Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Строительство собора



Строительство собора

 

 

Смольный монастырь, фотография 1852 года

В 1740-е годы Елизавета Петровна объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте «Смольного дома» (дворца, в котором она прожила своё детство) построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг «смоляного дома», положил основание новому монастырю, названному по соборному храму Воскресенским. Строителем был определен бригадир Яков Андреевич Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.

С 1749 года, в качестве помощника Растрелли, строительство Смольного собора курировал Христиан Кнобель. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты, началось возведение самого собора. Строительство велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег (Цега), Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст.

Собор строился очень быстро, уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, Растрелли выполнил проекты иконостасов, однако, с началом Семилетней войны с Пруссией, из-за недостаточного финансирования, строительные работы замедлились. При Елизавете Петровне соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. После смерти Елизаветы Петровны работы постепенно остановились. С 1762 года, после отъезда Растрелли в Италию, главным архитектором Смольного собора был назначен архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Модели украшений для церковных глав выполнил скульптор Франческо Ре. Модели скульптурных украшений для фасадов собора по рисункам Растрелли исполнил П. Цег (Цега). Их установка завершилась в 1768 году. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось. Трещины на сводах грозили обрушениями, высокие подвалы были затоплены водой.

В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке храма. В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту В. П. Стасова. В первую очередь выполнялись важнейшие каменные работы по исправлению здания: заделали трещины в стенах, сводах, арках, заменили поврежденные кирпичи. Очистили от воды и мусора подвалы. Исправили повреждения в кровле. Купол и главы покрыли белым цинковым железом. Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей — по желанию Николая I — лазоревой краской с золочеными звездами. В дополнение к восьми старым колоколам, которые «служили звоном» в малых церквах монастыря, были отлиты двенадцать новых. В январе 1832 года в соборе установили деревянную модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного».

«С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей — по проекту Растрелли собор строился «холодным». Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Все работы были выполнены за три года, собор был достроен в 1835 году.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.