Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приемы создания ситуации успеха на уроках»



«Приемы создания ситуации успеха на уроках»

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его: «Ты не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса». Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать, простая крестьянка, обняла сына и сказала: «Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу, как ты даришь людям радость». Эти слова приободрили его. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрико Карузо.

Успех- значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех, как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может пролететь мимо.

Быть хорошим учителем сейчас - это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для своих учеников на уроке.

Ситуация успеха

С социально-психологической точки зрения С психологической точки зрения С педагогической точки зрения
Оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязания, либо превзошел их. Целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом)

 

      Рассмотрим алгоритм создания ситуации успеха на уроках:

 

Способы Сущность Приемы
1. Установление психологического контакта Создание атмосферы доверия (доброжелательности), улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему. -Я рада видеть тебя... -Мне приятно общаться с Вами. -Как хорошо, что мы встретились.
2. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха Освобождение от психологического зажима -Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ. -Это очень важно сделать, и у тебя непременно получится. -Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. -Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений.
3.Четкая инструкция Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь. -Я бы начала с... -Я полагаю, что удобнее было бы сделать… -Достаточно вспомнить вот эту часть и... -Может быть, попробуешь... -Именно ты и мог выполнить такое дело.
4. Авансирование личности. Персональная исключительность. Провозглашение её достоинств. Мобилизация активности ребенка. -У тебя обязательно получится… Конечно ты это сделаешь, потому что ты... -Ведь у тебя хорошая зрительная память… -Твой сильный характер не боится неудач… -Я даже не сомневаюсь в успешном результате… -Только ты и мог бы… -Только тебе я могу доверить… -Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…
5. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Положительное подкрепление Переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости. -Без твоей помощи твоим товарищам не справиться… -Это нам необходимо... -Это очень важно для нашей работы... -Наше дело зависит от твоей работы... -Только ты и сможешь... -Никто, кроме тебя... -Именно ты способен это сделать...
6. Педагогическое внушение. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности Через интонацию, пластику, мимику. Передача веры в успех, импульс к действию. -Начинай же! -Смелее, смелее... -У тебя получится! -Ты хорошо это делаешь… -Возможно, лучше всего начать с… -Выполняя работу, не забудьте о… -Так хочется поскорее увидеть…
7. Педагогическая оценка результата. Высокая оценка деталей. Оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней, позитивное оценивание, использование приема детальной оценки, т.е. похвалить за то, что получилось хорошо и др. -Вот эта деталь получилась прекрасно... -В этой работе хорошо прослеживается логика .. -Ты творчески поработал над данным заданием. -Тебе особенно удалось то объяснение… -Больше всего мне в твоей работе понравилось…
8. Вселение веры ученику Вселение веры ученику в его будущие успехи. -В следующий раз получится ещё лучше! -В следующий раз ты сможешь выполнить ещё более сложное задание.

 

Таким образом, создание ситуации успеха на уроке включает:

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание  друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

 Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

 Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

 Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

 Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Существуют некоторые элементы успеха:

1. Охрана физического и психологического здоровья ребенка, его психологическая защита, создание комфорта и удовлетворение потребности в эмоциональном общении.

2. Направленность педагогического процесса на интеллектуальное, личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей.

3. Развитие базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей.

Важно, что и учебная программа должна быть приспособлена к возможностям ученика, созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в учебном процессе, способствовать возможности высказываться на уроке, выбирать собственный путь при решении задачи, уметь отбирать наиболее оптимальные пути решения, учить творчеству, выбору разнообразных видов деятельности. Некоторые учащиеся, ранее не уверенные в себе, добиваясь пусть даже незначительного успеха, обретают уверенность. Такая работа развивает творческие способности учащихся и, как правило, бывает направлена на успех.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.