Ход урока
Цель:развивать навыки монологической речи, составления рассказов по рисункам, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
-Как обычно начинаются рассказы, о каких либо случаях из жизни? (Как-то раз, однажды, был такой случай, эта история произошла, это событие и т.д.)
Сегодня мы познакомимся с рассказом в рисунках.
Мы уже описывали произведения живописи: пейзажи, натюрморты; составляли рассказы по картинам, описывали различные рисунки. Теперь мы попробуем составить устный рассказ не по одному, а по ряду связанных между собой рисунков.
- Вспомните, встречались ли вам раньше рассказы в рисунках. Где вы их видели? (В детских журналах).
- Каков характер таких рисунков? (Обычно комический, юмористический).
- Как называются такие рисунки? (Юмористические рассказы в рисунках с краткими подписями называются комиксами).
1. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.
- Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.
Рассказ -это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.
В рассказе выделяются 3 части:
Завязка –событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;
Кульминация– момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;
Развязка –заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.
В рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать. В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти. Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.
2. Работа по теме урока
- Сравните два сочинения пятиклассников на тему "Первый раз на ёлке". Получились ли у них рассказы?
Рассказ Тани.

- Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение? (это не рассказ, ни о каком случае не говорится)
Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

- Можно ли считать, что Оля повествует о случае?
- Выделите случай, который лежит в основе рассказа.
- Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?
- Было ли смешно, когда читали рассказ?
- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?
- Назовите структурные части рассказа.
Упражнение 618 на стр. 102
- Наша задача - превратить рассказ в рисунках в устный рассказ.
3. Подведение итогов. Рефлексия
- Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.
4.Домашнее задание
1. Составить устный рассказ на тему «Как я однажды…»
Подумайте, о каком случае вы расскажете?
С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?
2.Задание для желающих: нарисовать рассказ в картинках.
|