|
|||
Структура правосознанияСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Понятие и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Структура правосознания - Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом. - Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания. - Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д. - Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления). - Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения. Правовая идеология — это совокупность правовых идей, взглядов, требований различных групп и слоев общества, которая является результатом развития теории, осознания и формулирования различных общественных интересов. Правовая идеология разрабатывается политиками и учеными — юристами, политологами, экономистами, которые учитывают общественную реальность, расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы населения, другие факторы. Правовая идеология также имеет свои элементы: понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и т. д. Правовая психология — это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга (бессознательно).
В зависимости от субъектов-носителей правосознания различают: · Индивидуальное правосознание (правовые представления и чувства индивидуума), · групповое правосознание (правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев населения), · общественное правосознание (правовые представления и чувства общества в целом). В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают: · обыденное (массовое, эмпирическое) правосознание; · профессиональное правосознание; · научное (теоретическое) правосознание.
Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц. К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность. Формами выражения правового нигилизма являются нарушения прав человека, слабая эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности. Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления. Основные формы проявления: 1) нереалистическое отношение к праву; 2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права; 3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь; 4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений; 5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений; 6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме: а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов; б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта; в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом; г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т.д.; 7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки; 8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т.д.
Российскому правосознанию присущи различные особенности и характерные черты. Они очень тесно связанны с особенностями национального менталитета, поэтому среди основных особенностей правосознания и правовой культуры можно выделить некоторые элементы, которые коренятся именно в русской ментальности, такие как милосердие, неприязнь к формализму, противоречивость и т.д. Причем стоит отметить тот факт, что на различных этапах развития российского общества правосознание изменялось. В этой связи можно провести небольшую классификацию особенностей правосознания в России. К первой группе можно отнести исторически сложившиеся особенности - это те, которые традиционно переходят из поколения в поколение. Это, например, пренебрежительное отношение русских людей к закону, но в тоже время очевидное проявление уважения к порядку. Вторая группа включает в себя особенности правосознания россиян на современном этапе развития общества, такие как высокий уровень правового нигилизма или юридическая неграмотность и так далее. Кроме того, не все эти особенности несут позитивный характер. Итак, рассмотрим особенности российского правосознания более подробно.
Правовое воспитание в широком смысле – представляет собой весь процесс формирования правосознания и правовой культуры под влиянием различных социальных факторов. Правовое воспитание в узком – это систематический управляемый процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных средств и методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры Содержание правового воспитания: Приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности и выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Правовое воспитание включает в себя элементы: 1)Субъекты воспитания (органы гос-ва, гос. служащие, политики, преподаватели) 2)Объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы) 3)Содержание воспитания 4)Методы воспитания Формы правового воспитания: 1)Нравственно – правовое воспитание ребенка в семье 2)Изучение основ правоведения в общеобразовательных школах и иных учреждениях 3)Профессиональное юридическое образование 4)Самообразование (собственный анализ правовых явлений) 5)Правовой всеобуч (работа специальных правовых семинаров) 6)Правовая пропаганда СМИ (распространение правовых идей и правовых требований среди населения, посредством телевидения, радио, иных СМИ, это беседы на правовые темы, круглые столы специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам, тематические передачи) 7)Массовая воспитательная работа с гражданами по месту жительства: · Лекционная пропаганда · Лекторий по юридической тематике · Недели правовых знаний · Научно практические конференции 8)Работа с молодежью – школьные правовые олимпиады, диспуты на тему права и морали, кружки молодого юриста 9)Юридическая практика – способствует передачи юридической информации, знаний, посредством участия граждан в процессе и прежде всего, в правоприменительной деятельности. 10)Издание литературы по юридической проблематики (комментарии законов, юридические практики, брошюры). 11)Создание и распространение компьютерных баз данных (Консультант+
|
|||
|