|
|||
Психология. Лекция 4 и 5.. Познавательные психические процессы.. Внимание. Память.Психология. Лекция 4 и 5. Познавательные психические процессы. Внимание. Память. Мы рассмотрели такие составляющие познавательных психических процессов как ощущение, восприятие, представление. Следующим элементом познавательных психических процессов является внимание. Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы или явления. Физиологическая основа внимания – не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, связанные с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга. Оно связано с работой тех же самых нервных центров, но с наличием участков с повешенной и пониженной возбудимостью, которые взаимосвязаны в своей деятельности по закону отрицательной индукции. Суть отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса. В итоге одни центры оказываются возбужденными, а другие – заторможенными. Таким образом, в коре больших полушарий головного мозга появляется доминанта (хорошо знакомый нам термин)), и сознание человека сосредоточивается на определенных предметах и явлениях. Свойства внимания: - концентрация – способность сосредоточиться на главном в данный момент; - избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах; - распределение внимания – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или выполнение деятельности, состоящей одновременно из множества операций (в музыке множество примеров); - объем внимания – характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты; - интенсивность – характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности; - устойчивость внимания – способность задерживаться на восприятии данного объекта или явления: - отвлекаемость – свойство внимания, противоположное устойчивости, как следствие отсутствия волевого усилия и интереса к данному объекту. Рассмотрим виды внимания и условия его функционирования. Виды внимания: преднамеренное, сосредоточенное и непреднамеренное. Преднамеренное, или произвольное внимание – возникает в результате сознательных усилий человека. Оно имеет такие характеристики как - целенаправленность – выбор из множества объектов тех, которые связаны с выполнением данного вида деятельности; - организованность – сознательная направленность внимания, готовность заранее быть внимательным к данному объекту, планирование деятельности; - устойчивость – способность организовать деятельность на протяжении длительного времени. Сосредоточенное внимание – направленно на какой-либо один объект или вид деятельности; бывает - статическое–возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения; - динамическое внимание – в начале работы мало интенсивное и постепенно с помощью больших усилий интенсивность повышается. Непреднамеренное, или непроизвольное внимание – вызывается внешними причинами: необычный объект, новизна явления, его динамичность или интенсивность раздражения: - интенсивность раздражения – заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий свет), который непроизвольно привлекает внимание (есть и противоположные примеры – внезапное уменьшение звука, резкое ррр или темнота после яркого света); - новизна и необычность объекта – всегда привлекает внимание, выделяясь из привычного ряда явлений (например, знаменитое появление пианистов в необычных костюмах на фестивале фортепианных дуэтов в Екатеринбурге в 90-х годах); - динамичность объекта – выделяет его из ряда статичных объектов, привлекая особое внимание (на этом эффекте строится, например, известный феномен современного кинетического искусства). Одним из важнейших познавательных психических процессов является Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек ощущал, воспринимал, представлял, переживал, на что обращал свое внимание. Поэтому в памяти различают такие процессы: - запоминание – запечатление в сознании полученной информации; - сохранение – удержание в сознании информации в течение относительно длительного периода времени; - воспроизведение – активация закрепленного ранее содержания психики; - узнавание – важные процессы психики, позволяющие ей эффективно функционировать и оперировать с уже известными явлениями. Физиологическая основа памяти – следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Виды памяти. Основания для выделения различных видов памяти – - характер психической активности; - степень осознанности запоминаемой информации; - цели деятельности; - характер связи с целями деятельности; - продолжительность сохранения информации. По характеру психической активности (в зависимости от вида анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга): образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная: - образная – память на образы, сформированные с помощью восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. Поскольку сенсорные системы различны, то здесь существует: а) зрительная память; б) слуховая; в) вкусовая; г) обонятельная; д) тактильная. Кстати, статистика показывает возможности разновидностей памяти в учебном процессе: при одноразовом прослушивании лекции студент может воспроизвести лишь 10% содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции эта цифра возрастает до 30 %! Конечно, в идеале – рассказ и наглядность обеспечивают уже 50% (но это уже после возвращения с дистанционной формы обучения, а пока – читайте конспекты лекций друг другу вслух)) и используйте другие виды памяти (тогда, по заверению исследователей, вероятность запоминания материала возрастет до 90%, ура!))): - словесно-логическая (семантическая) – память на мысли и слова, на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой информации; - двигательная (моторная) память – способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции. Это лежит в основе трудовой и профессиональной деятельности в различных сферах, в том числе в искусстве; - эмоциональная – память на чувства и переживания, одно из наиболее надежных и важных «хранилищ» информации, особенно в художественной сфере; В зависимости от приемов запоминания различают механическую и логическую память: - механическая – запоминание и воспроизведение информации осуществляется преимущественно за счет многократного повторения без осмысления содержания; - логическая память – смысловая, основанная на запоминании не внешней формы, а содержания, смысла получаемой информации. По степени осознанности запоминаемой информации выделяется память: - имплицитная – скрытое, неявное запоминание материала, который человек не осознает, процесс идет как бы «сам собой» и актуализируется лишь в определенный момент для решения какой-либо задачи; - эксплицитная – основана на сознательном использовании полученной информации (припоминание, узнавание). Данные виды памяти тесно связаны с другими ее характеристиками и разновидностями, выделяемыми по характеру связи с целями деятельности. В этой связи выделяется: - непроизвольная память – образ в сознании возникает без специально поставленной цели, информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий; - произвольная память – намеренное, волевое запоминание образа, часто с использованием специальных приемов. По характеру связи с целями деятельности принято выделение таких понятий как - генетическая память – род биологической памяти, обусловленный механизмами наследственности человека как вида (врожденные рефлексы, инстинкты, элементы физического облика); - эпизодическая – хранение отдельных фрагментов информации, связанной с фиксацией определенной ситуации (время, место, способ); - репродуктивная – повторное воспроизведение путем припоминания объекта, сохраненного ранее в памяти (например, Айвазовский создавал свои картины не с натуры, а по памяти); с данной разновидностью тесно связана - реконструктивная память – ее смысл не столько в воспроизводстве самого объекта или явления, сколько в восстановлении нарушенной последовательности элементов или схемы изготовления какой-либо детали (реставраторы, инженеры, может, и музыканты, восстанавливающие утраченные фрагменты нотной записи и т.д.); - ассоциативная память – опирается на установление функциональных связей между запоминаемыми объектами; - автобиографическая – память на события собственной жизни (лежит в основе разного рода воспоминаний, в связи с чем советую прочитать воспоминания замечательные художника К. Коровина, его воспоминания о дружбе с Шаляпиным, Левитаном, Чеховым и многими деятелями русской культуры). И, наконец, последняя разновидность памяти – по продолжительности сохранения информации: - мгновенная (сенсорная) – память, которая удерживает информацию, воспринятую органами чувств без переработки. Она включает: иконическую (сохранение образа на короткий промежуток времени после краткого зрительного восприятия объекта); эхоическую (сохранение образа на короткий промежуток времени после краткого слухового восприятия объекта). - кратковременная – память на информацию после однократного восприятия с немедленным воспроизведением. Существует формула кратковременной памяти: семь плюс – минус два (запоминание символов, букв, цифр) объекта, которые остаются в этом виде памяти. Близкая этой памяти – оперативная. Долговременная – память на информацию, рассчитанную на длительное сохранение в сознании и последующее многократное использование в деятельности. Наиболее важная информация сохраняется всю жизнь. Кроме разновидностей памяти выделяют и такую ее характеристику как продуктивность. Сюда относят: - объем памяти – количественный показатель и возможности запечатленной, сохраняемой и воспроизводимой информации; - быстрота – способность достигать определенной скорости обработки использования информации; - точность – качественная характеристика памяти, отражающая ее продуктивность; - длительность памяти была рассмотрена нами выше и тоже является одной из характеристик ее продуктивности; - готовность – одна из важнейших характеристик памяти, показывающая предрасположенность человека активно использовать запечатленную информацию. Данные характеристики вместе взятые являются показателем эффективности памяти. Итак, мы ознакомились с такими познавательными психическими процессами как внимание и память, выявили их основные виды и черты. Постарайтесь найти свои примеры из музыки на эти различные виды. В следующей лекции мы перейдем к рассмотрению других важных параметров познавательных психических процессов.
|
|||
|