Двадцать третье апреля.
Классная работа.
НЕ с глаголами.
1. - Добрый день, дорогие ребята
. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.
И начнем наш урок с повторения изученного.
Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
6. Глаголы………нашу речь.
Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь».
Прочитайте пословицы вслух.
- Скажите о чем идет речь в этих пословицах?(В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека.)
- Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?
· Без пословицы не проживёшь
· В чужом доме (не) указывают.
· (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
· Лодырю всегда (не) здоровится.
· Не стыдно не знать, стыдно не учиться
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.
3. -Ребята, прочитайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.
- Какие будут предположения: как писать не с глаголом?
-Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.
Грамматическая сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
(По Ф. Кривину)
-Выделите в сказке все глаголы с НЕ, на какие группы можно разбить эти глаголы?
Выпишите данные глаголы в два столбика:
4. Мы узнали, что некоторые глаголы с НЕ пишутся слитно(ответили на первый вопрос урока).
Почему глаголы второй колонки пишутся слитно? (без НЕ не употребляются)
- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?
- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма
-Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами. Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ
4. Самостоятельные наблюдения и чтение правила(параграф 107, с.99)
-Что нового узнали о написании не с глаголами?(слайд №7)
Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(записать в тетрадях)
– Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре.
4. Самостоятельное выполнение задания, самопроверка.
Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-.
(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.
Самопроверка по словарю.
4. Д/з. П. 107, упр.611,617
|