Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система психолого-педагогического сопровождения



Система психолого-педагогического сопровождения

 детей группы риска

 

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
      Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:

· выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

· помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

· психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

· профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
      Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.
       Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:

1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа с взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях:

· наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

· появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

· употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;

· кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.

К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:

· проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;

· сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

· негативный образ "Я", неадекватная самооценка;

· поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

· отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

· переживание собственной не успешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

· трудности в обучении;

· отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;

· отсутствие чувства безопасности.

 

Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска


        Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.

Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:

· с детьми младшего школьного возраста - не более 30-40 минут;

· с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый.

Основной диагностический инструментарий психолога в работе с детьми группы риска

 

Наименование методики

Назначение

Примечание

Учебная деятельность

Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (начальная школа)

Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов осуществляется психологом и учителем
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой)  

Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа)

Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков
Методика определения школьной дезадаптации Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко

Определение уровня дезадаптации младших школьников

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом

Эмоционально-личностная сфера

Детский вариант личностного опросника Айзенка Выявление индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и интраверсии и нейротизма

Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста (8–14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости

Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в форме устной инструкции

Личностный опросник Р. Кеттелла (12F) Выявление личностных характеристик детей 8–10 и 10–12 лет

Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося

Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант) Оценка личностных особенностей подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности

Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек

Коммуникативная сфера личности и социальное развитие

Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда

Выявление уровня социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)

Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации
Методика Р. Жиля

Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст)

На основе вербально-визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми
         

         

По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел).

 

Психологическое консультирование детей группы риска


       Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.
      Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог.  Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.

          

Особенности психологического консультирования подростков

Назначение Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций
Предмет Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.
Условия использования Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами
Характер Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации
Цель Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений
Профессиональные (психологические) задачи Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы
Результат Результатом конкретной консультации могут быть:  • повышение информированности;  • понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;  • выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;  • освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения

 

       По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска


       Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:

· развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;

· повышение учебной мотивации;

· формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

· формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;

· развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них;

· профилактика употребления психоактивных веществ.

      Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.
      Противопоказания для групповой коррекционной работы:

· наличие тяжелых психических расстройств;

· выраженная двигательная расторможенность;

· проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.);

· выраженная шизоидная психопатия;

· активное нежелание подростка работать в группе.

      Проведение групповой психокоррекционной работы затруднительно при негативном отношении ребенка или его родителей к данному виду взаимодействия, а также в случаях явного асоциального поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости.
       Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др.  В этих случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекции, а затем принимается решение о переходе в группу.
       Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии.
       На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлексии, у них развивается позитивное самоотношение.
      Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.

 

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №3, 2013 г.

Номер журнала: №3 (март)

Автор: Т.А. Крылова, канд. психол. наук, доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования"



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.