|
|||
Винтовая передача. Передачи с трением скольжения и трением качения. Виды разрушения. Материалы винтовой пары. Расчёт передач.
06.10.2020г. Винтовая передача. Передачи с трением скольжения и трением качения. Виды разрушения. Материалы винтовой пары. Расчёт передач.
Для преобразования вращательного движения в поступательное наиболее широко используются передачи винт – гайка. Передачи винт – гайка являются изделиями общемашиностроительного применения, и их качество непосредственно сказывается на качестве машин и оборудования, в состав которых они входят. Передача винт-гайка (рис. 1) состоит из винта 1 и гайки 2, соприкасающихся винтовыми поверхностями. Передача винт-гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное (при больших углах подъема винтовой линии, порядка >12°). При этом вращение закрепленной от осевых перемещений гайки вызывает поступательное перемещение винта, или вращение закрепленного от осевых перемещений винта приводит к поступательному перемещению гайки. Когда угол подъема больше угла трения, эту передачу можно использовать для преобразования поступательного движения во вращательное.
Рис. 1. Передача винт-гайка Различают два типа передач винт-гайка: - передачи трения скольжения или винтовые пары трения скольжения; - передачи трения качения или шариковинтовые пары. Ведущим элементом в передаче, как правило, является винт, ведомым - гайка. В передачах винт-гайка качения на винте и в гайке выполнены винтовые канавки (резьба) полукруглого профиля, служащие дорожками качения для шариков. В зависимости от назначения передачи винты бывают: - грузовые, применяемые для создания больших осевых сил. При знакопеременной нагрузке имеют трапецеидальную резьбу, при большой односторонней нагрузке — упорную. Гайки грузовых винтов цельные. В домкратах (рис. 2) для большего выигрыша в силе и обеспечения самоторможения применяют однозаходную резьбу с малым углом подъема; - ходовые, применяемые для перемещений в механизмах подачи. Для снижения потерь на трение применяют преимущественно трапецеидальную многозаходную резьбу. - установочные, применяемые для точных перемещений и регулировок. Имеют метрическую резьбу. Для обеспечения безлюфтовой передачи гайки делают сдвоенными. Большое внимание в винтовых передачах, применяемых в металлорежущих станках и приборах, уделяют устранению мертвого хода, возникающего при изменении направления движения. Наличие мертвого хода объясняется зазором в резьбе вследствие неизбежных ошибок при изготовлении и износа в течение эксплуатации. Для устранения мертвого хода винтовые механизмы снабжают специальными устройствами. При этом различают два способа выборки зазора в резьбе - осевое, применяемое для трапециедальных резьб и радиальное смещение гайки - для треугольных резьб. Первый способ достигается установкой двух раздвигаемых гаек, например, пружиной, второй - разрезной гайки, втягиваемой цанговым зажимом. Основные показатели качества передач винт – гайка как составной части привода: а) диапазон выбора передаточного отношения; б) предельная частота вращения винта; в) статическая грузоподъемность; г) динамическая грузоподъемность и долговечность; д) приведенный момент инерции; е) жесткость; ж) кинематическая точность; з) силы трения и КПД. При вращении винт сжимается и скручивается. Если число циклов нагружения винта меньше 103 (N < 103), то стержень винта проверяют на прочность по эквивалентному напряжению по гипотезе формоизменения: где - сжимающее нормальное напряжение, действующее на винт (d1 внутренний диаметр резьбы винта) - касательное напряжение, действующее на винт (М – крутящий момент на винте, W𝜌 = 0,2 – полярный момент сопротивления сечения винта); [σ]р – допускаемое напряжение, которое во избежание местных пластических деформаций принимают [σ]р ≤ σТ/3. Если число циклов нагружения передачи больше 103 (для механизмов летательных аппаратов N = 104…105), то расчет на прочность стержня винта ведут с учетом усталостного разрушения: где [n] –допускаемый коэффициент запаса прочности. Для ходовых винтов летательных аппаратов [n] = 1,3…1,5.
Домашнее задание: 1. Кратко законспектировать материал на тему: «Винтовая передача. Передачи с трением скольжения и трением качения. Виды разрушения. Материалы винтовой пары. Расчёт передач». 2. Выучить материал из учебника Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин - М: Высш. шк., 1987. – с. 198-206. 3. Ответить на следующие вопросы: 3.1. Почему в домкратах передачу выполняют самотормозящей? 3.2. Из каких материалов изготовляют винты и гайки? 3.3. Чем объяснить большой выигрыш в силе в передаче винт гайка? 3.4. Что является основной причиной выхода из строя передачи винт-гайка скольжения? 3.5. Что понимают под передаточным отношением винтовых передач?
|
|||
|