|
|||
Психологическая структура общения:Психологическая структура общения: В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации. Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями. С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным. Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Виды общения: - Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. - Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта. - Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. - Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении. Функции общения: Различают четыре основные функции общения: - Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. - Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. - Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. - Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др Особенности профессионального общения юриста с различными категориями граждан. · специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели; · наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения; · конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение — преступление или правонарушение — ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции — правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции — свидетели). Это обусловливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях; · формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации: o — защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок; o — усиление активности участников общения; · специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии: — повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения; — доминирование отрицательных эмоциональных состояний; · особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения. Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов. Представление об индивидуальном стиле общения. Психотехника использования речевых и неречевых средств в профессиональной деятельности юриста. Значительная часть профессиональных действий юриста осуществляется с использованием речи. Мысль, намерение, отношение, предложение, решение — все эти психологические феномены юриста передаются с помощью речи, через воплощение их в словах и фразах, через их содержание и форму выражения. К основным психологическим средствам речи относятся собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие средства. Первые включают слово как основной феномен речи; вторые — мимику, жестикуляцию; третьи — позу и передвижение говоряще-го, социальную дистанцию между ним и слушающим, окружающую обстановку (последнюю группу тоже можно отнести к невербальным средствам, но она не связана собственно с механизмами функционирования речи, в ней доминируют социально-психологические механизмы, и ее психотехнология специфична). Правило обоснованного темпа произнесения слов. Очень медленный темп (да еще в сочетании с невыразительностью) снижает активность, люди начинают отвлекаться, думать о своем. А состояние напряженности, в котором часто находится гражданин при встрече с представителем органа правоохраны, нередко повышается и доходит до нервной вспышки. В других случаях, при допросах, бывает целесообразно задать высокий темп, хотя надо иметь в виду, что такой темп затрудняет восприятие и понимание, быстро утомляет. Оправданно менять темп, используя, например, замедление для выделения важных слов, фраз, трудных для понимания мест. Иногда от плавного, размеренного темпа бывает полезно почти сразу переходить к очень быстрому темпу, требуя быстрых ответов. Темп связан с паузами, которые нужны не для того, чтобы отдышаться, а с целью дать обдумать ответ собеседнику или повысить его напряжение или волнение. Прием выразительности. Грамотно поставленное речевое сообщение должно отличаться выразительной партитурой, призванной повысить эффективность его восприятия. Оно зависит от общей культуры и образованности юриста, особенностей его личности, отношения к жизни и делу. Правильно писал К. Чуковский, известный русский писатель и лингвист: «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта». Кроме того, чтобы быть выразительным и убедительным, отмечал А.Ф. Кони, «Нужно знать предмет, о котором говоришь; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами; нужно не лгать, ложь отнимает у публичной речи ее силу и убедительность». Неречевые (невербальные) средства. Слово действует не только своим содержанием и смыслом, но и всем комплексом обрамляющих его неречевых средств. Психотехника использования невербальных средств сопровождения речи связана с их использованием при разговоре, что существенно усиливает силу слов, а игнорирование ее может ослаблять и даже сводить действие слова на нет. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих. Использование возможностей мимики. В широком смысле под мимикой понимаются выразительные движения мышц лица. В ней отражаются психическое состояние человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям. В профессиональной психотехнике мимика используется для усиления речевого высказывания, воздействия на собеседника, установления психологического контакта, формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре, маскировки собственного психического состояния и отнршения к происходящему и даже для улучшения самочувствия. В ходе контактов с гражданами при решении важных для них задач у них непроизвольно усиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередко понять не только текст, но и подтекст, за словами угадать скрытый, действительный смысл их, уловить его отношение к информации, событию, к ним самим, как бы «читают лицо». Умение контролировать свою мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение работника органов правоохраны. Правило продуманного выражения лица выражает целесообразность намеренно управлять своей мимикой, придавать с ее помощью то выражение лицу, которое будет способствовать желательному восприятию вас, ваших мыслей и поступков собеседником, другими людьми. Чаще всего в действиях работников органов правоохраны оно должно демонстрировать спокойствие, самообладание, уверенность, доброжелательность. ЗАДАЧИ 1. Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека. Подготовьте психологические рекомендации, направленные на наиболее эффективные способы общения с ним. Ответ: Моя тетя по темпераменту холерик смешанный с сангвиником. Она очень целеустремленная,смелая, активная, знает себе цену, самоуверенная , быстро адаптируется к новым условиям, выносливая, стойкая, с ней никогда не бывает скучно, обожает путешествия. Через 5 лет работы в фирме стала ее директором, отлично добивается своего. Человек, про которого можно сказать « на ней такая броня, что и танком не возьмешь», но по отношению к своим родным она заботливая, все делает ради них, защищает и оберегает, становится более мягкая. Эмоционально ее трудно понять. Она никогда не заплачет на людях, даже при самых близких, считает, что плакать – это дурной тон. Не плачет, наверное, даже наедине с собой. Настоящий воин. Я ею горжусь. Психологическая рекомендация для наиболее эффективного общения с ней: быть цельной личностью, знать свое «Я», не позволять другим вытирать об себя ноги, быть уверенной в своих желаниях, не бояться перемен, демонстрировать готовность покорить этот мир! Если вы меланхолик, вряд ли вы сможете найти с ней контакт. Она любит жизнь, любит себя, готова взять все по максимуму, так что точно не потратит время, разбираясь в чужих необоснованных страхах, страданиях и грусти. 2. В каких ситуациях профессиональной деятельности могут использоваться знания по психологии общения? Деятельность любого профессионала в современном обществе невозможна без социальной коммуникации. Юридическая деятельность, особенно в правоохранительной сфере, немыслима без контактов с различными категориями граждан. От умения устанавливать и поддерживать психологический контакт, вести конструктивный диалог зависит качество получаемой и передаваемой информации, что, в свою очередь, влияет на успешность деятельности в целом. Особое значение психология общения приобретает в деятельности сотрудников правоохранительных органов, поскольку именно им чаще всего приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Однако любому профессионалу-юристу необходимо понимать структуру коммуникативных актов, уметь устанавливать психологический контакт, владеть приемами получения и обработки вербальной и невербальной информации для реализации профессиональных задач, будь то взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами, контрагентами и т. д. У каждого юриста должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать к себе; выслушивать людей; преодолевать психологические барьеры в процессе общения. В настоящей главе психологические основы профессионального общения будут рассматриваться на примере общения сотрудников правоохранительных органов. При выполнении своих функций, вступая в коммуникативные взаимоотношения с гражданами, сотрудник формирует мнение о своей роли в обществе, определенное отношение к правоохранительным органам. В этом случае коммуникативная компетентность не только помогает ему реализовать свою профессиональную роль, но и сформировать положительное мнение о правоохранительных органах и их деятельности. Если же сотрудник является руководителем, то от уровня его коммуникативной компетентности зависит успешность деятельности вверенного ему коллектива. Отсутствие знаний и навыков в этой сфере деятельности у руководителей подразделений правоохранительных органов порождает ошибки при управлении личным составом, которые, в свою очередь, ведут к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности. 3. А)В данном случае следователь отвлекает внимание подозреваемого от того факта, что он не говорил про ночь в которую был убит Корытов, усыпляя внимание допрашиваемого другими вопроса Прием использование "проговорок": в ходе допроса вопрос по второстепенным обстоятельствам задается таким образом, чтобы допрашиваемый подумал, что это – главное, чем интересуется следователь. Отвечая на вопрос, допрашиваемый сообщает и то, о чем не стал бы говорить при прямой постановке вопроса. Б) В данном случае следователь намеренно искажает факты, чтобы подозреваемый проговорился, понимая что этого никак не могло быть Прием Намеренное искажение фактов В) Следователь намеренно создал у подозреваемого представление о своей осведомленности в личности второго участника преступления, чтобы допрашиваемый проговорился. Прием Создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя. Г)Следователь отвлек внимание свидетеля второстепенными вопросами для того, чтобы усыпить его внимание. Прием Отвлечение внимания. Этот прием, иногда называемый «зашифрованным» или «косвенным» допросом, чаще всего применяется при допросе недобросовестного свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, с которым следователь не стремится вступать в психологический контакт, заранее зная, что тот не собирается рассказывать правду, а, поняв цель допроса, даст ложные показания. В этих случаях, чтобы усыпить «бдительность» допрашиваемого, следователь не акцентирует внимания на том главном вопросе, по поводу которого ему важно получить правильные показания, а как бы «растворяет» его в числе других вопросов, не имеющих в данном случае существенного значения. Так отвлекается внимание допрашиваемого от основного факта, который важно установить следователю. В такой обстановке допрашиваемый становится менее осторожен в изложении обстоятельств, относящихся к главному вопросу, и вопреки своим желаниям дает по нему правильные и обстоятельные показания
|
|||
|