Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпоха Возрождения



 

Главное требование – сделать выступление культурологическим, «вписав» то или иное явление в контекст конкретной эпохи.

 

Настоятельно рекомендую придерживаться следующей

структуры выступления на практических занятиях:

 

1. Краткие биографические сведения (если речь идет о конкретной персоне): очень кратко и в той степени, в какой биография автора определялась характером эпохи.

2. Социокультурный контекст эпохи с учетом региональных реалий и основные особенности творчества (общая характеристика).

3. Культурологический анализ изученного феномена (текста, памятника).

4. Самостоятельный, аргументированный культурологический по характеру вывод: какие качества конкретной эпохи нашли отражение в исследуемом явлении художественной культуры. Очень важный момент. Вы вооружаетесь теми качествами, которые мы обозначили применительно к эпохе, и по каждому проговариваете, как это качество отразилось в рассматриваемом феномене. Подход у нас, таким образом, контекстный и качественный.

 

В процессе освоения предмета «Мировая художественная культура раннего Нового времени» вы напряженно, целенаправленно стараетесь держать общий план, представлять себе эпоху как целое, все элементы которого взаимосвязаны. Такова дисциплина: напоминаю, что даже в разговоре о творчестве  Леонардо да Винчи акцент делается не на его уникальности, а на типичности: что делает Леонардо да Винчи и его наследие феноменом именно культуры Возрождения. Заметьте – творчество любого автора берется в совокупности, как единый феномен, порожденный временем.

 

Внимание! В процессе подготовки к выступлению сформулируйте ключевые, на Ваш взгляд, положения, которые должны быть отражены в конспектах Ваших однокурсников.

 

Продолжительность выступления 10-12 минут.

Категорически запрещается зачитывать сообщение. В конспект можно лишь периодически заглядывать. Зачитать можно только цитаты, а также формулировки, которые Вы будете давать однокурсникам «под запись». Не используйте в Вашем выступлении отсылки к именам, памятникам, событиям, текстам, о которых Вы не имеете представления. Со всеми «тёмными» местами необходимо разобраться до семинара.

Будьте готовы ответить на вопрос, какими изданиями Вы пользовались для подготовки (название работы, имя автора, общее впечатление от прочитанного). В перечне материалов есть список рекомендуемой литературы, но возможно использование и других работ. Пользоваться интернет-источниками не возбраняется, но только не анонимными и в сочетании с печатными текстами (в качестве последних расцениваются, разумеется, и их электронные версии).

Приветствуется эмоциональная, неравнодушная подача материала. Еще раз: будьте внимательны: не показывайте изображений, которые вы не можете прокомментировать (хотя бы кратко). Изобразительный ряд по темам – обязателен.

 

Примечание для студентов, чьи сообщения связаны с искусством музыки: в прошлом семестре при работе на платформе Discord музыкальные фрагменты можно было демонстрировать только одним способом – прикрепив ссылки на них.

 

Эпоха Возрождения

1.Сады Ренессанса (по книге Д.С.Лихачева «Поэзия садов»). Смысловая установка: по каким чертам можно узнать сад эпохи Возрождения и как эти черты соотносятся с основными качествами эпохи Возрождения. Было бы неплохо заглянуть в раздел, посвященный садам Средневековья, чтобы ввести в выступления элемент сравнения. Для углубленного анализа – вилла д'Эсте в Тиволи (можно – по другим изданиям, не только по книге Лихачева), а также – по желанию – сад Джусти в Вероне. Просьба не приводить в качестве примера садов эпохи Возрождения виллу Альдобрандини, а также виллу Ланте.

2.Джованни Пико делла Мирандола (для углубленного анализа - «Речь о достоинстве человека»). При подготовке сообщения на эту тему рекомендую, кроме самого текста, посмотреть книги Л.Н.Баткина «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» (М., 1990), часть первая, глава I, а также «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» (М., 1978). Можно обратиться и к другим книгам Баткина, посвященным гуманистам и их взглядам. Посмотрите также работы Л.М. Брагиной и Н.В. Ревякиной.

3.Джаноццо Манетти (для углубленного анализа - «О достоинстве и превосходстве человека»). При подготовке вопроса можно посмотреть параграф, посвященный Манетти, в книге: Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990), а также другие работыБаткина, посвященные гуманистам и их взглядам. Посмотрите также работы Л.М. Брагиной и Н.В. Ревякиной.

4.Категория «разнообразие» (на основе книги: Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990), часть первая (глава II «Гуманистическое понятие природного разнообразия (варьета)») и часть вторая («Воплощенная варьета. Леонардо да Винчи»).

5.Музыка эпохи Возрождения: основные жанры. (Можно подготовить по учебному пособию Л.В. Никифоровой «Западноевропейский Ренессанс» - отсканированные страницы я вышлю, а также по соответствующему разделу книги М.С. Кагана «Музыка в мире искусств», который я также вышлю). Важно привести и прокомментировать музыкальные фрагменты-примеры. Особый акцент желательно сделать на жанре мадригала. При подготовке обратите внимание на работы, которые Л.В. Никифорова рекомендует для изучения, в том числе на следующее издание: Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Кн. 1: От античности к XVIII веку. – М.: Музыка, 1983. Книга есть в Интернете. При подготовке сообщения ни в коем случае не выходите за границы эпохи Возрождения.

6.Полифония строгого стиля. Cantus firmus. Теория музыки (на примере деятельности Дж. Царлино). (Задача – «обыграть» на примере искусства музыки такое качество эпохи, как рациональность, а также подчеркнуть особую роль теории в развитии художественной сферы). Обязательно подберите 2-3 фрагмента для прослушивания. По данной теме есть отсканированные материалы. Пришлю.

7.Театральная архитектура и особенности актерского мастерства эпохи Возрождения (на примере театра «Глобус» и аналогичных стационарных театров Лондона). (Задача – проанализировать устройство английского ренессансного театра, «привязав» его к особенностям эпохи; также можно рассказать о приемах актерской игры в рассматриваемый период, но это – в качестве дополнения). Разрешаю посмотреть в «Википедии» страницу «Театр «Глобус»» (разделы «Планировка «Глобуса»» и «Театральная техника в эпоху Шекспира»).

8.Литература эпохи Возрождения: основные жанры. (Подготовку этой темы также можно начать с учебного пособия Л.В. Никифоровой «Западноевропейский Ренессанс»).

9.Особенности итальянского театра эпохи Возрождения: общая характеристика, без углубленного анализа конкретной темы. Акцент – на «ученой комедии». Внимание! Просьба при подготовке темы не касаться комедии дель арте (просто упомяните, что такой феномен был, но углубляться в особенности не нужно).

10.Феномен меценатства.Художественная жизнь при дворе Франциска I.

11.Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной эпохи (по одноименной книге И.Е.Даниловой. М., 1991). Акцент – на статусе творческой личности, на взаимоотношениях с обществом и, возможно, конкретными людьми. Описывать произведения, созданные Брунеллески, не нужно.

12.Медичи как покровители искусства (можно по книге: Шевлякова Д.А. Лоренцо Медичи. Государь эпохи Возрождения. М., 2001. Стратерн Пол. Медичи. Крестные отцы Ренессанса. М., 2010). Тема довольно большая, поэтому может быть подготовлена двумя студентами.

13.Папа Юлий II как меценат.

14.Уильям Шекспир. (Задача – обозначить в творчестве Шекспира качества эпохи Возрождения, а также черты кризиса ренессансной картины мира. Для углубленного анализа – «Гамлет»).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.