РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Функции педагогической науки
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
- 1) описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
- 2) диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
- 3) прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
- 1) проективный - связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
- 2) преобразовательный - направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
- 3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
п/п
| Раннее средневековье
| Среднее средневековье
| Позднее средневековье
| 1.
| Платон (429-347 г до н.э)
Главная идея воспитания:
«следует позаботиться о…
воспитании как мужчин, так и
женщин, от ранних лет до
зрелых-вплоть до старости»
Система воспитания:
религиозное воспитание,
целью которого является дать
гражданам некоторые
представления о божествах и
научить исполнять
необходимые культовые
функции
| Ибн Сина Авиценна (980-1037 г) Считал, что человек должен быть честным во всех отношениях и обращаться с другими в вежливой форме. Выделил три вида дружбы
| Рене Декарт (1596) Идеал воспитания-развитие ясного мышления, основанного на доказательстве , образование – естественное право каждого, а не привилегия
| 2.
| Конфуций (551-479 до н.э)
Основные принципы:
-всестороннее, гармоничное
развитие личности
-нравственное начало в
воспитании и образовании
-воспитание в духе традиций-индивидуальный подход
| Томас де Акино(Фома Аквинский)( около 1225-1274 г) В его философской системе сложился новый подход к образованию и воспитанию
| Джон Локк (1632) Человек рождается будучи «чистой доской» и готовый воспринимать окружающий и посредством рефлексии Выступил за расширение общего состава учебного курса
| 3.
| Святой Августин (354 –
430 гг.
до н.э.)
«Бог не посылает
невозможных
вещей, но, посылая
какие
команды, предлагает
вам делать
то, что вы можете,
спрашивать,
что вы не можете, и
помогать
вам, чтобы вы могли», -
была
одна из его самых
запоминающихся фраз.
| Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877) Связывал три ступени в развитии человека с этапами развития познания, называя их разу, рассудок, внутреннее чувство
| Николас Оресме (1323-1382 гг.) один из главных драйверов средневековой реконструкции, с современным мышлением, современным и обширным. «Правда иногда не может вызывать доверия», - сказал он
| 4.
| Марк Фабий Квинтилиан (35-
ок. 100 г.н.э)
Главная идея воспитания:
«Отец как только родится у
тебя сын, возложи на него
самые большие надежды»
Цель: развитие души, ибо она у
нас небесного происхождения
Методы: забота,
естественность, игра
| Эразм Ротердамский (1467-1536 гг.) Заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиции при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника.
| Мишель Эйкем де Монтень(1533-1592) Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество Ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждения
| 5.
| Аристотель (384-322 до н.э)
Аристотель был первым
мыслителем, создавшим
всестороннюю систему
философии,
охватившую все
сферы человеческого
развития:
социологию,
философию,
политику, логику,
физику. Его взгляды на
онтологию имели
серьёзное влияние на
последующее развитие
человеческой мысли.
| Жан Буридан (ок. 1300) Выдвинул идею свободного воспитания, главное и наиболее сложное искусство наставника- уметь ничего не делать с учеником активности воспитанника
| Френсис Бэкон (1561) Издал тракт «О достоинстве и увеличении наук» Где классифицировал науки и в качестве отдельой отрасли знания выделил педагогику
|
|