|
|||
Год памяти и славы: коммеморативные практики в деятельности учреждений образования и молодежной политикиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Год памяти и славы: коммеморативные практики в деятельности учреждений образования и молодежной политики Информационный сборник Екатеринбург Год памяти и славы: Информационный сборник Екатеринбург Составители: Н. А. Ершленко, В. А. Кутырёв, И. С. Огоновская, Е. В, Скуратова. Год памяти и славы: коммеморативные практики в деятельности учреждений образования и молодежной политики. Информационный сборник к совещанию- семинару. - Екатеринбург, 2019. - 44 с. Информационный сборник адресован руководителям и педагогам образовательных организаций, руководителям и специалистам учреждений молодежной политики, общественным организациям и всем заинтересованным лицам, осуществляющим деятельность в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Материалы сборника включают информацию о нормативно-правовых, концептуальных и программных документах федерального и регионального уровней, актуализирующих проблему патриотического воспитания, дают ориентиры в организации и проведении мероприятий, посвященных 75-летию Победы. В сборник вошли также сведения об основных направлениях деятельности ряда общественных организаций, работающих в сфере образования и молодежной политики Свердловской области. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина №327 от 8 июля 2019 года 2020 год объявлен Годом памяти и славы, который проводится с целью сохранения исторической памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Основными задачами проведения Года памяти и славы в Российской Федерации являются: • развитие организационной системы и формирование ресурсной базы для обеспечения патриотического воспитания на основе ключевых событий истории страны и выдающихся личных примеров ее граждан; • распространение лучших практик патриотического воспитания, направленных на противодействие фальсификации истории и признание ведущей роли советского народа в Великой Победе; • содействие укреплению и развитию общенационального сознания, а также воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны и ее народа; • расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан. Долгосрочным результатом проведения в Российской Федерации Года памяти и славы должно стать основанное на исторических знаниях и подкрепленное неоспоримыми историческими фактами закрепление в сознании граждан образа российского (советского - в годы войны) народа-победителя и спасителя мира от нацизма[1]. Актуальные документы Федеральный закон М 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (принят Государственной думой РФ 10 февраля 1995 г., утвержден Указом Президента РФ 13 марта 1995 г.), В законе определены 17 памятных дат, связанных с военными победами, в которых проявились героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия, а также 10 памятных дат, увековеченных в народной памяти (см. Приложение). В отдельных статьях закона определены формы увековечения памяти воинов России (мемориальные музеи, памятники, обелиски, увековечение имён героев в названиях населённых пунктов, улиц, воинских частей, кораблей и судов, публикации в СМИ и др.), формы организации дней воинской славы, порядок проведения воинских ритуалов и дней воинской славы. В 2010-2014 гг. в статью 1.1. ФЗ-32 внесены дополнительные памятные даты: 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; 27 апреля - День российского парламентаризма; 1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг., 3 декабря - День Неизвестного Солдата. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 а № 2403-р). В качестве ключевой задачи в документе обозначено воспитание патриотично настроенной молодежи е независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. Одним из приоритетов государственной молодежной политики названо формиро- ванне системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношении. В документе отмечено, что проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Решение данной проблемы - системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями; создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам. Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. Ко 808). В документе отмечается, что государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны и что государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности страны. Целями государственной культурной политики провозглашены: закрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам. В документе сформулированы задачи относительно культурной политики в области культурного наследия народов России, просвещения, гуманитарных наук, русского языка и отечественной литературы, языков народов Российской Федерации и т.д. В области воспитания определены следующие задачи: • возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи; • утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи; • налаживание диалога между поколениями в масштабах общества; • предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей; • подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи; • восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан; • повышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета; • вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года {утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года № 99б-р). Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно- государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В качестве актуальных задач в Стратегии провозглашены: создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и др. Приоритетами государственной политики в области воспитания обозначены: • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; * формирование у детей высокого уровня духовнонравственного развития, чувства причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России; * поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; * поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; * формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; * обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; * формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; * развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержант и условий воспитания подрастающего поколения России. В качестве основных направлений развития воспитания выделены: 1) развитие социальных институтов воспитания (поддержка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; поддержка общественных объединений в сфере воспитания; 2) обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных тради- грШ (гражданское воспитание; патриотическое воспитание; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. М> 1493). Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания провозглашено создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к: великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. В документе определен ряд задач в области патриотического воспитания, в том числе: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений; формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику; создание условий для поддержки игровых и медиапрограмм, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет для работы с молодежной аудиторией. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ 29 февраля 2016 г. № 32б-р). К наиболее опасным для будущего страны возможным проявлениям гуманитарного кризиса в документе отнесены: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других. В качестве угроз национальной безопасности в области культуры названы размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа РФ путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в РФ и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры. В документе актуализирована проблема угрозы проявления и пропаганды расовой, национальной и религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации и социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществления экстремистской деятельности под видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в том числе со стороны иностранных организаций. Пути решения названных проблемы, обозначенные в Стратегии: повышение культурного уровня и информационной грамотности россиян, широкое вовлечение общественных институтов в реализацию культурной политики, укрепление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан России и т.д. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина Лй 327 от 8 июля 2019 г. «О проведении Года памяти и славы». Организация и проведение в Российской Федерации Года памяти и славы возложена на Российский организационный комитет «Победа», координация деятельности Российского организационного комитета «Победа» по организации и проведению в Российской Федерации Года памяти и славы - на Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручены разработка и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года памяти и славы, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года памяти и славы, План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы в 2020 году утвержден Председателем Правительства РФ 18 октября 2019 года. Указ Губернатора Свердловской области «О ежегодном поведении в Свердловской области месячника защитников Отечества» (подписан 11 марта 1997 г. №> 77). В документе указано, что проводимый 1-28 февраля 1997 г. месячник защитников Отечества имел большое значение и явился хорошей основой для развертывания повседневной работы по воспитанию уважения к ратному труду, ветеранам войн и службы, возрождению лучших российских традиций. В целях использования опыта, приобретенного в ходе месячника, объединения и наращивания усилий органов государственной власти, местного самоуправления, военных ведомств, общественных организаций в совместной и постоянной работе по повышению авторитета Вооруженных Сил, Губернатор принял решение о проведении на территории Свердловской области ежегодного месячника защитников Отечества, а также о проведении постоянной работы по воспитанию уважения к защитникам Отечества на основе дней воинской славы России и других памятных событий военной истории Отечества. Указ Губернатора Свердловской области «Об установлении знаменательной даты Свердловской области - Дня народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны» (подписан 27 июля 2012 г. № 57 О-УГ), Знаменательная дата установлена в целях сохранения памяти о вкладе жителей Свердловской области в , Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и в знак благодарности потомков победителям фашизма. На основании данного указа 11 марта объявлено знаменательной датой - Днем народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 919ИП), Среди множества целей в программе обозначены: развитие системы патриотического воспитания граждан Свердловской области, формирование у граждан патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и укрепление толерантности, поддержка казачества на территории Свердловской области; обеспечение областных мероприятий, направленных на социальную и государственную поддержку талантливых детей; развитие системы дополнительного образования детей, модернизация содержания и форм патриотического воспитания и вовлечение широких масс граждан в мероприятия историко- патриотической, героико-патриотической, военно-патрио тической направленности; формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и др. В программе выделена подпрограмма 4 «Патриотическое воспитание граждан и формирование основ безопасности жизнедеятельности обучающихся в Свердловской области», которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания граждан и определяет содержание и основные пули развития системы патриотического воспитания, профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, поддержки казачества на территории Свердловской области. Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 11 июня 2014 г. № 486 ПП). В документе даны определения понятий «патриотизм» (на личностном уровне ~ это устойчивая характеристика человека, выраженная в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой родине, проявляющаяся в поступках и деятельности; на социальном уровне - это форма общественного сознания, позволяющая хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению); «патриотическое воспитание» (систематическая и целенаправленная деятельность семьи, общества, органов власти, учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины); «система патриотического воспитания» (совокупность субъектов и объектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс целенаправленно организуемых мероприятий по формированию патриотических чувств и патриотического сознания граждан Российской Федерации). В качестве субъектов патриотического воспитания в Стратегии названы: органы государственной власти; органы местного самоуправления; трудовые и воинские коллективы; образовательные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с молодежью и иные; социально ориентированные некоммерческие организации; национальные и религиозные организации; средства массовой информации; семья; граждане Российской Федерации. Целями патриотического воспитания в данном документе обозначены; консолидация усилий субъектов патриотического воспитания в формировании нового образа патриотизма граждан, сочетающего традиционные ценности принадлежности к культурно-историческим корням своего народа, своей семьи, готовности к военному и трудовому служению со стремлением развивать себя и свою малую родину, принятием позитивных ценностей общемирового развития, нацеленностью на продвижение своей малой родины на высокие общероссийские и мировые позиции; организационно-методическое обеспечение нового этапа развития системы патриотического воспитания через определение приоритетных и первоочередных мероприятий в связи с глобальными политическими, экономическими инициативами Свердловской области. В соответствии с целями сформулированы основные задачи патриотического воспитания в Свердловской области: 1) формирование нового патриотического имиджа жителя области, опирающегося на сохранение и развитие исторических традиций патриотизма с прогрессивными направлениями формирования патриотических ценностей во взаимодействии с мировой культурой; 2) создание условий для участия молодежи в общественной, политической и культурной жизни, в деятельности общественных объединений; поддержка, молодежных инициатив, способствующих реализации приоритетных направлений социально-экономического развития области; 3) развитие воен- но-патриотического направления воспитания граждан на основе интеграции долга военного служения, традиционных духовнонравственных ценностей, традиций казачества; 4) развитие историко-патриотического направления воспитания граждан на основе актуализации ценности культурно-краеведческих знаний, формирования умения их передачи и обмена в межкультурном взаимодействии и диалоге; 5) формирование и развитие экономико-патриотического направления воспитания граждан на основе расширения системы профессионального образования, изучения новых экономических ценностей сохранения и развития своей малой родины, ее продвижения в мировом экономическом сообществе; 6) развитие гражданских направлений патриотического воспитания на основе создания условий для укрепления гражданского самосознания, осознания своей субъективной роли в построении гражданского общества, в продвижении уникальных ценностей своей малой родины; 7) развитие инфраструктуры государственных, муниципальных и общественно-государственных учреждений для организации патриотического воспитания молодежи, реализации инновационных программ патриотического воспитания. В качестве основных направлений патриотического воспитания выделены: историко-патриотическое, гражданско- патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое, экономико-патриотическое воспитание. Комплексная программа Свердловской области «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014—2020 годы» (утверждена постановлением правительства Свердловской области от 3 декабря 2014 г. № 1082-ПП). Целью комплексной программы провозглашено развитие системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области, воспитание у жителей Свердловской области патриотизма и гражданственности, соответствующих современным условиям. Среди поставленных задач присутствуют: создание условий для участия молодежи в общественной, политической и культурной жизни, в деятельности общественных объединений; развитие историко-патриотического направления воспитания граждан на основе актуализации ценности культурно-краеведческих знаний, формирование умения передачи культурно-краеведческих знаний и обмена в межкультурном взаимодействии и диалоге; развитие гражданских направлений патриотического воспитания на основе создания условий для укрепления гражданского самосознания, осознания своей субъективной роли в построении гражданского общества, в продвижении уникальных ценностей своей малой родины и др. В качестве одного из целевых показателей реализации программы обозначена доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, принявших участие в мероприятиях, направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма, укрепление толерантности на территории Свердловской области, от общего количества членов национально-культурных общественных объединений в Свердловской области (11%). Закон Свердловской области «О Стратегии социально- экономического развития Свердловской области на 2016- 2030 годы» (принят Законодательным собранием Свердловской области 15 декабря 2015 г. № 151-03). Целями социально- экономической политики Свердловской области на 2016— 2030 гг. являются повышение качества жизни населения, представляющего Свердловскую область как привлекательную для жизни и развития человека территорию, и повышение конкурентоспособности Свердловской области в глобальной экономике. В числе ожидаемых результатов реализации Стратегии присутствуют и такие показатели, как: рост посещаемости населением организации культуры и искусства и увеличение численности участников проводимых культурно-досуговых мероприятий с 2500 посещений (на 1000 человек населения) в 2014 году до 2810 посещений (на 1000 человек населения) в 2030 году; увеличение доли жителей Свердловской области, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения с 28,7% в 2014 году до 45,8% в 2030 году; увеличение численности учащихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, с 17 500 человек в 2014 году до 36 500 человек в 2020 году; увеличение доли молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, регулярно участвующих в деятельности общественных объединений, различных формах общественного самоуправления, от общего числа молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет с 26% в 2014 году до 39% в 2030 году; и др. Концепция реализации государственной национальной политики Российской Федерации па территории Свердловской области до 2025 года (утверждена распоряжением Губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева 11 января 2016 г. № 269-РГ). В документе отмечено, что Средний Урал является одним из самых многонациональных регионов страны (здесь проживают представители 160 национальностей 20 мировых конфессий), именно поэтому вопросам укрепления межнационального мира и согласия, гармонизации взаимоотношений между народами и этносами уделяется особое внимание. Направления деятельности региональных властей, общественных организаций, органов управления образованием, образовательных организаций сформулированы в Концепции в соответ- стбйи с федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718. Закон «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» (принят Законодательным собранием Свердловской области 9 февраля 2016 г. М 11-0). Целью патриотического воспитания граждан провозглашено обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу России, укрепления чувства сопричастности граждан к ее истории и культуре, готовности граждан к защите Родины, повышения уровня консолидации общества для устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения преемственности поколений россиян. В документе выделены основные направления деятельности в сфере патриотического воспитания граждан, в том числе освещение событий, мероприятии патриотической направленности в СМИ; активизация интереса к изучению истории России, Свердловской области; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и Свердловской области, повышение интереса граждан к краеведению; совершенствование системы подготовки специалистов и повышения квалификации в сфере патриотического воспитания граждан и т.д. Стратегия развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г № 900-ПП)Х\гль Стратегии - создать в Свердловской области инновационную систему воспитания и социализации детей, основанную на достижениях современной науки, отвечающую требованиям общества, государства, региона, основанную на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения, обеспечивающую развитие и саморазвитие личности в динамично меняющемся мире. Задачи Стратегии; • выявление ключевых приоритетов регионального образования и воспитания, связанных с формированием личности ребенка, будущего гражданина и достойного члена общества, активно участвующего в развитии «малой Родины»; • разработка соответствующих требованиям современного социально-политического, социально-экономического, социокультурного развития страны, региона основных направлений и механизмов развития институтов воспитания в Свердловской области; • создание необходимых условий в каждом территориальном образовании для реализации целей и задач совершенствования воспитания и социализации детей, исходя из требований современного динамично меняющегося мира; • определение ресурсной базы и потенциала Свердловской области для создания воспитательного пространства, обеспечивающего приобщение подрастающего поколения к ценностям культуры сотрудничества, заботы о людях, улучшении экологических, социально-экономических, социокультурных условий развития «малой родине»; • создание системы межведомственного взаимодействия для повышения эффективности и совершенствования воспитательной работы в Свердловской области; • обеспечение доступности качественных образовательных услуг в сфере дополнительного образования Свердловской области; создание условий по формированию у детей патриотического сознания, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и профилактики экстремизма; развитие инфраструктуры государственных и муниципальных организаций для организации патриотического воспитания граждан в Свердловской области; обеспечение областных мероприятий, направленных на социальную и государственную поддержку талантливых детей, педагогических работников, образовательных организаций; пропаганда культурного многообразия, этнокультурных ценностей и толерантных отношений в средствах массовой информации в Свердловской области; создание в образовательных организациях условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы педагогического просвещения родителей;, других субъектов, занимающихся воспитанием детей разного возраста, по проблемам организации эффективного духовно-нравственного, трудового, эстетического, патриотического воспитания детей, социализирующихся в противоречиво меняющемся, имеющем разные по содержанию ценности, мире; развитие кадрового потенциала для эффективной системы воспитания в Свердловской области. В качестве стратегических направлений региональной системы образования в области воспитания обозначены; приобщение детей к культурному наследию «малой» и «большой» Родины; гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности; духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры; физическое развитие и формирование культуры здоровья; трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; эстетическое воспитание на основе приобщения к классической и современной художественной культуре; организации родительского всеобуча и педагогическое сопровождение семейного воспитания; расширение информационных ресурсов субъектов и организаций, занимающихся реализацией научно обоснованных программ воспитания подрастающего поколения. К 75-летию Великой Победы В соответствии с Планом основных мероприятий но проведению в Российской Федерации Года памяти и славы, утвержденном Председателем Правительства РФ 18 октября 2019 г[2], ключевыми мероприятиями Года памяти и славы являются: • всероссийские акции «Снежный десант», «Культурный минимум», «Лес Победы», «Голос весны», «Свеча Памяти», «День Неизвестного солдата», «Блокадный хлеб»; • всенародный исторический проект «Лица Победы»; • всероссийская акция «Диктант Победы»; • всероссийские проекты «Знаменосцы Победы», «Поэты в погонах», «Соль земли», «Наши Победы», «Правнуки победителей», «Памятные даты Великой Победы»; • всероссийский урок Победы 1 сентября 2020 г.; • лекции, семинары, круглые столы и мастер-классы по вопросам предотвращения фальсификации истории и искажения событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; • всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия»; • международный конкурс «Уроки Победы» по разработке новых методик и практик патриотического воспитания; • просветительские лекции в социальных сетях, посвященные Великой Отечественной войне; • тематические уроки, посвященные Великой Отечествен
|
|||
|