Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности образовательных услуг



Особенности образовательных услуг

Главные особенности образовательных услуг вкратце сводятся к следующему:

— это «чистые» услуги со всеми сопутствующими им свойствами (неосязаемость, неотделимость от производителя услуги, непостоянство качества, несохраняемость и т.д.);

— экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени;

— в большинстве случаев – коллективное потребление услуги (класс, аудитория);

— наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг;

— неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя;

— принадлежность образовательных услуг к категори общественных товаров.

Специфика услуг

Характеристика услуги Описание характеристики
неосязаемость услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения
неотделимость от источника услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя. Отсюда вытекает зависимость качества услуг от эмоционального и физического состояния человека, если он становится таким непосредственным источником
непостоянство качества качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания. В ходе анализа данное свойство проявляется в усложнении градации одной и той же услуги по параметрам качества
несохраняемость услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных запасов. С одной стороны, это свойство стимулирует производителя к постоянному их оказанию, с другой стороны, услуги невозможно перепродать, ими нельзя спекулировать
   

 

Последняя особенность заслуживает более подробного рассмотрения.

Современное производство диктует более высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства, умения обращаться с современной техникой.

Образовательные услуги – это в большинстве развитых стран, общественные блага, потребление которых обеспечивает положительный экстенсивный эффект в экономике. Следует отметить, что теория «общественных товаров» (благ) недостаточно разработана в западной, а тем более, в российской экономической литературе. Существует несколько точек зрения на то, что включать в их круг. В частности, известный экономист У.Парето ограничивал этот круг «чистыми» общественными товарами, главные признаки которых – неисключаемость из потребления и неделимость в потреблении. Имеются в виду национальная оборона, правоохранительные органы, единая энергосистема, сети коммуникаций, услуги правительства. В отличие от него П.Самуэльсон – лауреат Нобелевской премии по экономике, не считает, что «общественный товар» обязательно должен соответствовать двум названным признакам. Поэтому он относит к такого рода товарам еще и услуги образования и здравоохранения.

В ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных поскольку существуют такие виды услуг, для которых характерны признаки и тех, и других. Например, высшее образование. С одной стороны его услуги близки к общественному товару (студенты потребляют их коллективно, и поровну), с другой стороны – к частному, ибо эта услуга не отвечает принципу неисключаемости из потребления.

 

 

Рынок во многих случаях не в состоянии найти выражение результатов деятельности людей, связанной с «общественными товарами». Эти результаты – экономическое равновесие, сохранение и защита эстетических ценностей рост творческого потенциала населения, увеличение продолжительности его жизни, укрепление нравственной культуры и т.д. В таких областях необходимо иметь дело с соответствующими натуральными показателями: средняя продолжительность жизни, средний уровень образования, степень загрязненности т.д. и пользоваться для их достижения преимущественно нерыночными методами, которые принято называть административными. Их наличие и использование не означает отказ от рыночной экономики, напротив, как показала практика развитых европейских стран, сама она не может не регулироваться в определенной степени «административно». Речь идет о взвешенном подходе к возможностям и объективно существующим границам «сугубо рыночных» методов.

Потребители образовательных услуг — это прежде всего определенные группы населения, для которых они предназначены. Личность студента, слушателя — не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Такое большое значение роли личности, как субъекта рыночных отношений, развивает положения классического либерализма в экономике. По данной теории единственно реальным экономическим субъектом рынка признается индивид. Все остальные субъекты рассматриваются как производные от него: «фирмы -как юридические фикции, а государство как агентство по спецификации и защите прав собственности. Учащихся, как субъектов рынка образовательных услуг необходимо разделять на покупателей образовательных услуг на уровне додипломного и постдипломного образования. Необходимость такого обособления покупателей необходима с точки зрения маркетинга. Это связано с тем, что субъекты на рынке постдипломного образования характеризуются рядом особенностей: они более нацелены на результат обучения, более требовательно ориентированы на качество обучения, у них есть определенный опыт работы, который позволяет им более быстро усваивать новый материал при обучении им более важен учебный материал, который они могли бы применять на практике.

Теория образовательных услуг еще не сложилась окончательно, не выработано общепризнанного определения самого понятия образовательной услуги, нет полного исследования ее специфических свойств

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.