Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Год памяти и славы: коммеморативные практики в деятельности учреждений образования и молодежной политики



Год памяти и славы: коммеморативные практики в деятельности учреждений образования и молодежной политики

Информационный сборник
к совещанию-семинару

Екатеринбург

Год памяти и славы:
коммеморативные практики
в деятельности учреждений образования
и молодежной политики

Информационный сборник
к совещанию-семинару

Екатеринбург


Составители:

Н. А. Ершленко, В. А. Кутырёв, И. С. Огоновская, Е. В, Скуратова.

Год памяти и славы: коммеморативные практики в деятельности учреждений образования и молодежной по­литики. Информационный сборник к совещанию- семинару. - Екатеринбург, 2019. - 44 с.

Информационный сборник адресован руководителям и педаго­гам образовательных организаций, руководителям и специалистам учреждений молодежной политики, общественным организациям и всем заинтересованным лицам, осуществляющим деятельность в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Материалы сборника включают информацию о нормативно-правовых, концеп­туальных и программных документах федерального и регионально­го уровней, актуализирующих проблему патриотического воспита­ния, дают ориентиры в организации и проведении мероприятий, посвященных 75-летию Победы. В сборник вошли также сведения об основных направлениях деятельности ряда общественных орга­низаций, работающих в сфере образования и молодежной политики Свердловской области.


Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина №327 от 8 июля 2019 года 2020 год объявлен Годом памяти и славы, который проводится с целью сохранения исторической памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Основными задачами проведения Года памяти и славы в Российской Федерации являются:

• развитие организационной системы и формирование ресурсной базы для обеспечения патриотического воспитания на основе ключевых событий истории страны и выдающихся лич­ных примеров ее граждан;

• распространение лучших практик патриотического воспитания, направленных на противодействие фальсификации истории и признание ведущей роли советского народа в Вели­кой Победе;

• содействие укреплению и развитию общенационально­го сознания, а также воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны и ее народа;

• расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан.

Долгосрочным результатом проведения в Российской Фе­дерации Года памяти и славы должно стать основанное на исто­рических знаниях и подкрепленное неоспоримыми историче­скими фактами закрепление в сознании граждан образа россий­ского (советского - в годы войны) народа-победителя и спаси­теля мира от нацизма[1].

Актуальные документы
федерального и регионального уровней

Федеральный закон М 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (принят Государственной думой РФ 10 февраля 1995 г., утвержден Указом Президента РФ 13 мар­та 1995 г.), В законе определены 17 памятных дат, связанных с военными победами, в которых проявились героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия, а также 10 па­мятных дат, увековеченных в народной памяти (см. Приложе­ние). В отдельных статьях закона определены формы увековече­ния памяти воинов России (мемориальные музеи, памятники, обелиски, увековечение имён героев в названиях населённых пунктов, улиц, воинских частей, кораблей и судов, публикации в СМИ и др.), формы организации дней воинской славы, порядок проведения воинских ритуалов и дней воинской славы. В 2010-2014 гг. в статью 1.1. ФЗ-32 внесены дополнительные памятные даты: 15 февраля - День памяти о россиянах, испол­нявших служебный долг за пределами Отечества; 26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; 27 апре­ля - День российского парламентаризма; 1 августа - День памя­ти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг., 3 декабря - День Неизвестного Солдата.

Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правитель­ства РФ от 29 ноября 2014 а № 2403-р). В качестве ключевой задачи в документе обозначено воспитание патриотично настро­енной молодежи е независимым мышлением, обладающей сози­дательным мировоззрением, профессиональными знаниями, де­монстрирующей высокую культуру, в том числе культуру меж­национального общения, ответственность и способность прини­мать самостоятельные решения, нацеленные на повышение бла­госостояния страны, народа и своей семьи. Одним из приорите­тов государственной молодежной политики названо формиро- ванне системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реа­лизующей свои конституционные права и обязанности, облада­ющей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношении.

В документе отмечено, что проблемным фактором являет­ся деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, нацио­нальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Решение данной проблемы - системная поддержка программ и проектов, направленных на формирова­ние активной гражданской позиции молодых граждан, нацио­нально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с моло­дежными субкультурами и неформальными движениями; созда­ние условий для повышения культуры информационной без­опасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам.

Основы государственной культурной политики

(утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. Ко 808).

В документе отмечается, что государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гу­манитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытно­сти страны и что государственная культурная политика призна­ется неотъемлемой частью стратегии национальной безопасно­сти страны. Целями государственной культурной политики про­возглашены: закрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обы­чаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценно­стям и благам.

В документе сформулированы задачи относительно куль­турной политики в области культурного наследия народов Рос­сии, просвещения, гуманитарных наук, русского языка и отече­ственной литературы, языков народов Российской Федерации и т.д. В области воспитания определены следующие задачи:

• возрождение традиций семейного воспитания, преодо­ление разрыва между поколениями внутри семьи;

• утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи;

• налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;

• предоставление родителям возможности получения до­ступной педагогической и психологической помощи по вопро­сам воспитания детей;

• подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи;

• восстановление и развитие системы воспитания и са­мовоспитания взрослых граждан;

• повышение общественного статуса учителя: утвержде­ние в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нрав­ственного и интеллектуального авторитета;

• вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрас­тов общественных организаций, научного и культурного сооб­ществ, организаций культуры.

Стратегия развития воспитания в Российской Феде­рации на период до 2025 года {утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года № 99б-р). Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализа­ции детей, основных направлений и механизмов развития ин­ститутов воспитания, формирования общественно- государственной системы воспитания детей в Российской Феде­рации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Вос­питание детей рассматривается как стратегический общенацио­нальный приоритет, требующий консолидации усилий различ­ных институтов гражданского общества и ведомств на феде­ральном, региональном и муниципальном уровнях.

В качестве актуальных задач в Стратегии провозглашены: создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содей­ствие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; повышение эф­фективности воспитательной деятельности в системе образова­ния, физической культуры и спорта, культуры и уровня психо­лого-педагогической поддержки социализации детей;

формирование социокультурной инфраструктуры, содей­ствующей успешной социализации детей и интегрирующей вос­питательные возможности образовательных, культурных, спор­тивных, научных, экскурсионно-туристических и других орга­низаций;

повышение эффективности комплексной поддержки уяз­вимых категорий детей (с ограниченными возможностями здо­ровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в со­циально опасном положении, сирот), способствующей их соци­альной реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение условий для повышения социальной, коммуника­тивной и педагогической компетентности родителей и др.

Приоритетами государственной политики в области вос­питания обозначены:

• создание условий для воспитания здоровой, счастли­вой, свободной, ориентированной на труд личности;

* формирование у детей высокого уровня духовно­нравственного развития, чувства причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России;

* поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

* поддержка общественных институтов, которые явля­ются носителями духовных ценностей;

* формирование уважения к русскому языку как госу­дарственному языку Российской Федерации, являющемуся ос­новой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

* обеспечение защиты прав и соблюдение законных ин­тересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ре­сурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

* формирование внутренней позиции личности по отно­шению к окружающей социальной действительности;

* развитие на основе признания определяющей роли се­мьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных органи­заций, учреждений культуры и спорта, средств массовой ин­формации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования со­держант и условий воспитания подрастающего поколения Рос­сии.

В качестве основных направлений развития воспитания выделены:

1) развитие социальных институтов воспитания (под­держка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей ин­формационных ресурсов; поддержка общественных объедине­ний в сфере воспитания;

2) обновление воспитательного процесса с учетом совре­менных достижений науки и на основе отечественных тради- грШ (гражданское воспитание; патриотическое воспитание; ду­ховное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей, физиче­ское воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологиче­ское воспитание.

Государственная программа «Патриотическое воспи­тание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

(утверждена постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 30 декабря 2015 г. М> 1493). Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания провозглашено создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чув­ства сопричастности граждан к: великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, вос­питания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеюще­го активную жизненную позицию.

В документе определен ряд задач в области патриотиче­ского воспитания, в том числе:

содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конститу­ции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, создание условий для повышения активности ветеран­ских организаций в работе с молодежью, использование их опы­та, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений;

формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к про­цессам, происходящим в стране, истории и культуре России пу­тем вовлечения их в волонтерскую практику; создание условий для поддержки игровых и медиапрограмм, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет для ра­боты с молодежной аудиторией.

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Прави­тельства РФ 29 февраля 2016 г. № 32б-р). К наиболее опасным для будущего страны возможным проявлениям гуманитарного кризиса в документе отнесены: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформа­ция исторической памяти, негативная оценка значительных пе­риодов отечественной истории, распространение ложного пред­ставления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

В качестве угроз национальной безопасности в области культуры названы размывание традиционных российских ду­ховно-нравственных ценностей и ослабление единства многона­ционального народа РФ путем внешней культурной и информа­ционной экспансии (включая распространение низкокачествен­ной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволен­ности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетер­пимости, а также снижение роли русского языка в мире, каче­ства его преподавания в РФ и за рубежом, попытки фальсифи­кации российской и мировой истории, противоправные посяга­тельства на объекты культуры.

В документе актуализирована проблема угрозы проявле­ния и пропаганды расовой, национальной и религиозной нетер­пимости, в том числе в средствах массовой информации и соци­альных сетях информационно-телекоммуникационной сети Ин­тернет, осуществления экстремистской деятельности под видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в том числе со стороны иностранных организаций.

Пути решения названных проблемы, обозначенные в Стратегии: повышение культурного уровня и информационной грамотности россиян, широкое вовлечение общественных ин­ститутов в реализацию культурной политики, укрепление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан России и т.д.

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина Лй 327 от 8 июля 2019 г. «О проведении Года памяти и сла­вы». Организация и проведение в Российской Федерации Года памяти и славы возложена на Российский организационный ко­митет «Победа», координация деятельности Российского орга­низационного комитета «Победа» по организации и проведению в Российской Федерации Года памяти и славы - на Руководите­ля Администрации Президента Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации поручены разра­ботка и утверждение плана основных мероприятий по проведе­нию Года памяти и славы, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года памяти и славы,

План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы в 2020 году утвержден Предсе­дателем Правительства РФ 18 октября 2019 года.

Указ Губернатора Свердловской области «О ежегодном поведении в Свердловской области месячника защитников Отечества» (подписан 11 марта 1997 г. №> 77). В документе указано, что проводимый 1-28 февраля 1997 г. месячник защит­ников Отечества имел большое значение и явился хорошей ос­новой для развертывания повседневной работы по воспитанию уважения к ратному труду, ветеранам войн и службы, возрож­дению лучших российских традиций. В целях использования опыта, приобретенного в ходе месячника, объединения и нара­щивания усилий органов государственной власти, местного са­моуправления, военных ведомств, общественных организаций в совместной и постоянной работе по повышению авторитета Во­оруженных Сил, Губернатор принял решение о проведении на территории Свердловской области ежегодного месячника за­щитников Отечества, а также о проведении постоянной работы по воспитанию уважения к защитникам Отечества на основе дней воинской славы России и других памятных событий воен­ной истории Отечества.

Указ Губернатора Свердловской области «Об установ­лении знаменательной даты Свердловской области - Дня


народного подвига по формированию Уральского добровольче­ского танкового корпуса в годы Великой Отечественной вой­ны» (подписан 27 июля 2012 г. № 57 О-УГ), Знаменательная дата установлена в целях сохранения памяти о вкладе жителей Свердловской области в , Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и в знак благодарности потомков побе­дителям фашизма. На основании данного указа 11 марта объяв­лено знаменательной датой - Днем народного подвига по фор­мированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны.

Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 919ИП), Среди множества целей в программе обозначены: развитие системы патриотического воспитания граждан Свердловской области, формирование у граждан патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязан­ностей, гармонизация межнациональных и межконфессиональ­ных отношений, профилактика экстремизма и укрепление толе­рантности, поддержка казачества на территории Свердловской области; обеспечение областных мероприятий, направленных на социальную и государственную поддержку талантливых детей; развитие системы дополнительного образования детей, модер­низация содержания и форм патриотического воспитания и во­влечение широких масс граждан в мероприятия историко- патриотической,    героико-патриотической,      военно-патрио­

тической направленности; формирование у детей навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах и др.

В программе выделена подпрограмма 4 «Патриотическое воспитание граждан и формирование основ безопасности жиз­недеятельности обучающихся в Свердловской области», которая направлена на дальнейшее формирование патриотического со­знания граждан и определяет содержание и основные пули раз­вития системы патриотического воспитания, профилактики экс­тремизма и гармонизации межнациональных отношений, под­держки казачества на территории Свердловской области.


Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года (утверждена постановле­нием Правительства Свердловской области от 11 июня 2014 г. № 486 ПП). В документе даны определения понятий «патрио­тизм» (на личностном уровне ~ это устойчивая характеристика человека, выраженная в его мировоззрении, нравственных идеа­лах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой родине, проявляющаяся в поступках и деятельности; на соци­альном уровне - это форма общественного сознания, позволяю­щая хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению); «патриотическое воспитание» (систематическая и целенаправленная деятель­ность семьи, общества, органов власти, учреждений, организа­ций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины); «система патриотического воспитания» (совокупность субъектов и объектов патриотического воспита­ния, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспи­тательной, образовательной и массовой просветительской дея­тельности, а также комплекс целенаправленно организуемых мероприятий по формированию патриотических чувств и патри­отического сознания граждан Российской Федерации).

В качестве субъектов патриотического воспитания в Стра­тегии названы: органы государственной власти; органы местно­го самоуправления; трудовые и воинские коллективы; образова­тельные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с молодежью и иные; социально ориентированные некоммерче­ские организации; национальные и религиозные организации; средства массовой информации; семья; граждане Российской Федерации.

Целями патриотического воспитания в данном документе обозначены; консолидация усилий субъектов патриотического воспитания в формировании нового образа патриотизма граж­дан, сочетающего традиционные ценности принадлежности к культурно-историческим корням своего народа, своей семьи, готовности к военному и трудовому служению со стремлением развивать себя и свою малую родину, принятием позитивных ценностей общемирового развития, нацеленностью на продви­жение своей малой родины на высокие общероссийские и миро­вые позиции; организационно-методическое обеспечение нового этапа развития системы патриотического воспитания через определение приоритетных и первоочередных мероприятий в связи с глобальными политическими, экономическими инициа­тивами Свердловской области.

В соответствии с целями сформулированы основные зада­чи патриотического воспитания в Свердловской области: 1) формирование нового патриотического имиджа жителя обла­сти, опирающегося на сохранение и развитие исторических тра­диций патриотизма с прогрессивными направлениями формиро­вания патриотических ценностей во взаимодействии с мировой культурой; 2) создание условий для участия молодежи в обще­ственной, политической и культурной жизни, в деятельности общественных объединений; поддержка, молодежных инициа­тив, способствующих реализации приоритетных направлений социально-экономического развития области; 3) развитие воен- но-патриотического направления воспитания граждан на основе интеграции долга военного служения, традиционных духовно­нравственных ценностей, традиций казачества; 4) развитие ис­торико-патриотического направления воспитания граждан на основе актуализации ценности культурно-краеведческих зна­ний, формирования умения их передачи и обмена в межкуль­турном взаимодействии и диалоге; 5) формирование и развитие экономико-патриотического направления воспитания граждан на основе расширения системы профессионального образова­ния, изучения новых экономических ценностей сохранения и развития своей малой родины, ее продвижения в мировом эко­номическом сообществе; 6) развитие гражданских направлений патриотического воспитания на основе создания условий для укрепления гражданского самосознания, осознания своей субъ­ективной роли в построении гражданского общества, в продви­жении уникальных ценностей своей малой родины; 7) развитие инфраструктуры государственных, муниципальных и обще­ственно-государственных учреждений для организации патрио­тического воспитания молодежи, реализации инновационных программ патриотического воспитания.

В качестве основных направлений патриотического вос­питания выделены: историко-патриотическое, гражданско- патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патрио­тическое, спортивно-патриотическое, социально-патриоти­ческое, экономико-патриотическое воспитание.

Комплексная программа Свердловской области «Пат­риотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014—2020 годы» (утверждена постановлением правительства Свердловской области от 3 декабря 2014 г. № 1082-ПП). Целью комплексной программы провозглашено развитие системы пат­риотического воспитания граждан в Свердловской области, вос­питание у жителей Свердловской области патриотизма и граж­данственности, соответствующих современным условиям. Сре­ди поставленных задач присутствуют: создание условий для участия молодежи в общественной, политической и культурной жизни, в деятельности общественных объединений; развитие историко-патриотического направления воспитания граждан на основе актуализации ценности культурно-краеведческих зна­ний, формирование умения передачи культурно-краеведческих знаний и обмена в межкультурном взаимодействии и диалоге; развитие гражданских направлений патриотического воспита­ния на основе создания условий для укрепления гражданского самосознания, осознания своей субъективной роли в построении гражданского общества, в продвижении уникальных ценностей своей малой родины и др.

В качестве одного из целевых показателей реализации программы обозначена доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, принявших участие в мероприятиях, направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отно­шений, профилактику экстремизма, укрепление толерантности на территории Свердловской области, от общего количества членов национально-культурных общественных объединений в Свердловской области (11%).

Закон Свердловской области «О Стратегии социально- экономического развития Свердловской области на 2016- 2030 годы» (принят Законодательным собранием Свердловской


области 15 декабря 2015 г. № 151-03). Целями социально- экономической политики Свердловской области на 2016— 2030 гг. являются повышение качества жизни населения, пред­ставляющего Свердловскую область как привлекательную для жизни и развития человека территорию, и повышение конкурен­тоспособности Свердловской области в глобальной экономике. В числе ожидаемых результатов реализации Стратегии присут­ствуют и такие показатели, как: рост посещаемости населением организации культуры и искусства и увеличение численности участников проводимых культурно-досуговых мероприятий с 2500 посещений (на 1000 человек населения) в 2014 году до 2810 посещений (на 1000 человек населения) в 2030 году; уве­личение доли жителей Свердловской области, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения с 28,7% в 2014 году до 45,8% в 2030 году; увеличение численности учащихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные програм­мы технической направленности, с 17 500 человек в 2014 году до 36 500 человек в 2020 году; увеличение доли молодых граж­дан в возрасте от 14 до 30 лет, регулярно участвующих в дея­тельности общественных объединений, различных формах об­щественного самоуправления, от общего числа молодых граж­дан в возрасте от 14 до 30 лет с 26% в 2014 году до 39% в 2030 году; и др.

Концепция реализации государственной национальной политики Российской Федерации па территории Свердлов­ской области до 2025 года (утверждена распоряжением Гу­бернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева 11 января 2016 г. № 269-РГ). В документе отмечено, что Средний Урал является одним из самых многонациональных регионов страны (здесь проживают представители 160 национальностей 20 миро­вых конфессий), именно поэтому вопросам укрепления межна­ционального мира и согласия, гармонизации взаимоотношений между народами и этносами уделяется особое внимание. Направления деятельности региональных властей, обществен­ных организаций, органов управления образованием, образова­тельных организаций сформулированы в Концепции в соответ- стбйи с федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718.

Закон «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» (принят Законодательным собранием Свердловской области 9 февраля 2016 г. М 11-0). Целью патри­отического воспитания граждан провозглашено обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответствен­ности за судьбу России, укрепления чувства сопричастности граждан к ее истории и культуре, готовности граждан к защите Родины, повышения уровня консолидации общества для устой­чивого развития Российской Федерации, обеспечения преем­ственности поколений россиян. В документе выделены основ­ные направления деятельности в сфере патриотического воспи­тания граждан, в том числе освещение событий, мероприятии патриотической направленности в СМИ; активизация интереса к изучению истории России, Свердловской области; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и Свердловской области, повышение интереса граждан к краеведению; совершенствова­ние системы подготовки специалистов и повышения квалифи­кации в сфере патриотического воспитания граждан и т.д.

Стратегия развития воспитания в Свердловской обла­сти на период до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г № 900-ПП)Х\гль Стратегии - создать в Свердловской области инновационную систему воспитания и социализации детей, ос­нованную на достижениях современной науки, отвечающую требованиям общества, государства, региона, основанную на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения, обеспечивающую развитие и саморазвитие личности в динамично меняющемся мире. Задачи Стратегии;

• выявление ключевых приоритетов регионального обра­зования и воспитания, связанных с формированием личности ребенка, будущего гражданина и достойного члена общества, активно участвующего в развитии «малой Родины»;

• разработка соответствующих требованиям современно­го социально-политического, социально-экономического, соци­окультурного развития страны, региона основных направлений и механизмов развития институтов воспитания в Свердловской области;

• создание необходимых условий в каждом территори­альном образовании для реализации целей и задач совершен­ствования воспитания и социализации детей, исходя из требова­ний современного динамично меняющегося мира;

• определение ресурсной базы и потенциала Свердлов­ской области для создания воспитательного пространства, обес­печивающего приобщение подрастающего поколения к ценно­стям культуры сотрудничества, заботы о людях, улучшении экологических, социально-экономических, социокультурных условий развития «малой родине»;

• создание системы межведомственного взаимодействия для повышения эффективности и совершенствования воспита­тельной работы в Свердловской области;

• обеспечение доступности качественных образователь­ных услуг в сфере дополнительного образования Свердловской области; создание условий по формированию у детей патриоти­ческого сознания, гармонизации межнациональных и межкон­фессиональных отношений и профилактики экстремизма; разви­тие инфраструктуры государственных и муниципальных орга­низаций для организации патриотического воспитания граждан в Свердловской области; обеспечение областных мероприятий, направленных на социальную и государственную поддержку талантливых детей, педагогических работников, образователь­ных организаций; пропаганда культурного многообразия, этно­культурных ценностей и толерантных отношений в средствах массовой информации в Свердловской области; создание в об­разовательных организациях условий для успешной социализа­ции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей; развитие системы педагогического просвещения родителей;, других субъектов, занимающихся воспитанием детей разного возраста, по проблемам организации эффективного ду­ховно-нравственного, трудового, эстетического, патриотическо­го воспитания детей, социализирующихся в противоречиво ме­няющемся, имеющем разные по содержанию ценности, мире; развитие кадрового потенциала для эффективной системы вос­питания в Свердловской области.

В качестве стратегических направлений региональной си­стемы образования в области воспитания обозначены; приобще­ние детей к культурному наследию «малой» и «большой» Роди­ны; гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности; духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и регио­нальной культуры; физическое развитие и формирование куль­туры здоровья; трудовое воспитание и профессиональное само­определение; эстетическое воспитание на основе приобщения к классической и современной художественной культуре; органи­зации родительского всеобуча и педагогическое сопровождение семейного воспитания; расширение информационных ресурсов субъектов и организаций, занимающихся реализацией научно обоснованных программ воспитания подрастающего поколения.


К 75-летию Великой Победы
ФЕСТИВАЛЬ «ВАША ПОБЕДА»

В соответствии с Планом основных мероприятий но про­ведению в Российской Федерации Года памяти и славы, утвер­жденном Председателем Правительства РФ 18 октября 2019 г[2], ключевыми мероприятиями Года памяти и славы являются:

• всероссийские акции «Снежный десант», «Культурный минимум», «Лес Победы», «Голос весны», «Свеча Памя­ти», «День Неизвестного солдата», «Блокадный хлеб»;

• всенародный исторический проект «Лица Победы»;

• всероссийская акция «Диктант Победы»;

• всероссийские проекты «Знаменосцы Победы», «Поэты в погонах», «Соль земли», «Наши Победы», «Правнуки победителей», «Памятные даты Великой Победы»;

• всероссийский урок Победы 1 сентября 2020 г.;

• лекции, семинары, круглые столы и мастер-классы по вопросам предотвращения фальсификации истории и искажения событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

• всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия»;

• международный конкурс «Уроки Победы» по разработке новых методик и практик патриотического воспитания;

• просветительские лекции в социальных сетях, посвя­щенные Великой Отечественной войне;

• тематические уроки, посвященные Великой Отечествен­



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.