Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»



 

Частное образовательное учреждение

высшего образования

«САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

 

 

Контрольная работа

(ответы на вопросы)

 

По учебному курсу «Аналитический процесс»

 

 

                                                                                   Выполнил: слушатель программы

                                                                          дополнительного образования  

                                                                      по «Аналитической психологии»

                                                                                 Смирнова Алена Петровна

                                       Научный руководитель:

тренинговый аналитик и

супервизор РОАП

Рудакова Татьяна Павловна

 

 

Работа зачтена “_” (______) 2015 г.

САМАРА 2015 г.

1. Анализ по Юнгу - это долгосрочные, насыщенные полемическим содержанием диалектические взаимоотношения между двумя людьми: аналитиком и пациентом. Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного у пациента, на изучение содержаний и процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое нельзя больше считать удовлетворительным, поскольку оно препятствует нормальному течению сознательной жизни.

Юнг подчеркивал, что анализ — это искусство, а не техни­ческая или научная процедура: "Практическая медицина — есть и всегда была искусством, и то же справедливо по отношению к практическому анализу". Это привело его к утверждению, что каждый случай — нечто совершенно индиви­дуальное, и не должно быть никакой программы или прописан­ного плана. "Это не означает, что он должен выбросить свои теории за борт, это означает лишь то, что в каждом данном случае он должен использовать их лишь как гипотезы для возможного объяснения".

"Одна из до сих пор не решенных проблем психоанализа связана с самой природой психоаналитического лечения. Это не инсайт; это не восстановление младенческих воспомина­ний; это не катарсис или отреагирование; это не отношение к аналитику. И все же — все это, взятое вместе в некоем син­тезе, который еще пока невозможно сформулировать экс­плицитно. Каким-то образом при успешном анализе пациент взрослеет как целостная личность"

2. Показанием к анализу можно назвать психическое состояние, которое нельзя считать удовлетворительным, некомфортное, ощущение неудовлетворенности и несчастья, кризисы. Возможны проявления расстройств невротического и психотического характера. В зависимости от интенсивности и глубины переживаний исчисляется частота и продолжительность сеансов.

К противопоказаниям можно отнести: одновременную с анализом медикаментозную терапию под наблюдением психиатра, зависимости, которые требуют медикаментозного лечения.

Часто люди без высшего образования неанализабельны.

3. Расхождение Юнга с психоанализом можно суммировать следующим образом:

1) во многом происходящем в нас он видел результат действия противоположностей и на этом основал свои представления о психической энергии. Он настаивал на аналитическом методе, который называл «синтетическим», поскольку тот в конечном счете выражался в синтезе противоположных психологических принципов.

2) хотя Юнг не сомневался, что инстинкты мотивируют психическую жизнь, тем не менее он считал, что они находятся в постоянном противоборстве с тем, что он, за неимением лучшего термина, называл «дух». Юнг определял дух как архетипическую силу, с которой человек сталкивается в форме образов. Вследствие этого юнговский анализ подразумевает работу с архетипическими образами.

3) по признанию самого Юнга, он предпочитал «смотреть на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков». Этим объясняется принятие им прогностической позиции или телеологической точки зрения в анализе.

4) отношение Юнга к религии было положительным. Из этого вовсе не следовало особого внимания к самой религии, и оно было сосредоточено на религиозных запросах и отношении к религии самости и эго. При этом скрыто подразумевалось, что весь ход анализа тесно связан с раскрытием смысла пережитого опыта.

Дополнительно отмечается приверженность Юнга к мифологии и универсальным, связанным с мифом структурам, на ведение им диалектической процедуры, в отличии от модели «анализа закрытой системы» Фрейда, и на представление о регрессии, которая выходит за рамки обслуживания эго, но может рассматриваться как состоящая на службе еще и самости.

Преобладание у Юнга символического метода, в котором человек связан с архетипическими источниками образности посредством амплификаций, и аналих явлений переноса-контрпереноса с помощью этого символического метода.

4. Юнг постоянно утверждал, что анализ — это "диалектический процесс". Под этим он понимал, что (а) здесь участвуют два человека, (б) что между ними имеет место дву­стороннее взаимодействие, и (в) что их следует рассматривать как равных участников. Предложенное Юнгом слово "равенство" вызывает затруд­нения. Лучшее слово, и к тому же более употребительное — "взаимность". Возможность идеализации этого термина с конно­тацией удобства или даже исключительности, компенсируется идеей асимметричной взаимности, которая предполагает раз­личие ролей пациента и аналитика. Другими асимметричными, но взаимными отношениями являются отношения матери и ребенка и учителя и ученика.

Такие соображения следует иметь в виду при рассмотрении утверждения Юнга о том, что психотерапия - "это столкновение, общение двух психических целых, при котором знание используется лишь как инструмент. Целью является трансформация... Никакие усилия со стороны врача не могут принудить к этому переживанию"

5. Важность прохождения собственного анализа аналитика. Юнг часто утверждал, что аналитик может работать с паци­ентом лишь до тех пор, пока не сдвинет себя психологически. Тупиковая ситуация при анализе указывает на блокировку в психике самого аналитика. Отсюда потреб­ность анализа при подготовке будущего аналитика. Мы можем суммировать то, как это используется на практике. Развитие пациента тесно связано с развитием аналитика, и ipso facto ана­литик должен быть эмоционально вовлечен в происходящее.

В определенный момент необходимо особо рассмотреть реальные отношения, которые существуют между пациентом и аналитиком, для того, чтобы поставить их рядом с внутренними или фантазийными отношениями переноса-контрпереноса. При психоанализе это называют лечебным (или рабочим) альянсом.

+ защита аналитика от затопления бессознательным пациента и негативными аффектами, повышается способность реагировать на требования в духе агапе (любви), снижает вероятность вторжения психопатологии в пространство аналитик-пациент.

6. В 1929 г. Юнг писал о 4 аспектах анализа, которые он рассматривал как «стадии» аналитического лечения. Эти 4 стадии не обязательно следуют друг за другом, но они характеризуют различные стороны аналитической работы.

Первая – катарсис, или очищение (отреагирование). Юнг говорил о нем как о современном варианте древней практики исповеди и связывал с обрядами и действиями инициации. Чтобы высказать все то, что накопилось, чтобы отвести, что называется, душу другому, человек должен прорваться сквозь личную защиту, границу и невротическую изоляцию, прокладывая таким образом путь к новой ступени духовного роста и другому состоянию.

Вторая – разъяснение. Здесь раскрываются связи с бессознательными процессами, и узнавание этих связей приводит к заметному изменению исходной установки, требуя от индивида определенного жертвоприношения, отречения от верховенства сознательной части интеллекта.

Третья – воспитание, «вытягивания» пациента навстречу новым возможностям, что само по себе близко психоаналитической идее работы с пациентом через (часто очень длительный) процесс интеграции.

Четвертая – этап трансформации, преображения. Не следует думать, что трансформация относится только к пациенту. Аналитик тоже должен изменять или трансформировать свои установки, свое отношение к происходящему, для того чтобы полноценно взаимодействовать со своим меняющимся пациентом.

7. Регрессия.Отношение Юнга к регрессии отличается от фрейдовского. Для Фрейда регрессия почти всегда была негативным явлением (или неудачной защитой). Регрессию всегда следовало преодолевать. С 1912 г. Юнг настаивал на терапевтических и совершенствующих личность аспектах краткосрочной регрессии (не отрицая вреда предположительно непродуктивной регрессии). Регрессия – период регенерации или экономии, предшествующий дальнейшему продвижению вперед. В соответствии с этим подходом анализ и психотерапия должны, видимо, поддерживать регрессию – даже на «пренатальном уровне».

Кровосмесительные фантазии можно рассматривать как частную форму регрессии, как попытку осуществить контакт с основами бытия, представленными фигурами родителей. Чтобы подорбная регрессия приобрела ценность, она должна быть пережита. Внимание, уделяемое Юнгом выделению прогрессии из регрессии, соответствуют его представлениям о смерти и возрождении.

Регрессия как адаптация к условиям внутреннего мира. «по мере того, как анализ вторгается во внутренний мир, он должен содержать регрессию со стороны пациента и, следовательно, в конечном счете, облегчать выход энергии для психологического развития.»

8. В анализ приходят люди у которых дефицит стабильных близких отношений, поэтому им необходимы стабильность и безопасность. Это достигается с помощью рамок анализа (четкие правила и границы) – снижается тревожность. Задачи для адаптации в анализе: 1. доверие и безопасность, 2. «закрытый сосуд», 3.переходное пространство, 4. интерсубъективное взаимодействие, 5. прояснение запроса и формирование мотивации.

9. «…цель состоит в том, чтобы развивать и доводить до зрелости отдельные личности... Поэтому я считаю первоочередной задачей пси­хотерапии в настоящее время целеустремленное следование ориентиру индивидуального развития ... только в отдельном человеке жизнь может воплотить свой смысл»

Если целью анализа является преобразование, и если анализ понимается как взаимная, диалектичная процедура, тогда можно заключить, что целью анализа является взаимное преобразова­ние. То, что происходит при лечении, может изменить аналити­ка, осветить его жизнь, ставит перед ним проблемы и открывает возможности, которых он прежде не знал. Юнг пошел дальше и утверждал, что если аналитик не ощущает, что анализ оказывает воздействие на него как на личность, тогда из такого анализа ничего не получится. На аналитика должно влиять то, что про­исходит:

"Анализ предполагает не только особый психологический дар, но, самое главное, серьезную озабоченность формирова­нием своего собственного характера"

10. Гордон предлагает провести различие между лечением и излечи­ванием, которые имеют место при анализе. Первое связано с развитием эго и интеграцией склонностей и архетипов. С другой стороны, излечивание — это "процесс на службе всей личности, направленный на все большую и все более полную целостность".

Этот акцент на индивидуации приводит нас к парадоксу, отмеченному Фордхамом при рассмотрении критериев для окончания анализа. (Под окончанием понимается взаимное желание пациента и аналитика в отличие от одностороннего "прерывания"). Фордхам ищет свидетельство того, что пациент может пережить, нормально функционируя, периоды, когда он не отвечает за то, что происходит.Поэтому любая фантазия о том, что анализ позволяет пациенту полностью контролировать то, что с ним происходит, отвергается, и подчеркивается относи­тельность заключительной стадии анализа.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.