устойчивых и упорядоченных связей и взаимодействий между социальными группами. Группообразующими факторами, которые придают системность и целостность социальным отношениям как особому типу общественных отношений, являются потребности и интересы социальных групп. Таким образом, социальные отношения складываются в обществе по поводу обеспечения личных и общественных потребностей.

Социальные отношения являются объектом управления, смысл которого заключается в их оптимизации, то есть в создании более благоприятных условий для удовлетворения людьми их жизненных потребностей, формирования у них позитивных социальных качеств, служащих реализации общественных потребностей, поддержания баланса на социальной шкале "сотрудничество - конфликтность".

Управленческая деятельность формируется и осуществляется в процессах взаимодействия субъектов управления или их компонентов. Воздействию предшествуют и в результате него возникают управленческие отношения. Действие, взаимодействие и отношения складываются между управляющими и управляемыми, являясь основными составляющими управленческой деятельности.

Социология управления исследует закономерности управленческого взаимодействия не только на субъектно-объектной, но и на субъектно-субъектной основе, предполагающей взаимный учет интересов всех участников данного взаимодействия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.