Система психолого-педагогического сопровождения
Система психолого-педагогического сопровождения
детей группы риска
Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
· выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
· помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
· предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
· психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
· профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи. Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:
1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа с взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях:
· наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
· появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
· употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
· кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
· проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
· сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
· негативный образ "Я", неадекватная самооценка;
· поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
· отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
· переживание собственной не успешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
· трудности в обучении;
· отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;
· отсутствие чувства безопасности.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.
Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:
· с детьми младшего школьного возраста - не более 30-40 минут;
· с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый.
Основной диагностический инструментарий психолога в работе с детьми группы риска
№
| Наименование методики
| Назначение
| Примечание
| Учебная деятельность
|
| Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой
| Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (начальная школа)
| Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов осуществляется психологом и учителем
|
| Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой)
| Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа)
| Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков
|
| Методика определения школьной дезадаптации
Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко
| Определение уровня дезадаптации младших школьников
| Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом
| Эмоционально-личностная сфера
|
| Детский вариант личностного опросника Айзенка
| Выявление индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и интраверсии и нейротизма
| Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики
|
| Тест школьной тревожности Филлипса
| Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста (8–14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости
| Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в форме устной инструкции
|
| Личностный опросник Р. Кеттелла (12F)
| Выявление личностных характеристик детей 8–10 и 10–12 лет
| Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося
|
| Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант)
| Оценка личностных особенностей подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности
| Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек
| Коммуникативная сфера личности и социальное развитие
|
| Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда
| Выявление уровня социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)
| Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации
|
| Методика Р. Жиля
| Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст)
| На основе вербально-визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми
| | | | | |
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел).
Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая. Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.
Особенности психологического консультирования подростков
Назначение
| Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций
| Предмет
| Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.
| Условия
использования
| Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами
| Характер
| Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации
| Цель
| Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений
| Профессиональные
(психологические)
задачи
| Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы
| Результат
| Результатом конкретной консультации могут быть:
• повышение информированности;
• понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;
• выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;
• освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения
|
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:
· развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;
· повышение учебной мотивации;
· формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
· формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
· развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них;
· профилактика употребления психоактивных веществ.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы. Противопоказания для групповой коррекционной работы:
· наличие тяжелых психических расстройств;
· выраженная двигательная расторможенность;
· проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.);
· выраженная шизоидная психопатия;
· активное нежелание подростка работать в группе.
Проведение групповой психокоррекционной работы затруднительно при негативном отношении ребенка или его родителей к данному виду взаимодействия, а также в случаях явного асоциального поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости. Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. В этих случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекции, а затем принимается решение о переходе в группу. Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии. На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлексии, у них развивается позитивное самоотношение. Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №3, 2013 г.
Номер журнала: №3 (март)
Автор: Т.А. Крылова, канд. психол. наук, доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования"
|