Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для родителей. Педагог-психолог МБДОУ д/с № 75. Соколова О.В.



Консультация для родителей

     Психологические основы воспитания патриотизма и   толерантности как основ нравственности у дошкольников

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 75

Соколова О.В.

В современном обществе наблюдается утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Воспитание патриотизма дошкольника – педагогическая задача, которая опирается на психологические законы развития детей дошкольного возраста.

Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают следующие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, позволяющие успешно формировать патриотические основы, такие как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, конкретно-образный характер мышления, эмоционально-чувственный характер отношения к миру.

Поэтому, формируя патриотические чувства, взрослый должен помнить о психологических особенностях дошкольников:

1) Патриотизм не возникает стихийно, его надо формировать.

2) Чувство патриотизма основано, прежде всего, на эмоциональном компоненте. В памяти хранятся и воспроизводятся события, которые были эмоционально ярко окрашены. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Отмечая такие праздники в семье как 9 мая, 23 февраля, 8 марта, готовясь к утренникам, у детей прививается гордость за свой народ, прививается чувство ответственности перед семьей, соотечественниками, Родиной. 

3) Ребенку присуще безграничное доверие к взрослому и восприятие его ка источник информации. Подражательность, внушаемость, эмоциональная чуткость, неподдельность чувств – это благоприятная почва для воспитания патриотизма. Пример и слова взрослого – основа воспитания этого качества.

Дошкольнику свойственно отсутствие собственного оценочного суждения – ребенок воспринимает ситуацию по оценке взрослого. Подражает взрослому и копирует его.

4) Дети, в силу своего возраста, не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им, в силу их опыта и особенностей психики. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Многие отечественные педагоги, в том числе Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, трактовали патриотизм как любовь к человечеству. По мнению Н.А. Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и присвоение ее собственности превращает его в одинокое существо, назначение которого «поедать все окружающее», а значит, отчуждает его от всех остальных, что противоречит природным инстинктам человека.

Выделяют этапы, которые должны учитываться при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотизма идет в семь этапов от инстинктивного: «люблю я родину, за что не знаю сам» до активного: практической деятельности трудиться на благо Отечества.

Первый  и второй этапы связаны с любовью маленького ребенка-дошкольника к  самым близким  людям, с любви к своему дому, детскому саду, городу.

Средние этапы связаны с формированием любви, интереса к духовной жизни отчизны и интернациональным чувством (уважение других национальностей, осознание себя частью всех людей на планете).

Седьмой этап – последний: активный патриотизм, который проявляется в практической деятельности трудиться на благо Отечества. Это высший уровень сформированности патриотизма.

За начальные этапы формирования патриотизма и отвечают родители и детский сад.

Целенаправленная методическая работа по формированию патриотических основ идет, в основном, в детском саду. Современным родителям некогда заниматься патриотическим воспитанием, многим эта тема неважна. По результатам одного исследования 40% родителей сами не обладают достаточными знаниями о родном городе, области. Многие из них не знают, как знакомить детей с городом, областью, что им рассказывать. К этому числу относятся молодые родители. В большинстве случаев родители затруднялись в ответах или имеют неправильное понимание термина «патриотическое воспитание».

Поэтому на личность педагога приходится ответственность за нравственное воспитание дошкольника.

В контексте патриотического воспитания немаловажно помнить о привитии чувства толерантности, в частности, принятия мысли о том, что в окружении могут находиться люди другого цвета кожи, национальности, говорящих на других языках. Воспитание толерантности противостоит национализму и расизму.

Необходимо отметить, что толерантность не состоит в противоречиях с патриотизмом, а является неотъемлемой его частью. На терпимое отношение к иной культуре, быту, традициям, религии и т.д. способен лишь человек, поставивший для себя свой народ, его блага, права на самобытность за основополагающую ценность. Ценить чужую культуру и обычаи может лишь тот, кто с неподдельным уважением относится к собственному народу и стране

Толерантность – важная часть социальности ребенка, так как в ближайшем окружении ребенка могут находиться люди, отличающиеся от него цветом кожи, языком, традициями и прочим, но которые живут с ним в одной стране, в одном городе, то есть составляют социум ребенка. Детям необходимо доносить мысль о том, что современное общество пестро и дальше будет становиться еще ярче. Все люди равны по своим возможностям, правам. Среди представителей других национальностей много хороших людей, которые также любят детей, создают семьи, работают и учатся.

Исследования показали, что дошкольники довольно доброжелательноотносятся к сверстникам другой национальности. Даже лучше, чем школьники. Дошкольники очень сензитивны в отношении толерантности.

 Дети не выбирают себе друзей по национальному признаку, а если уж и ссорятся с детьми другой национальности, то совсем не из-за цвета их кожи.
Основная проблема, которая препятствует продуктивному общению детей – это языковой барьер: так считают 70,5% родителей дошкольников. По всей видимости, когда ребенок начинает посещать школу, он уже лучше говорит на русском языке и, значит, имеет больше возможности для коммуникации.

Таким образом, в задачи нравственного воспитания входит воспитание патриотизма и толерантности как залога культурно развитой личности, уважающей не только традиции своего народа, но и традиции других национальностей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.