Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Высшая школа естественных наук и технологий

 (наименование высшей школы / филиала / института)

ОТЧЁТ

о прохождении практики

Вид практики:

учебная

 

(учебная / производственная)

Тип практики:

учебная практика, проектная практика

 

 

Место прохождения практики (база практики):

С(А)ФУ, ВШЕНиТ,

кафедра теоретической и прикладной химии

(наименование места прохождения практики)

Срок прохождения:

с «_02_» ___11___ 2020 г. по «_26_» ___12___ 2020 г. и

с «_11_» ___01___ 2021 г. по «_16_» ___01___ 2021 г.

       
  Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Панфилова Ольга Алексеевна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: Энерго- и ресурсосберегающие процессы    
  (код и наименование)
  Курс: 1
  Группа: 301055
      Руководитель практики от университета: Почтовалова Александра Сергеевна Богданов Михаил Владимирович
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

 

Признать, что отчёт выполнен и защищен с отметкой   

   

 

  (отметка прописью)
Руководитель практики от университета      
    (подпись) (инициалы, фамилия)

 

Архангельск 2020

ЗАДАНИЕ

1. Сбор информации по теме исследования.

2. Систематизация и анализ данных литературных источников; перевод зарубежных статей по теме исследования, разработка теоретических положений научной работы.

3. Написание отчета, подготовка презентации по результатам проведенной работы за период прохождения практики.


ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……………………………..….....6

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА...…………………………………………………11

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.…………………………….14

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.………..16

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об исполнении требований природоохранного законодательства в сфере производственного экологического контроля остается актуальным уже продолжительное время и с каждым этапом реформирования экологического законодательства ему уделяется всё большое значение. Так, согласно принятому Указу Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», устанавливается, что одним из механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является повышение эффективности производственного экологического контроля. Это показывает, что производственному экологическому контролю на протяжении длительного времени будет уделено повышенное внимание, что определяет значимость и актуальность, изучаемого в рамках настоящей работы, вопроса.


 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Изучение терминологии, обозначений и сокращений – необходимая часть деятельности по исследованию любой сферы. Ориентирование в документации и специальной литературе, оформление результатов исследований и отчётов и многое другое напрямую зависит от владения терминами и сокращениями. Рассмотрим, что необходимо знать в сфере производственного экологического контроля и мониторинга.

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль (производственный контроль в области охраны окружающей среды) - вид контроля, осуществляемый в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

Передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Соответствие - выполнение требования.

Несоответствие - невыполнение требования.

Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.

Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности.

Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Показатель - отображение в измеримом виде состояния или статуса операций, менеджмента или условий.

Мониторинг - определение статуса системы, процесса или деятельности.

Экологические результаты деятельности - результаты деятельности (измеримый итог), относящиеся к менеджменту экологических аспектов, реализации политики в области охраны окружающей среды, достижению экологических целей или соответствию другим установленным критериям в области охраны окружающей среды.

Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Выброс вещества – выброс вещества, поступающего в атмосферу из источника примеси. 

Источник выброса или Источник загрязнения атмосферы (ИВ или ИЗА) - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;

Источник выделения – объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения топлива, свалка промышленных и бытовых отходов и т.д.).

Мощность выброса – количество выбрасываемого в атмосферу вещества в единицу времени.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;

Временно согласованный выброс (ВСВ) – временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения, установленного предельно допустимого выброса.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

Технологический норматив выброса (ТНВ) - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.

Технологический показатель выброса - показатель концентрации вредного (загрязняющего) вещества, объема или массы выброса вредного (загрязняюще-го) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процес-сы и оборудование.

Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника.

Установка очистки газа (УОГ) - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Степень очистки газа (эффективность очистки газа) - отношение массы извлеченного из газа или прореагировавшего загрязняющего вещества к массе загрязняющего вещества, присутствующего в газе до очистки.

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Обозначения и сокращения:

Водные биологические ресурсы      -     ВБР

Водный кодекс -     ВК

Градостроительный кодекс   -     ГК

Газоочистная установка / установка очистки газа -     ГОУ

Загрязняющее вещество -     ЗВ

Земельный кодекс -     ЗК

Интегрированная система менеджмента   -     ИСМ

Комплексное экологическое разрешение -     КЭР

Негативное воздействие -     НВ

Наилучшие доступные технологии -     НДТ

Неблагоприятные метеорологические условия   -     НМУ

Отдел экологии -     ОЭ

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду      -     ОНВ

Производство биологической очистки       -     ПБО

Производственный экологический контроль -     ПЭК

Росприроднадзор -     РПН

Российская Федерация -     РФ

Система автоматического контроля. -     САК

Служба главного инженера   -     СГИ

Служба главного механика   -     СГМ

Санитарно – защитная зона   -     СЗЗ

Средства массовой информации      -     СМИ

Стандарт предприятия -     СТП

Территориальный орган -     ТО

Тепловая электростанция       -     ТЭС

Территориальное управление -     ТУ

Федеральный закон      -     ФЗ

Целлюлозно - бумажный комбинат -     ЦБК

      НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Выделение законом производственного контроля в качестве отдельного вида экологического контроля было осуществлено в соответствии с рекомендациями, сформулированными в международных документах, в частности Модельного закона «Об отходах производства и потребления», утверждённого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 июня 1998 г. Согласно этому документу, странам - участникам было рекомендовано установить обязанность для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, в целях проверки выполнения экологических, санитарных и иных требований по обращению с отходами связанную с отходами, проводить производственный контроль28.

Специального закона, непосредственно регулирующего отношения производственного экологического контроля в российском законодательстве нет. Отдельные нормы закреплены и имеют отражения в разных источниках права.

Основным законом, в котором нашли закрепления общие норы, регулирующие отношения производственного контроля в области охраны окружающей среды федерального уровня является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В статье 67 Закона определяются цели проведения производственного экологического контроля, определяются требования к субъектам, которые обязаны осуществлять производственный контроль, их обязанности, также приводится перечень сведений, который должен содержаться в программе производственного экологического контроля. Кроме того, законом устанавливается, перечень информации, который должен быть отражен в документации, содержащей сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Также отдельные нормы, регулирующие отношения в области производственного экологического контроля содержатся в Земельном кодексе РФ (ст.73)30, Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст.26)31, Федеральном законе от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст.25)32. Указанные источники имеют специальный характер по отношению к Закону об охране окружающей среды.

Однако к самым многочисленным источникам можно отнести подзаконные акты, а именно акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных министерств.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Постановление Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены Положения о государственном экологическом надзоре в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов, а также объектов животного мира и среды их обитания.

Не менее важными для природопользователей являются нормативные правовые акты принятые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Это Приказ Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам»40, Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», Приказ Минприроды России от 14 сентября 2011 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Томской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» и др.

Поскольку в действующем законодательстве требования к порядку осуществления производственного экологического контроля, структуре и принципам его организации отсутствуют, природопользователи в своей деятельности вправе руководствоваться национальными стандартами, к таким стандартам можно отнести:

ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт РФ. «Производственный экологический контроль. Общие положения» (устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля)43;

ГОСТ Р 56061-2014. Национальный стандарт РФ. «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного

ГОСТ Р 56059-2014. Национальный стандарт РФ. «Производственный экологический мониторинг. Общие положения» (устанавливает общие требования к организации и проведению производственного экологического мониторинга)45;

ГОСТ Р 56063-2014. Национальный стандарт РФ. «Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга» (устанавливает требования к программам производственного экологического мониторинга).

Здесь стоит отметить, что несмотря на то, что приведённые национальные стандарты подлежат добровольному использованию, при разработке программы производственного экологического контроля следует непосредственно руководствоваться этими нормативными актами, так как согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 февраля 2017 г. № 10647, Росприроднадзор при проведении федерального экологического надзора оценивает соблюдение природопользователями требований установленных указанными стандартами.

Поскольку вопросы охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то на региональном уровне каждый субъект Российской Федерации, также принимает свои нормативные правовые акты, которые призваны обеспечивать охрану окружающей среды на подконтрольной субъекту территории.

К числу источников относятся и акты органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Такие акты издаются в пределах установленной компетенции и устанавливают общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования.

Как отмечалось производственный экологический контроль является экологическим контролем локального уровня, а значит большое значение в качестве источников будут иметь внутренние (локальные) документы организации, например, такие как программы производственного экологического контроля, планы природоохранных мероприятий, должностные инструкции и др.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

 

Объектами ПЭК являются:

Компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы,а также озоновый слой атмосферы)

Источники загрязнения окружающей среды

Источники воздействия физических факторов

Системы очистки сточных вод

Установки очистки газа

Объекты накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов

Источники выбросов парниковых газов

Источники образования или использования озоноразрушающих веществ

Зоны с особыми условиями использования территории

Информация заинтересованных сторон

Требования к проведению ПЭК на объектах, находящихся в состоянии реконструкции, строительства, сноса или технического перевооружения, устанавливаются в соответствующих регламентах процессов и СТП ИСМ 45, договорах подряда, проектной и иной документации.

Область осуществления ПЭК Требования законодательства
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники выбросов. Обязанности: необходимо направить в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п.3 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"  (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ )): - сведения об ответственных лицах за проведение производственного контроля и об организации экологических служб на объектах; - результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов от источников, указанных в п.4.5 ГОСТ Р 56062-2014 .
Производственный контроль в области обращения с отходами Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ) Обязанности: необходимо систематизировать информацию: - об отходах, образующихся в процессе деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов; - об объектах размещения отходов (далее - ОРО) на данном объекте; - об инвентаризации ОРО. Также необходимо проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду В рамках осуществления ПЭК контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики оборудования и объектов, отраженных в п.4.7 ГОСТ Р 56062-2014 .
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, в пользовании которых находятся водные объекты Обязанности: при использовании водных объектов собственники водных объектов, водопользователи обязаны (п.2 ст.39 Водного кодекса РФ ): - вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества; - вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами; - бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Учет объема забора и (или) сброса вод необходимо вести в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества , утвержденным Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 Регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики объектов, сооружений и оборудования, содержащихся в п.4.6 ГОСТ Р 56062-2014 .

 

 

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

Все организации и предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с I по III категорию должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и сдавать по ней ежегодный отчет (см. Ст. 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Подробно про необходимость разработки ПЭК можно посмотреть здесь.

Требования к структуре самой программы и ее содержанию, а также информация о порядке и сроках представления соответствующего отчета представлены в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018.

Структура программы ПЭК

Программа производственного экологического контроля является внутренним локальным документом предприятия и должна состоять из следующих разделов:

1.Общие положения.

2.Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.

3.Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.

4.Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

5.Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

6.Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством российской федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

7.Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Общие положения

В этот раздел включают самые общие сведения о предприятии: его наименование, организационно-правовая форма, адреса (юридический и фактический), коды ИНН и ОГРН и прочие, краткое описание деятельности и организационную структуру (при желании).

Обязательно: наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта, как прописано в свидетельстве о постановке на учет.

 

В общем разделе, необходимо указывать наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Для объектов, подлежащих федеральному государственному надзору – в территориальный отдел Росприроднадзора, для «регионалов» - в соответствующий исполнительный орган Субъекта РФ.

Также этот раздел содержит сведения о должностном лице, ответственном за осуществление производственного экологического контроля и подачу ежегодной отчетности, и проставить дату утверждения программы.

Инвентаризация

Далее в программе должны присутствовать три раздела, посвященные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, и инвентаризации отходов. 

Наименование раздела Содержание
Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке. Показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте. Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников Сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование. Показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом. Показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом. Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.
Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов. Сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49. Сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

 

Ответственные лица

Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

1.Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.

2.Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.

3.Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности.

Лаборатории

В данном разделе обязательно указать, имеет ли предприятие собственную аккредитованную лабораторию или привлекает стороннюю лабораторию для выполнения аналитических исследований.

В обязательном порядке должны быть наименования и адреса испытательных лабораторий (центров) и реквизиты соответствующих аттестатов аккредитации с указанием информации об области их аккредитации.

Осуществление производственного экологического контроля

Раздел "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений" должен содержать:

 

подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха";

подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов";

подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами". 

Наименование подраздела Содержание
Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха План-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК загрязняющих веществ на границе предприятия. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений (Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов Мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов*. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод*. Программа должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений. См. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (Приказ Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205). План-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков. Периодичность - не реже двух раз в год. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование. Программа содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом. Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.
Производственный контроль в области обращения с отходами Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66). Сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

 

Ответственность за нарушения при осуществлении ПЭК

За нарушение требований природоохранного законодательства при осуществлении ПЭК предусмотрена административная ответственность.

     
Нарушения Статья Штрафы
Ненадлежащее осуществление ПЭК (например, нарушение ст.8.1 КоАП РФ   - на должностных лиц - предупреждение или от 2 000 до 5 000 рублей;
плана-графика проведения ПЭК, невыполнение требуемых инструментальных измерений)   - на юридических лиц - предупреждение или от 20 000 до 100 000 рублей.
Не осуществляется ПЭК за ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ   - на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами   - на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    - на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Искажение, сокрытие информации ст.8.5 КоАП РФ   - на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей;
в предоставленной Программе ПЭК и/или Отчете   - на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 рублей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.