1.Сегодня мы и поговорим о весне. Постараемся выяснить, как изменяется весной природа? Что опасного может произойти весной?
2.Обратимся к репродукции картины Н.А.Комарова «Наводнение» (в учебнике стр.273).
Именно этот заяц станет героем нашего урока. Сможете ли вы определить тему нашего урока? (записать дату, тему урока) На основании темы урока попытайтесь сформулировать цели своего участия в уроке, учитывая, что это урок развития речи.
-хочу узнать… (как строится сочинение по картине)
-хочу построить…. (связное высказывание)
-хочу научиться…..(описывать животное)
Наша основная цель – написать сочинение дома, а значит, надо подготовиться.
На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника Алексея Никаноровича Комарова. Комаров – художник – анималист.
- Кто же такие анималисты? Попробуем догадаться по подсказке. Рассмотрим репродукции картин художников – анималистов.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=325508946304385729&text=%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1586715549730451-1131170449825062142100328-production-app-host-man-web-yp-196&redircnt=1586715577.1
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16477556098522467247&text=%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1586715686906533-1795359028046565949500276-production-app-host-man-web-yp-210&redircnt=1586715749.1
Анималист – художник, который изображает животных. (записать в тетрадь)
3.Сведения о художнике. Знакомство с репродукцией.
Прослушайте небольшую информацию об Алексее Никаноровиче Комарове.
Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской области. Детство Алексея прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос, семья переехала в Тулу, поступил в частную школу, затем в реальное училище, по окончании учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества.
Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию, был на севере Архангельской губернии, на Урале, в Средней Азии, на Аляске.
Картины Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея и других музеев страны. Иллюстрировал первые выпуски журнала «Мурзилка». А по учебникам, где помещены его рисунки, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты, марки
В своих работах Алексей Никанорович достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
-Весной часто случается, что природа становится неконтролируемой, и тогда мы оказываемся свидетелями стихии - наводнения (на доске).
Придумайте к этому слову синонимы, запишите в тетради (половодье, потоп, большая вода). Это, конечно, трагедия, но мы еще раз убеждаемся в могуществе природы.
4.Работа по картине.
-Кто главный герой картины? (Заяц)
-Подберите синонимы к слову «заяц» (косой, русак, длинноухий, трусишка)
-Расскажите, где и как он сидит? (На толстом сучке полузатопленного дерева, в боевой готовности, навострив уши. Прижался крепкими задними лапами к дереву, передние лапки вытянул, спинка выгнута. Весь в напряжении, поза неудобная, но безопасная.
-Каким изобразил художник зайца? Опишите его. Какая у него голова, уши, глаза, шерсть? Внешний вид (запись в тетрадях)
Голова: большая, продолговатая.
Передние лапы: рыжеватые с серым оттенком.
Задние лапы: серые, немного светлее передних, большие, сильные.
Грудка: дымчатая.
Спинка: темно-серая с рыжеватым оттенком, будто в крапинку.
Уши: длинные, торчат кверху.
Глаза: большие, испуганные, зрачки расширены от страха.
-Что можно сказать об этом зайце, очутившемся на дереве?
(не растерялся, взобрался на дерево и спасся. Молодец, косой!)
-Можно ли судить по этой картине, как художник относится к животным?
(любит их, беспокоится. Наводнение - бедствие для зверей. Художник хотел показать, как трудно приходится животным во время большой воды.
-На какие мысли натолкнула вас эта картина? Как можно помочь зайчишке?
(жалко зайца. Если бы у меня была лодка, я бы помог выбраться ему из этой западни).
-А помните ли вы, какой литературный герой спасал зайцев на своей лодке?
( дед Мазай из стихотворения Н.А. Некрасова).
5.Работа с готовым текстом. Описание задания: учащимся предлагается деформированный текст сочинения. Прочитав данный текст, учащиеся должны обнаружить отсутствие логической связи.
Инструкция: перед вами сочинение- описание животного по картине Комарова «Наводнение». Прочтите данное сочинение. Проанализируйте структуру сочинения с точки зрения логической связи. Если необходимо, внесите поправки.
-Можно ли считать данное сочинение образцовым. Ответ устно обоснуйте.
Картина А.Н. Комарова «Наводнение» мне понравилась тем, что она пробуждает в человеке жалость и заботу о лесе, животных. Надеюсь, что вода недолго стояла в лесу, и заяц благополучно убежал в лес.
От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево. Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода?
Круглые глаза смотрят испуганно. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Голова у зайца большая. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно.
Заяц прислушивается, не идёт ли помощь?
-Правильно ли был построен данный текст? Какие действия вам необходимо было совершить, чтобы сочинение было логически правильно построено? (поменять части местами).
-Значит, был нарушен план? Чтобы написать сочинение, что еще необходимо нам сделать? (составить план сочинения)
6.План.
1.А.Н. Комаров – художник-анималист.
2.Заяц - главный герой картины.
3.Мое отношение к картине.
Д/З Написать сочинение по картине в соответствии с планом, с использованием п.4.
|