|
|||
Краткое содержание книги «Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора» А. Остервальдера.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Краткое содержание книги «Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора» А. Остервальдера. Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации. ШАБЛОН Предлагается рассмотреть 9 структурных блоков бизнес-модели (рис. 1). Рис. 1. Девять структурных блоков бизнес-модели Потребительские сегменты – одна или несколько групп клиентов, охватываемая бизнес-моделью. Группы клиентов представляют различные сегменты, если: • различия в их запросах обуславливают различия в предложениях; • взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта; • взаимоотношения с ними нужно строить по-разному; • их выгодность существенно различается; • их привлекают разные аспекты предложения. Можно выделить следующие потребительские сегменты: массовый рынок, нишевый рынок, дробное сегментирование, многопрофильное предприятие, многосторонние платформы (например, предприятие, предлагающее бесплатную прессу, нуждается в большом числе читателей, чтобы привлечь рекламодателей, и заинтересовано в рекламодателях, чтобы финансировать производство и распространение). Ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю. Например, новизна, производительность, изготовление на заказ, помочь делать ему свою работу (авиакомпании платят Rolls-Royce за каждый час работы их двигателей), дизайн, бренд/статус, цена, экономия на расходах, снижение риска, доступность, удобство/применимость. Каналы сбытавыполняют ряд функций, в частности: • повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании; • помогают оценить ценностные предложения компании; • позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги; • знакомят потребителя с ценностными предложениями; • обеспечивают постпродажное обслуживание. Взаимоотношения с клиентами.Например, персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание. Потоки поступления дохода.Например, продажа активов (товаров), плата за использование, оплата подписки, аренда/лизин/рента, лицензии, брокерские проценты, реклама. Ключевыми могут быть следующие ресурсы:материальные, интеллектуальные, людские, финансовые. Ключевые виды деятельности.Например, Microsoft – разработка ПО, Dell – управление отношениями с поставщиками, McKinsey – разрешение проблемных ситуаций. Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом: производство, решение проблем, платформы/сети. Ключевые партнеры. Можно выделить четыре типа партнерских отношений: 1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями. 2. Стратегическое партнерство между конкурентами. 3. Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов. 4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих. Можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений: оптимизация и экономия в сфере производства, снижение риска и неопределенности, поставка ресурсов и совместная деятельность. Структура издержек. По этому признаку бизнес-модели можно разделить на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности. По структуре издержки можно разделить на следующие категории: фиксированные издержки, переменные издержки, экономия на масштабе, эффект диверсификации. Девять структурных блоков бизнес-модели формируют основу инструмента, который мы назвали шаблоном бизнес-модели (рис. 2). Шаблон лучше распечатать как можно большего формата, так чтобы сразу много людей могли с ним работать. Используйте стикеры и маркеры. Пример бизнес-модели: Apple объединила в одном предложении уникальное по дизайну устройство iPod, программное обеспечение iTunes и доступ к онлайн-магазину. Рис. 2. Шаблон бизнес-модели Подобно работе головного мозга, где левое полушарие отвечает за логику, а правое – за эмоции, левая часть шаблона отвечает за деятельность, а правая – за ценность (рис. 3). Рис. 3. Две части шаблона
|
|||
|