|
|||
Тактика проведения углубленного психологического обследованияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1. Тактика проведения углубленного психологического обследования Вне зависимости от возраста и особенностей ребенка, прежде чем приступить непосредственно к его обследованию, психолог должен ознакомиться с имеющимися заключениями специалистов на ребенка (педагогическим, логопедическим, медицинским). В тех случаях, когда психолог по тем или иным причинам не в состоянии провести такое обследование всех детей данного учреждения, имеет смысл ориентироваться на следующие показания: • запрос педагогов или воспитателей, в том числе воспитателей ГПД; • запрос родителей относительно особенностей не только обучения, но и поведения ребенка; • анализ результатов наблюдения психологом, выявляющих наиболее проблемных по различным критериям детей. Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются: • присутствие (или письменное согласие) родителей на проведение обследования; • помещение, оборудованное для индивидуальной работы; • ознакомление ребенка с помещением, где проводится обследование; • установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследования; • адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка; • относительность оценочных характеристик в процессе самой работы. Особенности проведения обследования детей разного возраста: Следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностики, определенным категориям детей (а таких детей, как уже отмечалось, немало в коррекционных учреждениях, даже в среднем звене школы) нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны специалиста. В возрасте 7 лет (и старше) нормативно развивающиеся дети, как правило, принимают ситуацию экспертизы и при правильном проведении обследования не нуждаются в каких-либо дополнительных приемах работы. Как уже говорилось, дети, которых направляют в систему специального образования, часто нуждаются в использовании при обследовании дополнительных организационных приемов. Ребенку, начиная с 8—9-летнего возраста, можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания хотел бы он начать работу, будет ли он доделывать задание до конца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей Такая демонстрация доверия со стороны специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать те необходимые доверительные отношения, без которых результаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аф-фективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными. Помимо этого, такой доверительный стиль отношений, лишенный неискренности, позволяет преодолеть, а часто и предупредить нарастающий негативизм «препубертата».
|
|||
|