|
|||
Задачи, классификация, принципы и этапы планирования производственного менеджментаСтр 1 из 2Следующая ⇒ 3. Задачи, классификация, принципы и этапы планирования производственного менеджмента
1. Планирование - представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает? Планирование - это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. 2. Организация -это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение, как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенцииего структурных подразделений. 3. Координация - это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями. 4. Мотивация (и стимулирование) - управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов. 5. Контроль - управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры. Конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, поэтому перечень таких функций зависит от перечня объектов управления (ресурсы, процессы и результаты) и уровня декомпозиции самих функций. Классификация конкретных функций управления может производиться по различным критериям: По организационной роли функции: функции интеграции (объединения), функции дифференциации (разделения, обособления, специализации). По этапам производственного процесса: управление подготовкой производства, управление процессом производства, управление обеспечением производства, управление процессами реализации продукции. По типу производства: функции управления разнообразными блоками диверсификационного производства. По масштабу времени: стратегическое управление, текущее (тактическое) управление, оперативное управление. По этапам процесса управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение. По основным факторам производственного процесса: управление продуктом, управление персоналом, управление информацией. По объектам управления: - Функции управления ресурсами. Выделяют конкретные функции: управление запасами; управление финансами; управление персоналом и т.д. - Функции управления процессами. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления: управление материально-техническим снабжением; управление основным производством; управление вспомогательным производством; управление обслуживающим производством; совершенствование управления; управление сбытом; управление маркетингом и т.д. - Функции управления результатами. К результатам относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции. Соответственно выделяют конкретные функции: управление качеством; управление производительностью; управление затратами и т.п. Каждая из функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. Планирование - это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. Задачи планирования: 1) обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений; 2) перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных; 3) координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов; 4) создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план»; 5) стимулирование трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников; 6) информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. При планировании разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном. Благодаря планированию обеспечивается увязка функций отдельных структурных подразделений в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных документов - планов. План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Планы различаются по целям, предмету, уровню, содержанию, периодам планирования. Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.
|
|||
|