|
|||
Роль рекламы в развитии читательской активности и популяризации донской литературы в молодёжной среде»«Роль рекламы в развитии читательской активности и популяризации донской литературы в молодёжной среде» Заключительный онлайн мастер-класс из шести запланированных Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр) совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной, в рамках реализации проекта: «Язык – духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» Фонда президентских грантов 2019-2. Цель мастер-класса: знакомство с различными типами и видами рекламной деятельности и особенностями их применения в библиотеках. Реклама – отдельный вид информации и к большому сожалению, на сегодняшний день реклама воспринимается нами, в как нечто назойливое, надоедливое, мешающее. Реклама выступает в роли раздражителя и не всегда вызывает положительные эмоции. Если заглянуть в этимологию слова «реклама», то мы узнаем, что оно происходит от латинского reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать». На сегодняшний день наиболее близкими по значению можно считать слова «агитация», «пропаганда», «проповедь». Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ч.1ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. От 13.07.2020) «О рекламе»). В соответствии с законом библиотечную рекламу определяют как не коммерческую, а социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому. Реклама в библиотеке ставит перед собой определённые цели и задачи. Цели библиотечной рекламы: привлечение новых пользователей; привлечение внимания к самой библиотеке; активизация чтения конкретной книги или жанра; привлечение новых партнеров и спонсоров. Основная задача заключается в том, чтобы оповестить и ознакомить потенциальных потребителей о библиотечно-информационных изданиях, ресурсах и услугах, которые предоставляет библиотека своим читателям. Крайне важно суметь заинтересовать их и подвигнуть к выбору того или иного «товара» из числа аналогичных информационных продуктов, услуг и ресурсов. Информировать, напоминать, заинтересовывать - вот задачи, которые, являются приоритетом библиотечной рекламной деятельности. К рекламе в библиотеке предъявляется ряд требований. В частности, считается, что она должна быть: систематической; целенаправленной; многообразной; периодически изменяющейся по формам и содержанию. Практика показывает, что библиотечная реклама может быть направлена на распространение информации, как о деятельности отдельного библиотечного подразделения, так и о деятельности конкретной библиотеки в целом. Более того библиотечная реклама является одной из базовых составляющих библиотечного или библиотечно-информационного маркетинга. Так или иначе, она должна быть направлена на реализацию стратегии и тактики развития библиотеки. Средства библиотечной рекламы на сегодняшний день весьма разнообразны. 1. РАДИОРЕКЛАМА (радиообъявления, радиоролики, радиожурналы, рекламные радиопередачи) 2. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА (телефильмы, телевизионные ролики, телезаставки, рекламные объявления, телерепортаж) 3. РЕКЛАМА В ПРЕССЕ (рекламные объявления ,статьи, обзоры, интервью. 4. ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА (каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки, афиши) 5. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ РЕКЛАМА (рекламные кинофильмы, видеоролики, буктрейлеры, презентации) Наибольшим ассортиментом отличается печатная реклама благодаря жанровым особенностям и многообразию существующих форм. Так, например, форма листовки пригодна как закладка в книгу с кратким библиографическим списком или просто броским слоганом и как памятка о библиотеке Буклет нередко выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки. Также буклеты могут быть посвящены проводимым научно-практическим конференциям, круглым столам и т.д. Нередко буклеты посвящены памятным и знаменательным датам и содержат необходимый материал, позволяющий пользователю более эффективно и качественно подобрать литературу нужной тематики. Отражение краеведческого материала также может быть представлено в буклетах и составляет содержание краеведческой деятельности библиотеки в данном регионе. Одно из главных преимуществ печатных средств связано с возможностью одновременно обратиться к широкой аудитории, а ещё они легко трансформируются в свою электронную версию. И тогда буклет, плакат, листовка или закладка в виртуальном виде демонстрируются на сайте библиотеки или в социальных сетях. Вынужденный уход библиотек на цифровые информационные площадки подтолкнул развитие и новых инструментов библиотечной рекламы, таких как буктрейлеры (короткие рекламные видеоролики о конкретной книге), сетевые акции, флешмобы, челленджи. Кроме новых инструментов совершенствуются и уже хорошо знакомые, такие как книжные выставки, плакаты и листовки, становясь интерактивными. По функциональному назначению выделяют следующие виды рекламной продукции: информационная реклама (буклеты, закладки, листовки, проспекты, обложки CD); сувенирная реклама (памятные адреса, календари, открытки); презентационная реклама (дипломы, пригласительные билеты); внутрибиблиотечная или выставочная (оформление заголовков и иллюстраций книжных выставок, информационных стендов). Для детских библиотек Ростовской области традиционными и привычными уже стали информационная и выставочная реклама (подтверждение тому – многочисленные виртуальные выставки, презентации книг и авторов, буктрейлеры, размещённые на официальных сайтах библиотек), активно осваивается презентационная (всё больше по итогам активностей, устраиваемых библиотеками, участники получают какие-либо сертификаты, дипломы и др.), и, пока в меньшей степени – сувенирная. На сегодняшний день библиотечная реклама, трансформируясь в соответствии с велениями времени продолжает оставаться значимым инструментом трансляции общечеловеческих ценностей и установок, продвижения книги и чтения.
Безрукова С.В., заместитель директора ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имен В.М. Величкиной»
|
|||
|