|
|||
Возраст героя. Черты характера. Уровень образованности. Отношение к окружающим. Отношение героя к окружающим. Отношение автора к персонажу
14.04. Класс: 9-а и 9-б Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века. Ход урока. 1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей (записать число и тему в тетрадях). 2. Актуализация опорных знаний учащихся( ответы прислать мне сегодня) Беседа по жизни и творчеству Булгакова: - Где и когда родился писатель? - Где прошло его детство? Какое он получил образование? - Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве? -Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось? 3. Работа над темой урока. 1) Вопросы к учащимся: - Что такое гротеск? (определение http://tolkslovar.ru/g5701.html) - Какие герои в повести являются главными? - Охарактеризуйте каждого из героев( письменно в тетрадях) Примерная характеристика: - Возраст героя - Черты характера - Уровень образованности -Отношение к окружающим - Отношение героя к окружающим - Отношение автора к персонажу Например: ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке.(это не полная характеристика, только начало) Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека. В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей. Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз. Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез. Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло". Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий. 4) Вопрос к учащимся на размышление: В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»?(письменный ответ в тетрадях) 3. Подведение итогов урока (ответ прислать мне) Рефлексия: - Сегодня я могу похвалить себя за…. - Сегодня мне не удалось…, потому что…. 4. Домашнее задание: сатира в повести Булгакова (сообщение скинуть в эл.виде на почту или в комментариях)
|
|||
|